Упражнения на фонематическое восприятие
тренажёр по логопедии

Зуева Ольга Геннадьевна

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова.

Дети с развитым фонематическим восприятием говорят чисто, так как их мозг чётко воспринимает все звуки речи.

У детей с нарушением фонематического восприятия страдает не только звукопроизношение, но и само понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы и слова с этими фонемами звучат для них одинаково. Правильное развитие фонематического восприятия и фонематического слуха лежит в основе усвоения навыков чтения и письма. Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Чтобы правильно произносить звуки, необходимо уметь их чётко различать. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_fonematicheskoe_vospriyatie.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на фонематическое восприятие

  • Упражнение 1. «Угадай, что звучит?»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Педагог показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. Дети отвечают, и педагог снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название. Можно также проводить игру с природными материалами (камень, листья, шишки, а также крупы разные).

  • Упражнение 2 «Алфавит»

Если играет группа детей, то каждому присваивается какая – либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать и топнуть ногой. С группой детей можно провести игру на выбывание.

  • Упражнение 3 «Угадай, чей голос?»

Педагог подходит к любому ребёнку в классе, и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

  • Упражнение 4 «Где стучали?»

Дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь

в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.

  • Упражнение 5 «Цепочки слов»

Эта игра заключается в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.

  • Упражнение 6 «Не ошибись»

Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом".

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому

составу, и постепенно переходить к сложным.

  • Упражнение 7 «Поймай нужный звук хлопком»

Педагог просит ребёнка услышав заданный звук хлопнуть в ладоши.

Например: Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки,

нос…

  • Упражнение 8 «Придумай слова»

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.). Далее игру можно проводить со слогами (ма-мама, мак, маска т.д.)

  • Упражнение 9 «Определи место звука в слове»

Педагог предлагает ребёнку услышав слово определить место заданного

звука: в начале, в середине, в конце слова.

Например: звук [Ш] – шапка, кошка, душ; [С] – солнышко, паста, нос; [Ч] –

чайник, кочка, ночь; [Щ] – щетка, щенок, помощь.

  • Упражнение 10 «Отхлопать слоги со звуком»

Педагог предлагает детям услышав звук [Б] хлопнуть в ладоши, а услышав

звук [П] стучать по коленкам (ба-пу-бо-по).

Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

  • Упражнение 11 «Магазин»

Педагог просит детей перечислить фрукты, названия которых начинается на звук [Л’]. Незнайка пришел в магазин за фруктами, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [Л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [Л’]. В усложненном варианте можно

проводить игру без наглядного материала.

  • Упражнение 12 «Какой звук есть во всех словах?»

Педагог произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук [Ш]. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – [Ж]; чайник, ключ, очки – [Ч]; щетка, ящик, щавель – [Щ].

  • Упражнение 13 «Назвать слово со звуком»

Педагог произносит сразу три или четыре слова. А дети определяют, какое слово было названо на данный звук. Например: звук [Б]: утка – бант – кит; [П]: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

  • Упражнение 14 «Кто внимательнее?»

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребёнок

внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [З].

Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя

его голосом, насколько это возможно.

  • Упражнение 15 «Угадай слово»

Педагог произносит слово с паузами между звуками, ребёнок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребёнок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с, р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а.

  • Упражнение 16 «Произнести по порядку все звуки в слове»

Педагог произносит слово, а ребёнок по порядку называет все звуки в данном

слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

  • Упражнение 17 «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Педагог раскладывает их перед ребёнком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки,

туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребёнок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом

выделять определяемый звук.

  • Упражнение 18 «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой»

Педагог бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому,

ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с

заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

  • Упражнение 19 «Подбери по звучанию»

Педагог выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка,

каток, горка. Затем, давая ребёнку по одной картинке, просит поставить её под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться

примерно такие ряды картинок:

ком

бак

сук

ветка

каток

горка

дом

рак

лук

клетка

платок

корка

сом

мак

жук

пятка

листок

норка

лом

лак

бук

плётка

моток

марка

  • Упражнение 20 «Живая азбука»

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать

предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать

их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

  • Упражнение 21 «Подбери похожие слова»

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка - ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию.

  • Упражнение 22 «Найди и назови нужное слово»

Педагог предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть

заданный звук.

Например: звук [C] Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа. 

Далее можно использовать отрывки из стихотворений.

  • Упражнение 23 «Исправь ошибки»

Педагог читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Дети

отгадывают и называют слова правильно. Можно использовать предметные

картинки.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук 

С длинными усами. (жук)

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Тает снег, течёт ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок).

  • Упражнение 24 «Дятел»

Педагог отстукивает разные ритмы в медленном и быстром темпе, а дети повторяют за ним.

  • Упражнение 25 «Определи на слух самое короткое слово»

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

(Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание

на определение самого длинного слова).

  • Упражнение 26 «Какой звук пропустил Незнайка?»

 Педагог называетслова пропуская первый или последний звук (- тка, - голка, -рбуз, -камейка, автобу-, -адуга, -арабан). Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.

  • Упражнение 27 «Назови слова»

1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д.

2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д.

3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д.

  • Упражнение 28 «Кружок»

Задание: «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнести слово

«мак». Сколько кружков надо нарисовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у младших и старших дошкольников.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонема...

Игровые технологии. Игры и упражнения для формирования фонематического восприятия у младших школьников

В течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к пи...

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспо...

«Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у учащихся начальной школы»

         Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом речи - понимается способность че...