Рекомендации родителям
статья по логопедии (1 класс)

Елена Викторовна Быкова

Помощь детям с сенсорной гиперчувствительностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_giperchuvstvitelnost_-_pomoshch_roditelyam.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей (помощь детям с гиперчувствительностью к сенсорным раздражителям)

Сенсорные системы

Признаки

дисфункций сенсорных систем

(гиперчувствительность к

раздражителям - повышенная

чувствительность)

Методы помощи

1. Вестибулярная система

Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии.

Гравитационных изменениях, движениях и положении в

пространстве.

Гиперчувствительность к движению

− Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей).

− Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем».

− Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует тошноту

при движении в них/по ним.

− В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет.

− Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска.

− Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки.

− Боится отрывать ноги от земли.

− Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям.

− Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над

раковиной.

− Пугается, если кто-то двигает

его/её (например, двигает сидящим на стуле).

− В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков.

− Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами),

избегает физических нагрузок (бег, езда на велосипеде, танцы, игры с мячом).

− В младенчестве не любит переворачиваний на живот.

− Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим.

− Боится действий, требующих хорошего равновесия, осторожен и не уверен в движениях.

− Избегает быстрых или вращательных движений.

− недостаточно прикладывает силу.

Слабый мышечный тонус и/или координации

− Имеет слабое, «вялое» тело.

− Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом.

− С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»).

− Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела.

− Быстро устаёт.

− Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы.

− С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости.

− С трудом удерживает равновесие при начале падения.

− С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы.

− Не ползал в младенчестве.

− Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок.

− Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.).

− Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.

− Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д.

 - Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет.

− Испытывает трудности при лизании мороженого

− Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие.

− Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения.

Разделяйте большие занятия на мелкие, более

легкие задания, используйте визуальные подсказки,

как, например, финишная черта.

Рекомендуется подобрать те виды физической

активности, которые не вызывают у ребенка страха, и постепенно развивать их.

Ритмическая стимуляция вестибулярного

аппарата:

− плавание;

− качание в кресле-качалке;

− катание в фургоне, на велосипеде (двух- или трехколесном);

− прыжки;

− вибрация;

− катание в туннеле или на коврике.

2. Проприоцептивная система

Информация от мышц и суставов о положении тела, массе тела, давлении, растягивании, движении и изменении положения тела в пространстве.

Высокая проприоцептивная чувствительность

− Сложности с мелкой моторикой: низкая способность манипулировать маленькими предметами, например,

кнопками или шнурками.

− При поворотах поворачивается к чему-то всем телом.

Поведение, направленное на поиск сенсорных контактов.

− Кусает или сосёт пальцы и/или часто хрустит костяшками.

− Любит/с энтузиазмом относится к играм, предполагающим хлопающие звуки.

− Слишком сильно стучит игрушками или предметами.

− Любит «шумные», энергичные игры/возню.

− Часто нарочно падает на пол.

− Может часами прыгать на батуте.

− В течение дня скрипит зубами.

− Любит прыгать с мебели или высоких мест.

− Часто ударяет, толкает, пихает других детей.

− Грызёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д

Использовать занятия с пластилином, эспандеры,

массажеры для рук, сенсорные игрушки.

3. Осязательная система

(тактильное восприятие)

Информация от кожных рецепторов о прикосновении, давлении,

температуре, боли и движении волосков на коже.

Гиперчувствительность к прикосновению (защитное поведение по отношению к тактильным стимулам)

− Испытывает страх, тревогу или агрессию при лёгком или неожиданном прикосновении (прикосновения могут

причинять боль и дискомфорт). Избегает групповых взаимодействий из-за страха чужих неожиданных прикосновений.

− Пугается, если до него/неё дотрагивается кто-то/что-то, кого/что он/она не видит (например, сзади или

когда находится под одеялом).

− Противится дружелюбным или ласковым прикосновениям от кого бы то ни было, кроме родителей и родных братьев/сестёр (а иногда и включая их!).

− Боится или избегает находиться в непосредственной близости от других людей или детей (особенно в очередях).

− В младенческом возрасте не любил/не любит, когда берут на руки или крепко обнимают: может выгибаться,

кричать и вырываться.

− Болезненно реагирует на смену подгузника/необходимость смены подгузника.

− Не любит, когда расчёсывают волосы. Может быть крайне придирчив(а) к типу расчески.

− Не любит, когда стригут волосы или ногти на ногах и на руках.

− Не любит мятые простыни (т.е. старые, в складках).

− Не любит чужие поцелуи, вытирает место поцелуя. Предпочитает обниматься.

− Воспринимает как пытку капли дождя, воду из душа или дуновение ветра по коже, что приводит к нежелательным реакциям или к попыткам избежать

данное воздействие.

− Выдаёт гиперреакцию при лёгких порезах, царапинах или укусах животных.

− Избегает прикосновения к некоторым видам материалов (одеяла, коврики, чучела животных).

