Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе РАС, вар. 8.2, 2-й год обучения ГБОУ№ 8, Санкт-Петербург 2023
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Гордеева Елена Ивановна

Коррекция дефектов устной речи учащихся; повышение речевой активности в процессе общения со взрослым и сверстниками, способствующих успешной адаптации в игровой и учебной деятельности;  дальнейшей социализации ребенка и необходимых для усвоения элементарных навыков чтения и письма. Развитие и коррекция ВПФ (высших психических функций) через игровую деятельность. Психологическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, познавательных процессов. Повторение и закрепление схемы тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_logopedicheskoe_zanyatie_2023.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

                              Технологическая карта логопедического занятия  в 1 классе РАС, вар. 8.2, 2-й год обучения

                                                                           ГБОУ№ 8,   Санкт-Петербург  2023

 Выполнила: Городеева Елена Ивановна, учитель- логопед

Учебный предмет: логопедическое занятие.

Тема: Дифференциация слов, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов.

 Автоматизация изученных звуков в словах.  

Тип занятия: дидактическая  игра

Цели и задачи занятия: коррекция дефектов устной речи учащихся; повышение речевой активности в процессе общения со взрослым и сверстниками, способствующих успешной адаптации в игровой и учебной деятельности;  дальнейшей социализации ребенка и необходимых для усвоения элементарных навыков чтения и письма. Развитие и коррекция ВПФ (высших психических функций) через игровую деятельность. Психологическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, познавательных процессов. Повторение и закрепление схемы тела.

Деятельностная цель: Создать условия для повторения пройденного материала и ознакомления с новым; развитие и поддержание игровой деятельности; совместная игра; тренинг по отработке понятий: слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов; дифференциация понятий.

Содержательная цель: Логопедическая  поддержка и сопровождение детей с РАС путём активного вовлечения в образовательный   процесс развития связной речи.

Формы работы: индивидуальная.

Оборудование: игровой материал (куклы); предметные картинки; фразовый конструктор.

Этап занятия,

цель этапа

Деятельность учителя- логопеда

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.    Мотивация к деятельности

Орг.момент.

–Будем играть? Посмотри, что я тебе принесла (показ «Волшебного мешочка»).

- Потрогай (ребёнок ошупывает мешочек). -Там много? Мало? Кто-то большой? Маленький? Мягкий? Твёрдый? Доставай!

Показ игрового материала.

Отвечает (по возможности) на вопрос учителя-логопеда; выполняет задания.

Предметные:

- различать предметы, соотносить с предлагаемым наглядным, игровым материалом;

- узнавать и называть демонстрируемые предметы;

- указывать признаки предметов;

 

Метапредметные:

- научиться применять полученные знания в самостоятельной деятельности;

-использовать знаково-символические средства (карточки);

-осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение объектов и явлений;

-уметь использовать коммуникативные (речевые) средства для решения поставленных задач.

Личностные:

-проявлять интерес к новым знаниям;

- развивать способность к словотворчеству, самооценке;

-осваивать различные роли (в т.ч. игровые)

 II.  Актуализация необходимых знаний.

–  Что там? Кто там? Это мальчик (игрушка).

- Давай посмотрим, что это у мальчика?  (схема тела: голова, глаза, нос, рот, уши, щёки, волосы, шея, плечи, туловище, руки, ноги).

- Мы назвали всё, что есть у каждого человека.

-Давай выясним, какие у мальчика глаза? (голубые). -Его можно назвать голубоглазым. -Какие волосы у мальчика? (тёмные). Его можно назвать темноволосым.

-Посмотрим на одежду мальчика. У него есть рубашка. Какая она по цвету? (красная) А какие брюки у мальчика по цвету? (чёрные). Какая обувь у мальчика? (ботинки). Какие они? (чёрные).

-Молодец! Ты правильно ответил на вопросы и описал мальчика.

-Посмотрим, что  (или кто) ещё есть в мешочке. Доставай!

 -Это девочка! (игрушка) Что есть у девочки? (схема тела: голова, глаза, нос, рот, уши, щёки, волосы, шея, плечи, туловище, руки, ноги).

-Какие у девочки глаза? (тёмные). - Они карие. Можно назвать девочку кареглазой. Какие волосы у девочки? – Светлые. Девочку можно назвать светловолосой.

Какая одежда у девочки? (платье) -Какое оно? (розовое – по цвету, лёгкое, летнее - по назначению и времени года). Какая обувь у девочки? (туфли) Какие они?  (красные).

-Молодец! Ты правильно ответил на вопросы и описал девочку.

- Как назовём мальчика и девочку одним словом? (дети).

- Что дети любят делать? (играть, бегать, прыгать, смеяться и др.).

Задаёт вопросы; уточняет смысл непонятных слов.

Проводит анализ схемы тела. Осуществляет коррекцию ответов ребёнка. Замечания и исправление слов, фразы, предложения если учащийся их искажает или заменяет звуки, звукокомплексы.

Отвечает (по возможности)  на вопросы.

Внимательно слушает то говорит учитель-логопед, выполняет задания.

Учится наблюдать, классифицировать, обобщать полученные знания.

Повторяет схему тела.

III. Физкульт.минутка:

- Сейчас немного отдохнём и  поиграем как мальчик и девочка бы играли, только на пальчиках

(проводится нейрогимнастика )

Показ движений пальцев рук сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих руках.

Обучающийся ( при необходимости со взрослым)  повторяет действия и слова.

IV.  Основная часть.

1. - Сейчас будем рассматривать карточки и узнаем, что ещё могут делать дети.

- Давай разделим карточки на группы.

 В 1-ю положим слова, про которые говорим: Кто это? Что это? (мальчик, девочка; игрушки, трава, скакалка и др.)

