Конспект урока "Звук и буква О"
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Екимова Елена Геннадьевна

Цель занятия:     Развитие фонематического слуха  и навыков чтения                                                                                                      

         Задачи:

Образовательные:

-закрепление понятия “гласный звук”,

-формирование  умения выделять звук [О] в начале слова,

-обучение анализу звуко-буквенных рядов, умению находить букву О среди других букв алфавита.

Коррекционные:

-развитие зрительного и слухового внимания,

-формирование навыка фонематического анализа,

-развитие просодической стороны речи (произносить звук длительно, коротко, громко, тихо),

-развитие ручной и артикуляционной моторики,

-формирование графо-моторных навыков.

 

Воспитательные:

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,  ответственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_o.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального занятия по развитию речевых функций.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся 1 класса с НОДА и интеллектуальными нарушениями (вариант 6.3)

 

          Тема:     Звук и буква О.                                                                                                      

 

         Цель занятия:     Развитие фонематического слуха  и навыков чтения.

                                                                                                     

         Задачи:

Образовательные: 

-закрепление понятия “гласный звук”,

-формирование  умения выделять звук [О] в начале слова,

-обучение анализу звуко-буквенных рядов, умению находить букву О среди других букв алфавита.

Коррекционные: 

-развитие зрительного и слухового внимания,

-формирование навыка фонематического анализа,

-развитие просодической стороны речи (произносить звук длительно, коротко, громко, тихо),

-развитие ручной и артикуляционной моторики,

-формирование графо-моторных навыков.

Воспитательные: 

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,  ответственности.

 Форма и тип занятия:  Коррекционно-развивающее индивидуальное занятие.

     

Учитель-логопед  ГБОУ школа №627 Невского района

Екимова Алена Геннадьевна

На занятии использованы современные образовательные технологии:

- личностно-ориентированный подход;

- игровые технологии

        Оборудование:  

Демонстрационный и раздаточный материалы:

  • Магнитная доска
  • Предметные картинки
  • Пластмассовые объемные буквы
  • Красный и синий кружки (символы гласных и согласных звуков)
  • Красные атласные ленточки (длинная и короткая)
  • Колокольчик
  • Аппликация буквы  О
  • Картинки с изображением артикуляции гласных звуков
  • Рабочая тетрадь с заданиями

План занятия:

1.Организационный этап: развитие слухового внимания и зрительно-пространственных представлений (где звенит колокольчик?).

2. Повторение пройденной темы, закрепление обобщающего понятия “овощи”.

3. Развитие фонематического слуха.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Формирование просодической стороны речи.

6. Развитие навыков фонематического анализа.

7. Физкультминутка.

8. Дифференциация звуков О, У.

9. Чтение и анализ звуко-буквенных рядов.

10. Развитие ручной моторики, графо-моторных навыков.

11.Подведение итогов занятия.

 

Этапы работы, деятельность педагога

Деятельность детей

Материально-дидактическое обеспечение

Организационный этап

Развитие слухового внимания и зрительно-пространственных представлений.

Логопед звонит в колокольчик. Ребенок должен с закрытыми глазами указать рукой и сказать, откуда слышен звук.

-Где звенит колокольчик?

-А сейчас, где звенит колокольчик?

-Слева.

-Справа.

Колокольчик.

Коррекционно-развивающий этап

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Повторение пройденной темы, закрепление обобщающего понятия “овощи”.

-Вика, сейчас мы вспомним, что проходили на прошлом занятии. Я буду показывать картинки, а ты называй, что изображено на них.

-Как это можно назвать одним словом?

Развитие фонематического слуха.

-Какой первый звук в слове “овощи”?

-Правильно, звук О. А чем отличаются звуки от букв?

Развитие артикуляционной моторики.

-Сегодня на занятии мы будем слушать и произносить звук О, а также читать слоги с буквой О. Давай посмотрим в зеркало и расскажем, что делают губки, зубки и язычок,  когда мы произносим звук О:

    -губки округлены и слегка вытянуты вперед;

    -зубки закрыты губками, мы их не видим;

    -язычок лежит на дне ротика;

    -горлышко работает.

Закрепление артикуляции гласных звуков.

-Посмотри на картинки. На каждой Колобок, который поет какой-то звук. Угадай, какой Колобок поет звук О?

Формирование просодической стороны речи. Произносить звук длительно и коротко с помощью ленточек.

-Посмотри, у меня две ленточки. Какие они?

-Когда ты будешь проводить рукой по длинной ленточке, будешь петь звук О долго.

