“Особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома”
статья

Кабанова Ольга Александровна

В статье рассматриваются основные особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями.

    Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой важной является проблема укрепления и сохранения здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в области образования, где любая практическая работа направленная на укрепление здоровья детей, должна давать видимые результаты.

    Правильно построенное воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями гигиеническим навыкам имеет важное значение для укрепления и сохранения здоровья не только на время обучения, но и для всей дальнейшей жизни.

    У детей с интеллектуальными нарушениями формирование культурно- гигиенических навыков не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы, в основе которого лежит специальная программа, которая учитывает возможности ребенка на данный момент и ориентирует на ближайшие задачи.

    Учитывая особенности детей с интеллектуальной недостаточностью(быстро устают, отвлекаются, не умеют быстро реагировать на просьбы, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, непроизвольное внимание), необходимо применять такие приемы, которые позволяют построить работу с детьми так, чтобы она была эмоциональной, интересной и результативной.

    При проведении режимных моментов, в которых и формируются культурно- гигиенические навыки, недопустимо чтобы дети ждали. Ожидание приводит к утомлению детей и нарушению их поведения.

    Навыки у детей с нарушением интеллекта характеризуются непрочностью, поэтому они закрепляются постоянно и в разных ситуациях.

    Особенности культурно-гигиенических навыков у данной категории детей определяются особым состоянием крупной и мелкой моторики, несформированностью мотивационно-потребностной сферы, нарушением целенаправленности действий в процессе деятельности. Следует отметить и особенности формирования двигательной сферы детей с нарушением интеллекта. Даже если у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации. Движения детей неточны, медлительны, неловки, либо напротив – импульсивны. Повышенный или сниженный тонус пальцев затрудняет выполнение отдельных действий: ребенок не может расстегнуть и застегнуть пуговицы, завязать шнурки, действия с расческой угловаты и др. Из-за несовершенства моторики и несформированности зрительно-двигательной координации не все дети могут достаточно точно и аккуратно пользоваться столовыми приборами и посудой.

    Дети с нарушением интеллекта не могут самостоятельно приобретать культурно-гигиенические умения, лишь подражая действиям взрослых, а как правило, нуждаются в проведении с ними специальных занятий по формированию данных навыков. Для того чтобы придать этим занятиям большую эмоциональность, создать у малышей заинтересованность в выполнении действий, необходимо привлекать игровые, художественные образы.

    В отличие от домашних детей, воспитанники детского дома с нарушением интеллекта часто ведут себя очень пассивно в быту: не стремятся самостоятельно осуществлять действия по самообслуживанию (самостоятельно пользоваться горшком, мыть руки перед приемом пищи и после прогулки и т.д.) и культурно-гигиенические действия (пользоваться носовым платком, салфеткой и др.). Установка «я – сам», практически не сформирована у детей из детского дома. Значимость для детского развития этого этапа не вызывает сомнения, т.к. он подготавливает основу самостоятельности ребенка, способствует развитию активности по отношению к окружающему его миру вещей.

    Таким образом, процесс гигиенического обучения данной категории детей должен быть ориентирован не на возраст воспитанника, а на уровень его развития, с учетом индивидуальных особенностей восприятия, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы.

ЛИТЕРАТУРА

 1.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.

 2.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). – М.: Логос, 2000. – 96 с.

 3.Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с. 17-23.

4.Коррекционно-педагогическая работа в домах интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием 6 учеб.-метод. пособие для педагогов / под ред. Т. В. Лисовской.- Мн.: Четыре четверти, 2010.- 392с.

5.Программа по развитию навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки // Сост. Маркелова Е.О., Ахметзянова А.И. – Казань: ФГАОУ ВПО КФУ, 2013. – 43 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога –наставника Ивановой С.В. На тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе».

План работы  педагога –наставника  На  тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе»....

Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды у детей младшего школьного возраста: "Путешествие капельки"-3 класс.

Данная статья описывает проектную деятельность в рамках опытно-эксперементальной работы школы по формированию ЗОЖ, с использование здоровьесберегающих технологий. Проект по формированию культурно – ги...

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....

Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной...

Воспитательный час на тему Формирование культурно-гигиенических навыков с помощью методов мнемотехники у детей с ОВЗ

Привитые в детстве культурно-гигиенические навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведе...

"Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Максимальное  овладение  навыками  самообслуживания,  умение ориентироваться  в  окружающем  мире  самостоятельно,  насколько  это возможно,  -...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только тр...