Формирование речевых навыков как средство социализации детей младшего школьного возраста в условиях семьи.
статья по логопедии

Формирование речевых навыков как средство социализации детей младшего школьного возраста  в условиях семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ortman_a.a._statya.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевых навыков как средство социализации детей младшего школьного возраста  в условиях семьи.

                                                                                                 Ортман А.А., учитель - логопед,

ГКОУ «Котовская школа – интернат»

 anogur@mail.ru

Социализация – это усвоение индивидом социальных норм. Это сложный процесс, в ходе которого происходит адаптация к окружающей социально-культурной среде. Одним из условий успешной социализации детей является подготовка их к самостоятельной жизни, где основным из факторов является формирование речевых навыков как средства коммуникации, умение общаться с другими людьми и выражать свои мысли. Развития речи и формирования культуры речевого общения - это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения,  как со стороны педагогов к подбору наиболее действенных средств и методов обучения, так и со стороны родителей. Практика показывает, что проблема формирования речевых навыков  решается не только в ходе уроков, коррекционно – развивающих  занятиях, но и в домашних условиях, в связи с чем,  родители должны понимать, что для полноценного речевого развития ребёнка семья играет важную роль.

Так как игра является ведущим видом деятельности у детей, то я считаю, что игровые технологии наиболее эффективный и доступный способы формирования коммуникативных навыков у детей,  как в учебной деятельности, так и в домашних условиях.  Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Родители должны понимать, что использование речевых игр  или речевых упражнений в домашних условиях, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Среди разнообразия видов  игр и игровых  упражнений в своей работе  отдаю предпочтение дидактическим играм, которые имеют заметное влияние на развитие коммуникативных навыков и умений.  Данный вид игр так же рекомендую родителям использовать в домашних условиях для формирования речевых навыков у детей.

 Дидактические игры  делю  на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно – печатные, словесные игры.

В играх с предметами  использую игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Ценность этих игр в том, что с их помощью имеют  возможность совершенствовать коммуникативные навыки и умения, а именно формирование умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение.

Среди игр с предметами на моих занятиях особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Когда дети  выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин», роль врача в игре «Больница». Данные игры  помогают детям  уточнить представление о различных бытовых ситуациях  в обществе.

Настольно-печатные игры, которые применяю при работе с детьми,   разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Это и парные картинки, и лото, и домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Данный вид дидактических игр помогает уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, что помогает детям становиться более социально адаптированными, поскольку  в этих играх ребенок постоянно сталкивается с новыми для себя неизвестными ситуациями и преодолевает их совместно со сверстниками.

В своей педагогической практике, применяю словесные  игры, направленные на речевое развитие, доброжелательное отношение детей к сверстникам и общение между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.  Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. Преимущество словесных игр в том, что они  побуждают к активному высказыванию детей. Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность развития коммуникативных навыков и умений, которые станут основой дальнейшего успешного общения детей с окружающими их людьми в социуме.  

Подводя итог выше сказанного, хочу сделать вывод, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактической игры формируются коммуникативные навыки и умения детей, развивается их память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения в соуциуме.

Список литературы:

Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: дис. ...кан. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2001.

Венгер П.А. Игра как вид деятельности.// Вопросы психологии № 3
Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. -2002. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...

Управление процессом социализации детей младшего школьного возраста

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Именно в младшем школьном в...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями ...

Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды у детей младшего школьного возраста: "Путешествие капельки"-3 класс.

Данная статья описывает проектную деятельность в рамках опытно-эксперементальной работы школы по формированию ЗОЖ, с использование здоровьесберегающих технологий. Проект по формированию культурно – ги...

Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...

Использование потенциала микрорайона школы для социализации детей младшего школьного возраста.

Статья посвящена проблеме социокультурного  развития младших школьников, которая  является одним из определяющих факторов личностного развития. Это тема  актуальна  на сегодняшний ...

Воспитательный диалог как средство социализации детей младшего школьного возраста

В статье анализируется проблемы социального сиротства, их взаимосвязь с семьей. Дается определение понятиям опека, попечительство, «дети-сироты», «дети, оставшихся без попечения роди...