В помощь учащимся начальных классов словарь музыкальных терминов
материал (музыка) по теме

Музыкальный словарь поможет учащимся начальной школы разобраться в тех или иных понятиях. Словарик составлен по учебникам Е. Д. Критской в соответствии с учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar_dlya_mladshih_shkolnikov.docx23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК

АКЦЕНТ – выделение, подчёркивание отдельного звука или аккорда путём его динамического усиления.

АККОМПАНЕМЕНТ – сопровождение к мелодии, исполненное голосом или на музыкальном инструменте.

АЛЬТ – струнный, смычковый инструмент, чуть ниже по звучанию скрипки. Альт – низкий женский голос.

АРИЯ – в дословном переводе с итальянского –песня. Встречается в опере, оперетте, оратории, кантате.

АРФА – струнный щипковый инструмент.

БАЛАЛАЙКА – русский народный струнный щипковый инструмент.

БАРАБАН – это очень древний ударный инструмент.

БАЛЕТ – это музыкальный спектакль. В нём все герои танцуют в сопровождении оркестра. БАЛЕТ – это музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица балета свои чувства, переживания, эмоции и действия выражают посредством мимики и танцевальных движений.

БАРКАРОЛА –  песня на воде. Песня лодочника в Венеции.

БЕЛЬКАНТО -  родился этот стиль вокального пения в Италии. В переводе слово обозначает «прекрасное пение».

БАЯН – это разновидность гармони. Своё название инструмент получил по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна.

БЫЛИНЫ – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев.

ВАЛТОРНА – медный духовой инструмент по звучанию чуть ниже трубы. В переводе с немецкого означает – лесной рог.

ВАЛЬС – название бального танца, особенно популярного как в Европе, так и в России в 19 веке.

ВАРИАЦИИ – означает изменение. Есть музыкальная форма вариации А А1 А2 А3 А4…

ВИОЛОНЧЕЛЬ – струнный, смычковый инструмент, низкий по звучанию.

ВОКАЛИЗ – произведения для пения без слов. Слово это означает гласный звук, поющий.

ГАРМОНИЯ – последовательность аккордов вместе с мелодией.

ГИМН – торжественная песня, принятая как символ государства.

ГИТАРА – струнный инструмент. Родина Испания. Есть шестиструнная и семиструнная.

ГУСЛИ – старинный русский народный щипковый музыкальный инструмент.

ДИАПАЗОН – это расстояние от самого низкого звука, который может издать голос или музыкальный инструмент, до самого высокого.

 ДИНАМИКА – сила звучания.

ДИРИЖЁР – руководитель оркестра или хора.

ЖАНР – слово, относящееся непосредственно к искусству, означает его разновидность, род, вид.

ЗАПЕВ – часть песни. Слова запева обычно не меняются, а остаются прежними

ЗАПЕВАЛО – человек, который начинает песню.

ЛЕГАТО – штрих, характерный плавной игре.

ДЖАЗ –  жанр музыки, появившийся в 20 веке в Америке. Его первый творцы – негры. Особенность джаза, что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления, импровизируют на самых разных инструментах. У джаза есть любимые мелодии: СПИРИЧУЭЛ, БЛЮЗ.

ДИАПАЗОН – расстояние от самого низкого звука инструмента или голоса до самого высокого.

ДИНАМИКА – средство музыкальной выразительности. Сила звука.

ДУЭТ – ансамбль из двух исполнителей.

ИНТОНАЦИЯ – мелодический оборот, небольшой по протяжённости, но имеющий самостоятельное значение.

ИСПОЛНИТЕЛЬ – это музыкант, исполняющий музыкальное произведение голосом или на инструменте.

ИМПРОВИЗАЦИЯ – сочинение музыки во время её исполнения.

КАНТАТА – это большое вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

КАНТ – многоголосная бытовая песня, появившаяся 300 лет назад. В них воспевают победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость.

КВАРТЕТ - ансамбль из четырёх исполнителей.

КВИНТЕТ - ансамбль из пяти исполнителей.

КИФАРА – старинный инструмент, предшественник гитары.

КЛАВИАТУРА – семейство чёрных и белых клавиш.

КОНСЕРВАТОРИЯ – высшая музыкальная школа, в которой музыканты, будущие исполнители и композиторы, получая определённые знания, совершенствуются в своём мастерстве.

КОНТРАБАС – струнный, смычковый инструмент самый низкий по звучанию из данной группы.

КОНЦЕРТ – виртуозное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра.

КОМПОЗИЦИЯ – вид художественного творчества, сочинение музыки.

КОНЦЕРТ – слово обозначает «состязаться». Исполняя концерт, солист как бы соревнуется с оркестром.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ – это плавная песня спокойного характера, которую напевает мама, укачивая своего малыша.

КОНТРДАНС – в переводе с английского – сельский танец.

КУПЛЕТ – раздел песни, в котором меняются слова.

КСИЛОФОН – ударный инструмент, в переводе с греческого языка  означает «звучащее дерево». Состоит из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками.

ЛАД – означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность. Лады музыки: мажор, минор, переменный.

ЛЕГАТО – штрих, характерный плавной игре.

ЛИТАВРЫ – инструмент участник симфонического оркестра, ударный инструмент. Имеет высоту звучания в отличии от других ударных.

ЛИРА – старинный инструмент, предшественник гитары.

ЛЮТНЯ – старинный инструмент.

МАЗУРКА – старинный польский танец, который покорил королей и знатных вельмож, а также звучал на сельских праздниках.

МЕЛОДИЯ – «душа музыки», одноголосно выраженная музыкальная мысль.

