Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды у детей младшего школьного возраста: "Путешествие капельки"-3 класс.
статья по зож (3 класс) по теме

Синицына Надежда Витальевна

Данная статья описывает проектную деятельность в рамках опытно-эксперементальной работы школы по формированию ЗОЖ, с использование здоровьесберегающих технологий.

Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды проводился в 3х классах, рекомендуется для начальной школы со 2 класса,прежде всего практикуется во внеурочной деятельности, фрагменты проекта могут использоваться на уроках окружающего мира.

Особую роль в проектной деятельности играет презентация проекта учащимися в рамках общешкольной игры -по станциям, которая является финалом длительной исследовательской работы и осуществляет функцию обмена опытом между классами.

К этой статье прилагается конспект открытого итогового занятия(презентации проекта) - "Путешествие капельки", которое проводилось в увлекательной форме театрализованного выступления детей, сыгравших роль жителей некоторых стран, исторически -повлиявших на формирование современной банной культуры народов (Египет,Италия, Турция, Япония, Китай, Финляндия,Россия). Через изучение банной культуры и традиций разных народов, учащимся заранее предоставляется возможность познакомится с картой и географическим положением этих стран, с национальными особенностями жителей (костюмами, манерами, предметами быта). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды у детей младшего школьного возраста.

Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

 В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

 Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

 Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

 Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

 В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

 При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

 В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

 Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после умения проводить правильно любые водные процедуры, правильно использовать различные гигиенические средства, сохранять и укреплять собственное здоровье.

 Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, следить за гигиеной различных частей тела, за гигиеной своей одежды, самостоятельно или с помощью взрослых приводить вещи в порядок, твердо усвоить, что перед приемом пищи необходимо тщательно помыть руки с мылом, перед выходом из дома привести себя в порядок, умыться и причесаться, а так же, сколько раз в неделю и как ухаживать за собой.

 Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

В младшем школьном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми не только в играх специально направленного содержания, но и в исследовательской проектной деятельности, в которой дети усваивают много новой информации, выполняют различные практические задания, проводят эксперименты, посещают экскурсии и выполняют защиту проекта, представляя продукт этой деятельности. Важно, чтобы эта деятельность была интересна, могла увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают более глубокое отношение детей к ЗОЖ, стимулируют правильное развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Проектная деятельность представляется наиболее эффективной и интересной для работы с детьми по направлению формирования навыков ЗОЖ.

Основные формы реализации проекта:

* Анкетирование родителей и детей.

* Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

* Дидактические игры и упражнения.

* Опыты и эксперименты.

* Чтение художественной литературы.

* Работа с интернет - ресурсами.

* Праздники.

* Работа с родителями.

* Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в школе.

Перед стартом проекта проводится опрос (анкетирование) на выявление отношения обучающихся к данной теме. Задаются провокационные вопросы (мозговой штурм) по теме будущего проекта, активизирующие мыслительные действия детей.  

В ходе работы проводится промежуточный контроль результатов деятельности каждой исследовательской группы (предоставляются промежуточные результаты по созданию проекта). Заполняется  таблица существующих загрязнений воды, мер борьбы с ними, проводятся опыты по исследованию свойств воды, отличий природной воды от водопроводной, изучение средств гигиены; поиск и сбор необходимой информации из литературных источников и интернет-ресурсов о правилах гигиены, правильном проведении водных процедур и банных традициях других народов, при необходимости учитель направляет деятельность учащихся и корректирует их работу.

После завершения работы над проектом обучающиеся каждой ролевой группы (Ученые-экологи, исследователи, литераторы, доктора и этнологи) в классе представляют результаты в виде презентаций, а так же других продуктов проектной деятельности,  анализ  исследования и разработанных рекомендаций по гигиеническому использованию воды.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

  Как влияет чистота воды на наше здоровье?

Проблемные вопросы учебной темы

 Что может сделать каждый человек, чтобы сохранить своё здоровье с помощью воды и гигиены?

