Проблемы аутизма в современном мире
статья по логопедии

Пономарёва (Плетникова) Ольга Владимировна

Статья посвящена проблемам раннего детского аутизма, сложности правильной и своевременной постановки диагноза, о том, как аутисты воспринимают мир, о их проблемах и потребностях, объяснение основных «критериев диагностики»; советы, как справиться с некоторыми проблемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОБЛЕМА АУТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Пономарёва Ольга Владимировна

учитель – логопед, «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель»

Россия, г. Белгорода

Статья посвящена проблемам раннего детского аутизма, сложности правильной и своевременной постановки диагноза, о том, как аутисты воспринимают мир, о их проблемах и потребностях, объяснение основных «критериев диагностики»; советы, как справиться с некоторыми проблемами.

 Ключевые слова: детский аутизм, причины возникновения, «аутичный ребенок».

В своей жизни, вы возможно, сталкивались с аутичными людьми, поведение которых покажется вам просто необъяснимым. Люди с аутизмом внешне часто ничем не отличаются от других людей, но ведут себя странным, неадекватным образом.

Впервые термин аутизм был введён психиатром Е. Блейлером в 1911 году.

Аутизм ( лат. из греч. «ауто» – сам, «изм» – лат. из греч. – суффикс, обозначающий действие, его результат или состояние) – это нарушение психического развития человека.

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптации (врождённой или приобретённой) ко всему многообразию жизни при любых условиях.

Аутизм характеризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию.

До настоящего времени не выявлены точные причины возникновения аутизма, однако многие связывают данное заболевание с нарушением работы головного мозга, что вызывается рядом факторов:

  • родовая травма (и другие физические травмы);
  • генетическая предрасположенность;
  • ряд вирусных инфекций (например, краснуха) у беременной матери (приводит к поражению плода и развитию природных уродств).

Значение общения в жизни человека велико. Вместе с тем причиной жизненных проблем является неумение человека правильно организовать своё общение с людьми. При аутизме нарушение общения преобладает во всем поведении человека и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития.

Аутичные дети были загадкой многие десятилетия. В 1943 году американский детский психиатр Лео Каннер первым определил аутизм как «чрезмерную самоизоляцию, неспособность перенять общепринятые способы поведения в обществе, всепоглощающие пристрастия к однообразию».

Независимо от Каннера, в 1944 году австрийский психиатр Ганс Аспергер описал состояние аномального поведения группы подростков, проявляющееся в нарушении социального общения и коммуникации, которое он назвал «аутистическая психопатия».

Американский психолог, который к несчастью для себя и к счастью для тысяч других семей оказался отцом аутичного ребенка, в 1964 году опубликовал книгу, «которая потрясла мир». Этим отцом был Бернард Римланд, а его относительно небольшая по объему книжка «Детский аутизм: синдром и его значение для теории нервного поведения» явилась поворотным пунктом в изменении подхода к проблеме аутизма.

Общемировые цифры: из 10000 новорожденных 15-20 – аутисты. Два года назад называли цифру 4 из 10000, тогда их было 2,5 млн. Аутизмом в четыре раза чаще страдают мальчики, чем девочки. Аутисты рождались и в прежние времена. Ученые считают ими таких исторических личностей, как Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, Моцарт, Александр Пушкин. По неофициальным данным, в известной всему миру компании «Майкрософт» число аутистов среди сотрудников составляет от 5 до 20 %.

Проблема этого нарушения является одной из наиболее актуальной в области детской психиатрии, специальной психологии. Это объясняется как высокой частотой развития этих состояний, так и определенными трудностями своевременной диагностики, и отсутствием системы специализированной помощи, что не может не привести к инвалидности детей, страдающих аутизмом.

Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота.

Он проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее, и всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательность и даже отторжение, получают тяжелые душевные травмы.

Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление «противостоять всему миру», рвутся дружеские связи, растет страх перед появлением в общественных местах – как следствие формируется вторичная аутизация всей семьи.

При отсутствии своевременной диагностики, адекватной помощи и доброжелательной поддержки окружающих большая часть таких детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. Хотя в результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум.

Анализируя изученную литературу отечественных и зарубежных авторов о проблемах людей, страдающих аутизмом и результаты работы с детьми-аутистами, которая была направлена на преодоление негативних проявлений в поведений, определения уровня познавательных процессов, обучение, можно сказать, что при своевременной, правильной диагностике, коррекции поведения, индивидуальной разработке подходов и методов обучения, которые базируются на преодолении двух основных трудностей (своеобразие мыслительных процессов, ассоциальность мышления), дети с аутизмом могут добиться значительных результатов в воспитании и обучении.

И так как аутизм – это нарушение, которое препятствует созданию контакта ребенка с другими детьми (что накладывает большой отпечаток на их поведение и их способность к общению), необходимо провести ряд подготовительных мероприятий: полная диагностика (включая медицинскую), обеспечение родителей необходимой информацией, сотрудничество со специалистами в разных областях.