МЕНУЭТ – старинный французский танец.

МИНИАТЮРА – небольшая  пьеса.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ – обобщённое отражение в музыкальном произведении внутреннего мира человека, его восприятие окружающей среды. Музыкальный образ может быть лирическим,  драматическим, трагическим, эпическим, комедийным, лирико-драматическим, героическим и т.д.

МУЗЫКАНТ – человек, профессионально занимающийся каким-либо видом музыкальной деятельности: сочинением музыки, игрой на каком-либо инструменте, пением, дирижированием и т.д.

МЮЗИКЛ – развлекательное представление, которое появилось в 19 веке в Америке, в котором соединились музыка, танец, пение, сценическое действие.

НОКТЮРН – что в переводе с французского обозначает ночной. Это напевная, лирическая пьеса печального, мечтательного характера.

ОДА – в переводе с греческого – песня. Она исполняется на народных праздниках, вовремя торжественных процессий, восхваляла героев-победителей.

ОПЕРА – это музыкальный спектакль. В нём действующие лица поют в сопровождении оркестра.

ОПЕРЕТТА – это музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают. «Оперетта» - итальянское слово и означает буквально маленькая опера.

ОРГАН – старинный музыкальный инструмент, самый большой инструмент в мире.

ОРКЕСТР – коллектив людей совместно исполняющих инструментальные произведения.

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – был создан в 19 веке. В него вошли балалайки и домры, гусли, жалейки и баяны.

ПАРТИТУРА – особая нотная запись, которая объединяет все голоса инструментов оркестра.

ПАРТИЯ – часть музыкального произведения, порученная отдельному голосу или инструменту.

ПАСТОРАЛЬ – от латинского pastoralis – пастуший.

ПРЕЛЮДИЯ – небольшая инструментальная пьеса

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – музыка с определённым названием, написанная в основном на литературный сюжет.

ПЕСНЯ – самый распространённый жанр вокальной музыки.

ПОЛОНЕЗ – польский старинный танец – шествие. Открывал балы.

ПЬЕСА – это законченное музыкальное произведение небольшого размера.

РЕГИСТР – отрезок диапазона. Бывают регистры низкие, средние, высокие.

РЕКВИЕМ – траурное хоровое многочастное произведение, которое обычно исполняется с участием оркестра, органа и солистов.

РЕЧИТАТИВ – от итальянского – recitare – декламировать, читать вслух. Род  музыки, которая интонационно воспроизводит речь. Полупение, полуговор.

РИТМ – соотношение и чередование длительностей звуков и акцентов.

РОКОКО – это стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

РОМАНС – сольная песня с инструментальным сопровождением.

СВИРЕЛЬ -  русский народный инструмент.

СИМФОНИЯ –  в переводе с греческого означает созвучие. Произведение для  симфонического оркестра.

СКРИПКА – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. У неё нежный высокий голос.

СОНАТА – произошло от итальянского слова sonare –звучать. Инструментальный жанр музыки, её определяют как форму, охватывающую все характеры. В ней есть свой сюжет, свои персонажи – музыкальныые темы.

СТАККАТО – штрих, характерный отрывистой игре.

ТЕАТР – это мир сказок, удивительных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников.

ТЕМБР – окраска голоса или звука инструмента.

ТЕМП – скорость исполнения музыкального произведения.

ТОНАЛЬНОСТЬ  – средство музыкальной выразительности. Высота лада.

ТРИО – ансамбль из трёх исполнителей.

ТРУБА – один из самых древних медных духовых инструментов.

ТРОМБОН -  медный духовой инструмент по высоте звучит ниже трубы и валторны.

ТУБА – медный духовой инструмент самый низкий по звучанию из данной группы.

УВЕРТЮРА  - в переводе с французского – открытие, начало. Увертюра открывает спектакль, в ней мы получаем представление о спектакле в целом.

ФАКТУРА – это способ изложения музыкального материала.

 ФРАГМЕНТ – это отрывок музыкального произведения.

ФЛЕЙТА – деревянный духовой инструмент. Инструмент самый высокий по звучанию из группы деревянных  духовых.

ФОРМА – структура произведения. Соотношение отдельных частей музыкального произведения. Встречаются одночастные, двухчастные, трёхчастные, вариационные и т.д.

ЧЕЛЕСТА – ударный инструмент, изобретённый во Франции. Внешне челеста небольшое пианино. Клавиатура фортепианная, только вместо струн в челесте звучат металлические пластинки. Звук у челесты тихий, красивый, нежный. На ней можно играть мелодию.

ШТРИХ – способ извлечения музыкального звука голосом или на инструменте.

ЭТЮД –  небольшое инструментальное произведение для развития техники пальцев музыканта-исполнителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся во 2 классе.

С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения в предыдущем первом классе....

"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся в 3 классе.

С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения  в предыдущем втором классе....

Конспект родительского собрания в начальных классах на тему ««Нарушения процессов чтения и письма у учащихся начальных классов: причины, первая помощь» с применением интерактивных форм взаимодействия.

Данный материал в доступной форме познакомит родителей с причинами и формами нарушения письменной речи, а также простыми приёмами  по устранению проблем....

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА

Слово является важнейшей единицей лексической системы языка. В нем заключены неисчерпаемые возможности для выражения тончайших оттенков мысли, для раскрытия самых глубоких чувств.Слово - это единство ...

Выпускная квалификационная работа "Изучение антонимов как средство обогащения словаря учащихся начальных классов"

Практическая значимость данной работы заключается в том, что теоретические сведения, методические рекомендации, упражнения, выводы могут служить опорой учителям начальных классов на уроках русского яз...