Каковы  условия возникновения культуры гигиенического использования воды?

Учебные вопросы

  • Какую воду следует использовать в гигиенических целях?
  • Гигиеническое значение воды?
  • Как правильно осуществлять водные процедуры: умывание, мытьё рук, прием ванны, посещение бани, сауны?
  • Как влияет вода на кожу, волосы человека?
  • Какие интересные и полезные правила водной гигиены используют в других странах?  
  • Как соблюдать собственную гигиену мытья?

3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

  • Правильное применение правил гигиены, сохранения и укрепления своего здоровья;

использование приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
  • выполнения изученных правил гигиены и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации об условиях гигиены и использования различных средств гигиены.

Тип проекта: Групповой, творческий.

Продолжительность проекта: 8 недель.

 Информационно-аналитический этап (подготовительный)- 1 неделя:

определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы, анкетирование детей и их родителей; выявляется степень заинтересованности данной темой; составление плана работы; разработка содержания проекта; создание исследовательских творческих групп и группы поддержки из родителей; изучение литературы, интернет - ресурсов.

Основной этап.

2 неделя:

Проводится вводное занятие «Путешествие в страну гигиены и здоровья», где акцентируется актуальность изучения темы на данном этапе в жизни детей и в обучении ЗОЖ. Занятия по закреплению изученного.

3 неделя:

Определение целей и задач в работе каждой группы, распределение обязанностей каждого члена группы; выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми.

 4-5 неделя:

Совместная образовательная работа с детьми и родителями (родительский клуб-презентация по данной теме) для решения поставленных задач; Изучение этикеток домашних средств гигиены, рациональных способов их применения. Проведение занятий по ознакомлению с правилами гигиены, гигиеническим значением воды, её качеством, о пользе и вреде гигиенических средств, разнообразных способах мытья. Изучение истории использования воды в разных странах, особенностей использования, а также традиций дошедших до наших дней.

6 -7 неделя:

 Обсуждения хода и выполнения проекта каждой исследовательской группы, учитель направляет деятельность учащихся и корректирует их работу.

8 неделя:

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование детей и родителей; защита проекта по группам: предоставление продуктов проектной деятельности (презентация, книжка-раскладушка и мини-спектакль, презентация, коллаж и буклет). Практические задания по изученным направлениям. Защита проекта: совместное творчество групп, обобщающая презентация, театрализованное выступление.

5. Краткое описание проекта по этапам

Список литературы

  1. Батмангхенидж. Вода для здоровья. Пер. с английского. Мн. Попурри. 2006. 544 с.
  2. Бойко Н. Чтобы вода осталась "живой" // Строительство и реконструкция. 6 марта 2003 (№ 3). С.29-31
  3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
  4. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Л.В. Мищенкова. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  5. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день. М, 2001
  6. Справочник "Общая гигиена", М., 2007
  7. Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям/ авт.-сост. Е.А. Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы/ авт.-сост. Л.Д. Ласкина и [др.]. – Волгоград: Учитель, 2010.
  9. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий/ авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007.

Эмото М. Послание воды. София. 2006. 97 с.



Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное занятие в 3 классе в аспекте содержания ФГОС

Учреждение:      ГБОУ школа № 167

Учитель:     Синицына Надежда Витальевна

Класс:         3

УМК:      «Школа России» 

Тема: «Путешествие капельки»

Тип занятия: внеклассное в разделе «Здоровый образ жизни» .

Форма проведения: презентация– путешествие

Форма организации работы:   Фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование:   презентация, мультимедийное оборудование, физическая карта Евразии, костюмы для выступления: разных народов, Капельки, Маши, банный веник; для практических заданий: тазики, средства для купания, полотенца, карточки, тесты, плакат и стикеры-капельки для голосования, товары и деньги-капельки для игры «Магазин».