Надо помнить, что кратковременное обследование ребенка (даже командой специалистов) не может дать истинной картины нарушения и оценки возможностей ребенка. Очень часто, на первый взгляд, ребенок с аутизмом может показаться умственно отсталым. Кроме того, неточность диагностики может быть вызвана индивидуальными различиями выраженности симптомов и часто диагностика аутизма осложняется накладывающейся симптоматикой других нарушений. И так как дети с аутизмом все же развиваются, их симптомы изменяются.

Очень важно, чтобы специалисты поощряли родителей принимать участие в обследовании и оценке возможностей их ребенка, так как только родители знают, что означает то или иное проявление поведения их ребенка.

В процессе правильного диагностирования для результативной дальнейшей коррекции должна быть всесторонней и включать в себя:

  • Тщательное изучение истории развития ребенка.
  • История семьи.
  • Детальное обследование внешности ребенка.
  • Психологическое обследование (должно проводиться психологом, знающим проблему аутизма и особенности аутичных детей, с применением соответствующих возрасту и уровню развития тестов).
  • Обследование уровня развития речи,    языка    и коммуникации
    (вербальной и невербальной).
  • Обследование нарушений сенсорики, перцептуальных навыков.
  • Изучение неврологического развития ребенка, выявление доминанта.
  • Лабораторные обследования (полная диагностика для создания
    условий компенсаторной функции организма).

Существует проблема того, что, с одной стороны, люди с аутизмом имеют много общего, с другой сторони, каждый из них имеет свои собственнные проблемы воспитания и возможность адаптации к ним. И нужно идентифицировать их и подобрать соответствующие методы коррекции.

Следует учитывать, что мыслительная деятельность людей с аутизмом характеризуется следующими особенностями:

  • аутистам трудно обрабатывать большие блоки вербальной информации;
  • они не могут одновременно сопоставлять несколько блоков информации;
  • они не могут одновременно использовать несколько «каналов» восприятия;
  • они испытывают большие сложности при обобщении полученной
    информации;
  • при перегрузке «каналов» восприятия могут «отключаться».

Что касается ассоциальности мышления, то она проявляется в:

  • трудности понимания мотивов и чувств окружающих;
  • сенсорной перегрузке;
  • использовании интеллекта, а не эмоций при социальном взаимодействии.

Некоторые дети с аутизмом обладают необычайными способностями, например, имеют феноменальную память или музыкальные способности, хотя у них может быть большой дефицит в умениях, связанных с повседневной жизнью. Многие аутичные дети начинают читать, до того, как они начинают правильно говорить; некоторые обладают уникальными математическими способностями, другие – способностями к иностранным языкам, некоторые прекрасно рисуют. Но эти способности нужно выявить и развивать.

В результате раннего вмешательства отмечаются сокращения аутистической симптоматики, улучшение развития, интеллектуального функционирования, улучшение общения со сверстниками. В условиях своевременного начала коррекции большинство аутичных детей могут обучаться в общеобразовательной школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний, искусства. И наоборот, при отсутствии своевременной диагностики и адекватной психологической коррекции значительная часть таких детей становится необучаемыми и неадаптированными к жизни в обществе.

Разработку и выполнение вышесказанных мероприятий могут проводить центры социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов.

И как показала практика зарубежных стран, многие аутисты могут жить самостоятельной жизнью и в некоторых случаях добиться больших успехов в области, в которой они трудятся, то есть адаптироваться в обществе.

        

Литература

1. Гурьева В.А., Семке В.Я, Гиндикин В.Я. Психопатология детского возраста 2. Лебединская К. С., Никольская О. С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма. М., 1988.

 3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

 4. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — №4.

5. Ранний детский аутизм. П/р Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской. М., 1981.

6. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и Общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2002

7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский дом “БАХРАХ”, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы семьи в современном мире

В данной статье рассматриваются психологические проблемы существования семей в современных условиях общественного развития....

Проблема воспитания личности в современном мире

В статье затронуты проблемы воспитания личности ребёнка в современном мире....

Проблемы речевого развития детей школьного возраста в современном мире и пути их реализации

В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией. Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как  «основы ...

Родительское собрание "Особенности и проблемы семейного воспитания в современном мире"

Каждый родитель знает, что лучше для его ребенка, и каждый выбирает свой подход к воспитанию. Вот только стоит прислушиваться к специалистам, а еще оценивать свои поступки и действия. Быть может, неко...

Статья ко всемирному дню распространения информации о проблемах аутизма

В статье представлены статистические данные, а также ссылки на полезные ресурсы и источники....

Урок доброты, посвященный Всемирному дню распостранения информации о проблеме аутизма.

Урок об аутизме. Мы объясняем о внешних видимых особенностях, но не объясняем сложных вещей....