− Отказывается носить новую или жёсткую одежду, одежду из грубой ткани (водолазки, джинсы, головные уборы или ремни и т.д.).

− Предпочтение строго определенных предметов одежды и тканей.

− Избегает игр с участием рук.

− Избегает/не любит/испытывает отвращение к «грязным играм», например, в песок, глину, воду, клей,

блеск, пластилин, слизь, крем для бритья/мыльные пузыри и т.д.

− Не любит, когда грязные руки, часто вытирает или моет их.

− Неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится.

− Чрезмерно боится щекотки.

− Раздражают швы на носках, из-за чего может отказываться носить их.

− Раздражает трение одежды о кожу, может захотеть носить шорты и футболки круглый год. Маленькие дети могут предпочитать оставаться голыми и всё

время стягивают с себя одежду и подгузники.

− Носит рубашки с длинными рукавами и длинные брюки круглый год, чтобы не оставлять кожу открытой

внешним воздействиям.

− Не любит, когда моют лицо.

− Сопротивляется чистке зубов и ужасно боится стоматолога.

− Капризничает в еде, ест только еду определенного вкуса и консистенции, избегает пищи со смешанной текстурой, избегает приёма холодной и горячей

пищи, не любит пробовать новую пищу;

− Отказывается ходить босиком по траве или песку.

− Ходит только на цыпочках.

Важно не пытаться заставить

ребенка преодолеть отрицательные

реакции и не следует убеждать его, что

не нужно так себя вести!

− Позволить ребенку находиться на некотором

расстоянии от других (стоять последним в

ряду, сидеть не в круге, а сзади, и т.п.).

− Предупреждать ребенка о том, что к нему

сейчас прикоснуться, что сзади него стоят

другие люди т.д.

− Использовать тугую одежду.

− Разрешить держать в руках тактильные

игрушки (игрушки Fidget).

− Возможно, это поведение связано также с

повышенной чувствительностью к слуховым

стимулам. В этом случае следует пользоваться

шумопоглощающими наушниками.

− Не использовать обучение «рука в руке».

− Постепенно и осторожно приучать ребенка к

прикосновениям: на короткое время слегка прикасаться к руке, совмещая это с чем-то

приятным для ребенка, постепенно

увеличивая время прикосновения.

− До тех пор пока ребенок не начнет спокойно

реагировать на прикосновения, учить другими

способами, например, посредством имитации.

− Избегать легких прикосновений к ребенку,

дотрагиваться с достаточно сильным нажимом.

− Регулярно сильно сжимать руки и крепко

обнимать.

− Использовать тугую одежду.

− Использовать тактильные игры с различными

текстурами.

− Разрешать использовать влажные салфетки,

если ребенку это необходимо.

− Заворачивать еду (например, бутерброды) в

бумагу.

− Проводить занятия с массой для лепки,

которая не оставляет следов на руках и не

прилипает к коже, с кинетическим песком и

т.п.

4. Слуховая система

Гиперчувствительность к звукам (слуховое защитное поведение)

 Отвлекается на звуки, которых остальные обычно не замечают (например, гудение холодильника,

вентилятора, нагревательного прибора, тиканье часов).

 Пугается звука смываемой воды в унитазе (особенно в общественных туалетах), пылесоса, фена, скрипа

ботинок, лая собак.

 Пугается или отвлекается на громкие или неожиданные звуки.

 Беспокоится/отвлекается на фоновые шумы окружающего мира (например, звуки сенокосилки или

стройки за окном).

 Предпочитает тихие звуки, спокойный тон голоса. Часто просит людей вести себя потише: не шуметь, прекратить говорить, петь.

 Убегает, кричит и/или закрывает уши руками при громких или неожиданных звуках.

 Может отказываться посещать кинотеатры, парады, катки, музыкальные концерты и т.д.

 Решает, нравится ли ему тот или иной человек, по звуку его голоса.

 Постоянно закрывает уши руками.

 Преувеличивает громкость шума, заметно рассеян при фоновом шуме (телевизор, музыка, голоса людей).

 Слышит едва различимые звуки.

 Выходит из-под контроля, испытывает головную боль в шумных местах.

 «Мычит» себе под нос, чтобы блокировать внешние звуки.

− Научить ребенка пользоваться

шумопоглощающими наушниками или

берушами (в более старшем возрасте)

− Сажать ребенка дальше от источников шума:

открытых окна, дверей, гудящих аквариумов и

пр.

− Во время шумных массовых мероприятий

посадить ребенка ближе к выходу, чтобы он

имел возможность выйти в коридор и

отдохнуть.

− В шумных местах предлагать использовать

плеер, чтобы слушать любимую музыку через

наушники.

5. Обонятельная система

(запахи)

Гиперчувствительность к запахам (повышенная чувствительность)

 Отрицательно реагирует или не любит запахи, которые чаще всего не беспокоят или незаметны для других

людей.

 Говорит другим людям (или разговаривает с ними) о том, как от них плохо или необычно пахнет.

 Отказывается принимать какую-либо пищу из-за запаха.