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся в предметной области «Здоровый образ жизни»-культурно-гигиенических представлений и навыков.

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие  умения работать в группах.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- развитие умения работать с текстом,

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;

- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения;

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

– дать представление об истории и культуре умывания разных народов;

- освоение знаний о современных культурно-гигиенических правилах;

- формирование умений применять изученное на практике.

Планируемые результаты:  - принимать и сохранять учебную задачу;

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

 - оценивать правильность выполнения действий;

 - прививать интерес к истории и географии.

- оценивать актёрское мастерство и культуру народов;

 

Ход занятия

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный.

Мотивация учебной деятельности.

2 мин.

1.Клип про капельку-эксперта в области воды.

2. Видео ролик «Маша и Медведь-песенка про умывание».

3. Выступления детей.

- Привет! Капелька-это я! А сейчас вы увидите чему посвящается наше занятие…

-Привет, а я Маша!

-Маша, как ты ужасно выглядишь!

Здравствуйте ребята!

В луже, в море, океане,

 И в водопроводном кране.

  Как сосулька, замерзает,

  В лес туманом заползает.

                       Ледником в горах зовется,

  Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

  Рушится потоком селей.

                        На плитке у вас кипит,

   Паром чайника шипит,

   Растворяет сахар в чае.

                   Мы ее не замечаем,

                   Мы привыкли, что вода -

                   Наша спутница всегда.

                   Без меня вам не умыться,

                   Ни наесться, ни напиться!

                   Смею вам я доложить:         

                   Без воды нам не прожить.

Проверяет готовность к уроку;

Организует осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности;

Мотивирует к учебной деятельности.

Просмотр видеоролика про капельку, мультфильма-муз.

Объявление темы урока.

3 мин

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о здоровом образе жизни и совершим путешествие. Тема урока «Путешествие капельки». Мы узнаем об истории умывания с древних времен до настоящего времен и познакомимся с культурой разных народов.

  Просмотр клипа «Маша и Медведь-песенка про умывание»

Капелька

 -Маша, мы отправляемся в историческое путешествие по разным странам, чтобы ты узнала, какие интересные традиции умывания существуют на свете и научилась сама правильно умываться.

Актуализация знаний.

Постановка цели занятия. 3 мин.

Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи;

Определяют цели урока;

- Мы хотели бы узнать, какие традиции существуют в разных странах, с чего началась история развития культуры мытья,

-узнать правила современного купания и уметь их выполнять.

- Выработать рекомендации для сохранения здоровья.

Организует актуализацию знаний, необходимых для решения учебной задачи.

Поиск решения.

15 мин.

1.Выступление Капельки и Клеопатры.

2.Выступление Капельки и «жителя Древнего Рима»

Знакомство с римскими термами.

3. Знакомство с восточной культурой, турецким хамамом и выступление «жительницы Турции»

4. Знакомство с культурой Китая и Японии.- выступления детей с ролями жителей этих стран.

Знакомство с офуро.

5. Знакомство с культурой Скандинавской страны-Финляндии и финской сауной.

Выступление «жительницы Финляндии»

6. Знакомство с культурой России начинается с просмотра отрывка из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»- «Песня про баню».

Выступление Капельки.

Выступление Россиянина.

Подведение итогов путешествия.

Работа с информацией.

Показ Египта на карте (магнит)

-Наше Путешествие начинается с Египта, Капелька, почему?

Рецепт Клеопатры:

  -Клеопатра принимала молочные ванны и славилась бархатной кожей. Рецепт: 4ст. Ложки мёда смешать с 1 л молока, добавить 4ст. Ложки оливкового масла,3 капли эфирного масла мяты, вылить в ванну.

-Дальше наше путешествие продолжается в Италию, Капелька, расскажи, почему?

Показ на карте Италии.

   -Культура современного мытья началась с Древнего Рима. Римляне первыми построили АКВЕДУКИ – водоводы, для доставки воды в город и её использовании в городских банях- термах. В день расходовалось 750 тысяч литров. На одного римлянина по 1000 литров.

