Термины.
материал по логопедии

Дмитренко Ольга Александровна

Теория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terminy.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дислалия (от греч. «дис» — приставка, означающая частичное расстройство, и «лалио»— говорю) частичное нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

При дислалии у детей наблюдается нарушение произношения некоторых отдельных звуков.

Они проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи:

  • искажении звуков - ненормативном их произнесении;
  • заменах одних звуков другими;
  • смешении звуков;
  • пропусках звуков.

Выделяют 4 варианта ринолалии по структуре речевого дефекта:

1. Ринофония - нарушение тембра речи, обусловленное анатомическими дефектами органов артикуляции. Наблюдается только носовой оттенок речи.

2. Ринофония и фонетическое недоразвитие речи. Наблюдается нарушение фонетического уровня речевой системы - нарушение тембра голоса (носовой оттенок речи) и звукопроизношения.

3. Ринофония и ФФНР. Наблюдаются нарушения фонетического и фонематического уровней речевой системы - носовой тембр голоса, нарушения звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия.

4. Ринофония и ОНР. Наблюдаются нарушения всех уровней речевой системы - фонетического, фонематического, лексико-грамматического - носовой тембр голоса, нарушения звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия, ограниченный словарь, недоразвитие значения слова, различные аграмматизмы.

 Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов). Дизартрия — термин греческий, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (dуs — нарушение признака или функции, arthroo— расчленяю). Дизартрия относится к числу сложных нарушений: речь неплавная, невнятная. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.

 Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, lalio — говорю, речь) — в переводе отсутствие речи, безречье. Кроме термина «алалия» в зарубежной литературе используются термины: «врожденная афазия», «онтогенетическая афазия», «афазия развития», «дисфазия», «задержка речевого развития», «конституциональная задержка речи», «нарушенное усвоение языка», «слухонемота».

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Пять видов дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, у которых не сформированы азы грамоты. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «белток" — белый потолок.

4. Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, примыкание и управление ("Маша бежал", "синяя пальто, мама гулять").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. Ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка. Математические термины

Данная памятка поможет учащимся ориентироваться в терминологии....

Ключевые термины образовательных стандартов второго поколения.

Здесь можно ознакомиться с основными терминами, которые встречаются в образовательных стандартах....

математика, 1 класс, конспект, презентация, "Знакомство с терминами "уменьшаемое", "вычитаемое"

Конспект урока по системе развивающего обучения Л. В. Занкова по математике по теме "Знакомство с терминами "уменьшаемое", "вычитаемое". Презентация....

Ключевые термины образовательных стандартов второго поколения

Ключевые термины образовательных стандартов второго поколения По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации Российская академия образования ведет разработку федеральных государст...

Словарь педагогических терминов

Словарь педагогических терминов в помощь атестующимся и молодым специалистам....

Удивительный термин- корень

В данной работе дается значение слова корень,  используя различные словари....

В помощь учащимся начальных классов словарь музыкальных терминов

Музыкальный словарь поможет учащимся начальной школы разобраться в тех или иных понятиях. Словарик составлен по учебникам Е. Д. Критской в соответствии с учебным материалом....