-Если спускаешься ручкой по короткой ленточке, то поешь звук коротко, отрывисто

    -Губки стали как овал,

     Звук свободно зазвучал: О-О-О-О.

Закрепление понятия “гласный звук”.

-Какой звук мы пели, гласный или согласный?

-Каким кружочком мы обозначаем гласные звуки?

-Я буду петь разные звуки, когда услышишь гласный звук, подними красный кружок.

Развитие навыков фонематического анализа. Упражнение “Какой звук слышится в начале слова”. Перед ребенком выкладываются картинки, логопед произносит слово, выделяя  первый звук.

-Кто на картинке?

-Какой звук слышится в начале слова?

-Где слышится звук О в слове ослик?

Физкультминутка “Чудесные превращения”

“Дилы-дилы”- появились крокодилы.

“Моты-моты” – показались бегемоты.

“Афы-афы” – жуют листики жирафы.

“Ны-ны-ны” – водой брызгают слоны.

“Яны-яны-яны” – по веткам скачут обезьяны.

Дифференциация звуков О, У. 

Разложить картинки по звукам.

-Назови, что изображено на картинке. Если слово начинается со звука О, положи под буквой О, если со звука У, положи картинку под буквой У.

Чтение и анализ звуко-буквенных рядов.

-Найди из нескольких букв букву О.

Перед ребенком выкладываются звуко-буквенные ряды ОИ, ИО, которые нужно прочитать и произвести анализ.

-Какую первую букву ты прочитала?

-Какую вторую букву ты прочитала?

-Теперь я произнесу ОИ, какой первый звук ты слышишь?

-ОИ, какой второй звук ты слышишь?

Развитие ручной моторики, графо-моторных навыков.

-Обведи пальчиком букву О.

-Сделай букву О, соединив большой и указательный пальчики.

-Напиши букву О в воздухе, на поверхности стола.

Работа в тетради:

-Обведи в кружок все буквы О.

-Допиши букву О.

Ребенок называет овощи на картинках

-Лук, помидор, огурец, морковь.

-Овощи.

-О-о-о.

-Звуки мы слышим и произносим, а буквы  пишем и читаем.

Ребенок произносит звук и рассматривает артикуляцию.

Рука ребенка лежит на горлышке для контроля.

Ребенок показывает Колобка, который поет звук О.

-Длинная и короткая

-О-О-О-О-О-О

-О.

-О.

-Гласный.

-Красным.

Ребенок поднимает то красный, то синий кружки.

-Ослик.

-О-О.

-В начале слова.

Показывает руками пасть крокодила.

Садится на корточки.

Вытягивает шею.

Имитирует брызги пальцами рук.

Прыгает на месте.

Ребенок раскладывает картинки, называя их.

Ребенок выбирает из нескольких букв букву О.

-О.

-И.

-О.

-И.

Ребенок обводит пальчиком по контуру букву О.

Выполняет упражнение пальчиками.

Обводит в тетради.

Дописывает буквы.

Произносится слово, логопед выделяет звук О.

Вместе с ребенком перед зеркалом рассматривается и объясняется артикуляция звука.

Картинки с изображением Колобка, поющего звуки:

А, У, И, О.

Красные атласные ленточки (длинная и короткая).

Красный и синий кружки – символы гласных и согласных звуков.

Картинки с изображение предметов, начинающихся на звук О (ослик, облако, окна, озеро).

Картинки (ослик, облако, озеро, осы, улитка, утюг, удочка).

Магнитная доска, пластмассовые объемные буквы.

Аппликация буквы О из шершавого материала.

Рабочая тетрадь с заданиями.

Итоговый этап

-Какой гласный звук мы произносили и пели?

-Как называются звуки, которые произносятся голосом и которые можно петь?

-Какую букву ты обводила и дописывала?

-О.

-Гласные.

-Букву О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Большая буква в именах собственных 1 класс планета знаний

Конспект открытого занятия на тему "Большая буква в именах собственных" 1 класс Планета знаний...

Конспект урока "Заглавная буква"

Конспект урока  " Заглавная буква  в именах собственных"....

конспект - презентация урока "Буква Е, Ё после согласных"

Представлен урок литературного чтения по теме «Буква Е, Ё после согласных».  Перспективами использования данной методической разработки урока  является не только работа по предметным р...

Конспект урока "Строчная буква х", "Заглавная буква Х"

УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока "Согласная буква Л. Правописание строчной буквы л" + интерактивная презентация

Ход урокаI. Мобилизующая часть урока.II. Формирование новых знаний, умений, навыков.Фонетическая зарядка:– Как поют песенку без слов? (Ля-ля…)1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л] и [л′...