-Наше путешествие продолжается на восток, Капелька, расскажи, почему?

- После падения римской империи процветала исламская культура. Стала известной восточная баня- ХАМАМ, впервые построенная в Турции.

- Путешествуем дальше на Восток и познакомимся с банной культурой Китая и Японии.

 Показ на карте: Турции, Китая, Японии.

- Дальше мы продолжим путешествие в страну, которая больше всего повлияла на нашу русскую культуру мытья- это северная страна –Финляндия.

Показ на карте.

Капелька:

- На возникновение культуры мытья в России повлияла банная культура Скандинавии и существующие финские бани- САУНЫ. Сауна совмещает черты римской сухой и русской влажной бани.

 

-Посмотрите, ребята, с какой культурой мы сейчас познакомимся…

Капелька:

-Маша, тебе понравилось наше путешествие?

-Ты узнала много интересного, теперь я дарю тебе правила купания, соблюдай их и познакомь с ними всех ребят.

-Ребята, познакомьтесь с правилами и рекомендациями современного купания:

- организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся в форме театрализованного выступления заранее подготовленных учеников

Капелька

-Египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями.

Выступление «Клеопатры»

-Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Бани представляли собой каменные или глиняные ванны либо бассейны, наполнявшиеся и опустошавшиеся с помощью медных сливных труб, причем горячая вода для омовения не использовалась.

        

- Баня состояла из двух этажей. Под ними в подвале устанавливались пылающие очаги, а на первом этаже были расположены большие камни – лежанки, нагреваемые очагами. На втором этаже посредине находился контрастный бассейн, а также помещения для занятий гимнастикой, лечебница с медицинскими инструментами.

Выступление «Жителя Древнего Рима»

В ТЕРМАХ использовалась вода из термальных (горячих) источников, полы подогревались этой водой и были очень горячие-60-70 градусов, поэтому ходили в банях в специальных деревянных сандалиях.

-Сначала посетители выбирали помещение с сухим или влажным жаром, в которых полагалось находиться не более 15 минут. Затем переходили в помещение для мытья, где стояли огромные медные ёмкости с водой, в них смывали пот и грязь. После этого переходили в помещения для различного ухода за телом: массажа, ухода за ногтями на ногах и руках, а также лечения зубов и лечебного кровопускания.

- В термах римляне любили проводить целый день и занимались не только банными процедурами, но и чтением книг, беседами, пением, гимнастикой и спортом, устраивали пиршества.

Выступление «жительницы Турции»

- «Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их», - так говорил известный арабский писатель Юсуф Абдалхади

 -Хозяин турецкой бани – миндер – каждому посетителю, даже бедняку, поднимался навстречу, приветствовал объятиями, как долгожданного гостя. Процедура восточной бани состоит из пяти основных действий: разогрев тела,  энергичный массаж, очищение кожи с помощью рукавицы, намыливание и обливание водой и заключительная стадия – релаксация- это расслабление и отдых.

Выступление «Китаянки» и «Японки»

-В китайской паровой бане сначала клиент распаривался, а потом специальные банщицы отирали его от грязи одноразовыми специальными мочалками без мыла.

По буддистским законам было запрещено изготовление мыла (так как приходилось для этого убивать животных) и люди привыкли мыться  только горячей водой.

-Японцы принимают ванну- ОФУРО, чтобы снять напряжение и усталость, а не для мытья. Ванная состоит из двух комнат. В одной –умывальник, зеркало, там снимают одежду. В другой- душ и офуро.

Сначала японцы моются под душем, затем чистыми принимают офуро, где вода очень горячая-40-42 градуса с различными добавками из трав и минералов.