 Не посещает определённых мест из-за непереносимости запахов (столовая, физкультурный зал, зоопарк, общественный туалет, магазин для животных). Испытывает отвращение и/или тошноту от запахов в туалете.

 Испытывает беспокойство/раздражение (тошноту,

головокружение) от запаха духов или одеколона, бытовых запахов, запахов готовящейся пищи.

 Может из-за неприятных запахов отказаться играть в гостях.

 Определяет, нравится ли ему/ей новой место или кто-либо по запаху.

− Разрешить ребенку обедать в отдельной

комнате (вместо столовой).

− Педагогам, которые работают с ребенком,

рекомендуется не использовать парфюмерные

средства с сильным запахом (духи, дезодоранты и пр.).

− Разрешить ребенку пользоваться привычным

мылом для рук.

6. Зрительная система

(визуальная информация)

Гиперчувствительность к зрительным сигналам (повышенная чувствительность)

− Чувствителен к яркому свету, косит глазами, закрывает глаза рукой, плачет и/или испытывает неудобство от

света (рассматривает объекты под необычным углом зрения).

− Искаженное зрение: объекты и светлые цвета могут казаться движущимися.

 С трудом удерживает фокусировку взгляда на задаче/действии, над которой работает, в течение необходимого срока.

 Легко отвлекается на другие зрительные стимулы в помещении движение, мебель, игрушки, окна, двери и

т.д.

 С трудом находится в ярких красочных комнатах или в полутёмных помещениях.

 Трёт глаза, глаза слезятся, болит голова после чтения или просмотра телепередач.

 Избегает контакта с чужим взглядом.

 Любит играть в темноте, боится яркого света, скопления людей.

 Часто моргает.

 Зажмуривается или закрывает лицо руками.

 Неподвижно смотрит в одну точку или сквозь объект, затрудняется перевести взгляд с одного объекта на

другой.

 Легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте.

 Не интересуется книгами и изображениями.

− Носить кепки с козырьком, шляпы, капюшоны, солнцезащитные очки.

− По возможности избегать яркого освещения,

особенно люминесцентного, использовать

лампы низкой мощности с матовым стеклом:

они дают мягкий и равномерный свет.

− Использовать очки для блокировки бликов.

− Если ребенку сложно списывать с доски,

положить ему дубликат с текстом на парту.

Лучше, если образец будет лежать на приподнятой/наклонной поверхности.

− Не перегружать ребенка разнообразными

зрительными стимулами (плакаты, картины и

пр.) или сажать ребенка таким образом, чтобы

он находился к ним спиной.

7. Вкусовая система. Оральная

(связанная со ртом)

восприимчивость

Гиперчувствительность к оральным сигналам (оральное защитное поведение)

− Капризен в еде, часто имеет экстремальные пищевые предпочтения (например, предпочитает ограниченный

набор продуктов, только определенные сорта, наименования, отказывается от проб новой пищи, не ест в гостях, избегает комбинаций продуктов разной

текстуры).

− Ест только «мягкую» пищу в форме пюре после 2-летнего возраста.

− Давится твёрдой пищей.

− Избегает приправленных, острых, сладких или солёных блюд, предпочитает простую пищу.

− Испытывает трудности с сосанием, жеванием и глотанием, может давиться или испытывать боязнь

подавиться, подвержен рвоте во время приёма пищи.

− Может есть только горячую или только холодную пищу.

− Отказывается облизывать конверты, марки или наклейки из-за неприятного вкуса.

− Не желает/отказывается/очень боится посещения стоматолога или лечения зубов.

− Не любит или жалуется на зубную пасту или ополаскиватель для рта.

Постарайтесь избавить ребенка от того, что ему

неприятно, затем можно перейти к налаживанию

вкусового восприятия. Давайте ему пробовать

различную еду: твердую и жидкую, холодную и

теплую, острую и пресную, сладкую и соленую и

т. д., обязательно объясняя при этом, что он должен

чувствовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дефектолог советует. Рекомендации родителям. Сборник статей и памяток для родителей учащихся начальной школы

Пособие предназначено для родителей учащихся начальной школы. Авторы статей раскрывают причины некоторых школьных трудностей и способы их преодоления. В брошюру вошли рекомендации психологов, логопеда...

Памятка для родителей: "Рекомендации родителям на каждый день"

10 заповедей для родителей. Дети учатся у жизни.Рекомендации родителям на каждый день....

Рекомендации родителям на каждый день.10 заповедей для родителей

7 рекомендаций  для родителей на каждый день  и 10 заповедей для родителей (Януш Корчак)...

Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"

Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...

Как помочь ребёнку (Памятки и советы для родителей) Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.

Советы для родителей по организации режима дня, обучения детей, повышению уровня школьной мотивации....

13 советов по построению отношений между родителями и детьми (рекомендации родителям)

1. Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, любите его не за то, что он умница, послушный или добрый, а за то, что он есть.2. Если вы видите, что вашему ребёнку сейчас трудно, обязательно помог...