 Во 2-ю группу положим слова, которые будут отвечать на вопрос: -Что делает?  Что делал? -Что будет делать? и др. (играет, лежит, бежит и др.)

В 3-югруппу положим слова, отвечающие на вопросы  Какой? Какая? Какое? Какие? (весёлый, сильный, быстрый и др.)

Учитель-логопед  задаёт вопросы;

Предлагается выполнить задание по дифференциации на группы предложенных картинок. Взрослый выполняет совместно с учащимся нужные действия: дифференцируются слова- понятия, их признаки, действия по названным группам, к словам задаются вопросы.  

Внимательно слушает то, что читает и объясняет учитель-логопед.

Выполняет задание.

Обучающийся выполняет предложенную инструкцию, отвечает на вопросы

Оценивается  работа с помощью «смайликов».

V. Основная часть. Продолжение.

        2. –Теперь  будем составлять предложения, используя наши картинки.

- Сначала придумаем предложение по картинкам «мальчик» и «бежит». Что получилось: «Мальчик бежит». Следующая картинка что обозначает? (трава).

- Давай добавим это слово в наше предыдущее предложение и посмотрим, что получится: «Мальчик бежит по трава». Мы не можем сказать: «Мальчик бежит по трава», это неправильно. Будем изменять слова в предложении так, чтобы нам стало понятно по смыслу: что именно делает мальчик.

-Мальчик бежит по траве.

 Посмотрим на новую карточку. -На что похожа? Что обозначает? (ветер). Ветер быстрый. Если мы добавим карточку в наше предложение, оно может стать таким: «Мальчик быстро бежит по траве».

- Вспомним. Сколько слов было вначале? (два). Мы добавляли слова и у нас получались новые предложения. Сколько сейчас слов? (пять). Правильно, мы добавляли разные слова и предложение увеличивалось. Предлог «по» - это тоже слово, короткое, но нужное. Если мы скажем: «Мальчик быстро бежит траве» нам будет не до конца понятно, что всё-таки делает мальчик. Он может «бежать по траве», «бежать к траве». Поставив предлог правильно мы можем представить картинку как мальчик бежит по траве. Ему весело. Он радуется. Трава мягкая, зелёная. Мальчик бежит и наступает на траву. Теперь стало более понятно? (да). Одни слова поясняют другие, нам стало  более понятно то, что делает мальчик.

 Каждое предложение выражает определённую мысль.  Всё было понятно? (да).

-Хорошо.

 – Ты молодец, справился с заданием! Улыбочку ставим (смайлик).

Учитель-логопед демонстрирует картинки в паре, добавляя к полученным фразам новые картинки и тем самым получая новые грамматические конструкции и предложения, увеличивая количество слов в предложении (наращивание слов).

Картинки выставляются во фразовый конструктор.

Обучающийся  повторяет предложения за взрослым либо произносит их самостоятельно.

Задаёт вопросы по распространению предложений.

Проводит коррекцию ответов, действий.

Воспроизводятся сюжеты с опорой на иллюстрации, игровой материал.

Оценивается  работа с помощью «смайликов».

VI. Физкульт.минутка:

«Солнышко»

-Давай отдохнём! Повторяй за мной:

-Мы за солнцем потянулись, вот так, вот так (руки вверх, тянемся).

-Дружно солнцу улыбнулись, вот так, вот так (раскрываем руки).

- Появился ветерок, солнце тучей заволок.. (поднять и опустить руки, потрясти кистями рук)

Контролирует динамическую паузу, чтобы учащийся участвовал в ней и смог переключиться, отдохнуть.

Обучающийся (по желанию)  повторяет действия и слова.

VII.  Основная часть. Продолжение.

3. - Теперь составим предложения о девочке.

-Возьмём такие слова «девочка» и «весёлая». Что получилось? «Девочка весёлая» или «Весёлая девочка».

Давай возьмём ещё карточку. Что нарисовано?

- Скакалка.

- Что девочка может делать со скакалкой?

-Прыгать.

- Получается: весёлая девочка прыгает…

-Давай скажем о девочке, которая прыгает на скакалке, вспомнив предыдущие слова и дополним предложение.

-Весёлая девочка прыгает..

- На чём?

- на скакалке..

-Что получилось?

- Весёлая девочка прыгает на скакалке.

- Сколько слов в предложении? (пять)

 -Ты молодец, справился с заданием! Улыбочку ставим (смайлик).

Задаёт вопросы.

Помогает составить фразы, предложения.

Учит распространять предложения.

Проводит коррекцию ответов, действий.

С  опорой на вопросы учителя- логопеда (с помощью) анализирует свою деятельность по теме занятия.

Оценивается  работа с помощью «смайликов».

VIII.   Заключительная часть. Подведение итогов.

  - Что мы с тобой сегодня делали?

- Вспоминали  слова, которые обозначают названия предметов, их признаки и действия; составляли фразы и предложения, составляли предложения, используя эти слова.

 -Всё получилось?

 -Что понравилось?

- Что-то  было не понятно?

-Хорошо поработал! Молодец! Улыбочку ставим (смайлик).

- Занятие закончено.

Задаёт вопросы.

Проводит коррекцию ответов, действий.

С  опорой на вопросы учителя- логопеда (с помощью)  анализирует свою деятельность по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"

Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"

Предлагаю  технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

Образовательные.1.    Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2.    Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....

Технологическая карта логопедического занятия по коррекционно - развивающей деятельности во 2 «А» классе Тема «Грамматическое оформление предложения. Прогулка в зимний лес»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи обучающихсяЗадачи:Коррекционно-образовательные: - совершенствование грамматического строя речи;- развитие фонематического восприятия;- тренировка навы...