Выступление «Жительницы Финляндии»

- Посреди помещения сауны находится каменный очаг. Огонь печи раскаляет камни. Когда камни достаточно накалятся, огонь гасят и бревна сауны отмывают изнутри от пепла и золы, дверь и выходное отверстие под потолком плотно закрывают. Когда сауна немного выстоится, внутрь заносят чан с водой и заготовленные веники, которые замачивают, после чего начинают париться. После парения моются.

Просмотр отрывка мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»- «Песня про баню».

Выступление капельки:

Выступление Россиянина.

-Русскую баню отличает от финской очень влажный нагретый воздух. В баню приходили не только очистить тело, но и душу – избавиться от «нечистой силы».

Особенный ритуал совершали обмахивая тело дубовым или берёзовым веником. Это был отличный массаж, пропаривание тела и насыщение кожи витаминами, содержащимися в листьях веников. После парилки ныряли в речку или озеро, а затем мылись в бане мочалкой с мылом.

Физминутка

2 мин

Включение нового знания в систему знаний.

13 мин.

- Итак, мы познакомились с культурой мытья разных народов, с историей возникновения культуры современного купания, его правилами и теперь нам предстоит, используя полученные знания, выполнить правильно практические задания:

  1. На карточке написать название бани напротив названия страны.
  2. Выполнить тест: вопросы на закрепление изученного в ходе занятия.
  3. Правильно выполнить процедуру купания. используя : тазик, куклу, предметы для мытья, моющие средства.
  4. Проголосовать за понравившуюся культуру, приклеить стикер в колонку выбранной страны.

Вы наверно устали, давайте встанем, немного разомнёмся: выполним упражнения под музыку «Маша и Медведь-песенка про умывание»

Организует деятельность по выявлению границ применения нового знания.

Помогает оценить работу, подводит итог работы каждой из групп, оценку, выдает «деньги-капельки», консультирует  по индивидуальной работе.

Практическое задание выполняется под музыку «Маша и Медведь-песенка про умывание»

Работа по группам.

Выполнение практических заданий.

Делают выводы.

Зарабатывают «деньги-капельки» для заключительной игры «Магазин»

Устанавливают взаимосвязи между новым знанием и уже изученным учебным материалом.

Осмысляют возможность применения нового знания в практической жизненной ситуации.

Рефлексия.

10 мин.

-Какое новое знание мы открыли на нашем занятии? (о культуре купания и истории развития)

-На какие еще вопросы сегодня мы нашли ответы? (научились правильно купаться, применяли знания, знакомились со средствами для купания, делали выводы, )

-Что было особенно интересно на уроке?

-Что было полезно?

 

Игра в «Магазин»:

- Я предлагаю вам следующее домашнее задание:

- Познакомить родителей с полученными знаниями.

-Повторить опыт правильного купания самостоятельно, учитывая полученные рекомендации.

Создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке;

Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта;

Согласовывает дом. задание.

Подводит перед игрой итоги работе учеников на уроке: чем лучше работали, тем больше «денег-капелек» и лучшие товары (призы) могут приобрести. Объясняет правила игры.

Соотносят цель и результат учебной деятельности.

Осмысляют личностные результаты урока.

Намечают дальнейшие цели деятельности.

Осуществляют самоконтроль и самооценку собственной деятельности.

Определяют домашнее задание.

Играют в «Магазин»: на заработанные «деньги –капельки» приобретают товары, которые предоставляются в качестве призов за хорошую и активную работу, творчество и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога –наставника Ивановой С.В. На тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе».

План работы  педагога –наставника  На  тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе»....

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....

Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной...

“Особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома”

В статье рассматриваются основные особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома....

Воспитательный час на тему Формирование культурно-гигиенических навыков с помощью методов мнемотехники у детей с ОВЗ

Привитые в детстве культурно-гигиенические навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведе...

"Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Максимальное  овладение  навыками  самообслуживания,  умение ориентироваться  в  окружающем  мире  самостоятельно,  насколько  это возможно,  -...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только тр...