Конспект родительского собрания в начальных классах на тему ««Нарушения процессов чтения и письма у учащихся начальных классов: причины, первая помощь» с применением интерактивных форм взаимодействия.
консультация по логопедии по теме

Григорьева Елена Владимировна

Данный материал в доступной форме познакомит родителей с причинами и формами нарушения письменной речи, а также простыми приёмами  по устранению проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskoe_sobranie_2015.docx36.28 КБ
Файл roditelskoe_sobranie_2015g.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1392 им. Д.В. Рябинкина

Дошкольное отделение корпус №5

Конспект родительского собрания

в начальных классах ГБОУ Школа №1392 корпус 1

на тему ««Нарушения процессов
чтения и письма у учащихся начальных классов:

причины, первая помощь»

с применением интерактивных форм взаимодействия.

Подготовила:

учитель - логопед

Григорьева Елена Владимировна

Ноябрь 2015

Цель: познакомить родителей с формами нарушения письменной речи, а также приемами  их устранения.

Задачи:

- познакомить родителей с вариантами  нарушений письменной речи, возможными причинами возникновения проблем, предложить наиболее эффективные методы и приемы  работы по их профилактике и коррекции.

- формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи.

- дать родителям информацию о педагогической литературе по работе с детьми, имеющими предпосылки или нарушения устной и письменной речи.

Участники родительского собрания:

Учитель – логопед, родители учащихся начальных классов.

Предварительная работа: изучение и анализ научно-методической литературы; подготовка презентации.

Оборудование: компьютер, проектор.

План родительского собрания:

  1. Вступительное слово администрации ГБОУ Школа №1392 корпус 1.
  2. Теоретическая часть - выступление учителя – логопеда: «Что такое письменная речь? Причины нарушения письменной речи (варианты ошибок) »;  
  3. Практическая часть:

Знакомство с играми и упражнениями по профилактике и преодолению трудностей в овладении письменной речью.

  1. Подведение итогов (рефлексия, обратная связь, знакомство родителей с педагогической литературой по работе с детьми имеющими предпосылки или нарушения письменной речи).
  2. Заключительное слово учителя-логопеда.

Ход родительского собрания:

 Уважаемые родители! Раз вы сегодня здесь, значит, вас отличают действенность и активность. Вы хотите помочь своим детям или, как минимум, внести в их школьную жизнь новые позитивные знания. Я прекрасно понимаю, что не праздное любопытство привело вас сегодня на нашу встречу, а желание найти возможности и помочь школьникам стать успешными в учебе, и это заслуживает признательности и уважения.

Чистая и правильная речь – одно из важнейших условий нормального психологического развития ребенка. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир взрослых, узнает много нового. Он может довести до окружающих свои желания, требования, поделиться своими мыслями и чувствами. У него формируется достаточный словарный запас, навыки словообразования и словоизменения, грамотная связная речь.

Для современной ситуации в России характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Педагоги с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку. Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, что, в свою очередь, обуславливает трудности в освоении программы школы.

Причины трудностей усвоения программы по русскому языку и чтению уходят корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. В анамнезе детей с нарушениями в письменной речи, как правило, есть повреждение головного мозга, которое наступает в период внутриутробного развития (это токсикоз, анемия, инфекционные заболевания во время беременности, обвитие пуповиной плода и т.д.) или во время родов (родовые травмы, асфиксия, кесарево сечение).

И у даже еще недавно благополучного дошкольника с началом обучения в школе вдруг обнаруживаются затруднения в овладении письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя многие из них хорошо справляются с другими предметами. На сегодняшний день проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы одна из самых актуальных, так как эти два процесса из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения  знаний. Расстройство процесса письма обозначают термином «дисграфия».

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.

Педагоги и родители   часто сталкиваются   с проблемой большого количества дисграфических ошибок у учащихся 2-4 классов. У некоторых первоклассников во втором полугодии также становятся заметными предпосылки к возникновению дисграфии.

Причины возникновения трудностей овладения письменной речью могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания, неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых, а также может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма. 

Симптоматика дисграфии:

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

У детей - дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. 

На каких детей стоит обратить особое внимание:

  1. Если Ваш ребенок левша.
  2. Если Ваш ребенок – переученный правша.
  3. Если Ваш ребенок имел или имеет нарушения устной речи (звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматического строя речи).
  4. Если в семье говорят на двух или более языках.
  5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка на момент начала обучения грамоте еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:

1. Искаженное написание букв:

– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У;

– добавление лишних элементов;

– смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

– зеркальное написание букв.

2. Искажения структуры слова:

– Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко

– недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)

– добавления букв, слогов;

– повторение букв, слогов

3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).

4. Искажения структуры предложения:

– раздельное написание слова;

– слитное написание слов;

– повторения слов.

Можно  ли эффективно помочь детям?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Таким детям возможно необходима помощь специалистов: невролога, нейропсихолога, учителя-логопеда, психолога. Но помните, что без помощи родителей, ребенку не справиться.

Помощь со стороны родителей должна носить регулярный характер. Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными.

Предлагаю Вам некоторые игры, которые могут помочь справиться с трудностями в овладении письменной речью.    Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении возникших трудностей.

1. «Корректурная правка». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

2. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте!) зеленой или черной ручкой (не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и  не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.

3. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.

4. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.

5. «Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («дом» + «ик» = «домик»);

6. «Какие слова спрятались» Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;

7. «Увеличь предложения» Предложите ребенку прочитать текст, а потом увеличить его словами из разных частей речи (прилагательными, наречиями и т. д.). Каждое предложение нужно увеличить на 1 – 2 слова. Эта игра помогает закреплять знания детей о частях речи, умения согласовывать слова во фразе, совершенствовать навыки связной речи

8.  «Лабиринты» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

9. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);

10. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково», «Один – много – нет», «Большой – средний – маленький», «Какой – какая – какие», «Чей, Чья, Чьи» и т.д. Все измененные слова записываются ребенком  под внимательным контролем взрослых.

11. Кроссворды, филлворды, ребусы, шифровки и др. игры со словами помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма;

12. «Доскажи словечко» (в рифму), «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.

13. «Что изменилось», «Чего не стало», «Запомни и повтори» со словами и картинками и т.д. Игры такого типа направлены на тренировку памяти (зрительной, слуховой).

Занимаясь с ребенком дома, помните несколько основных правил:

1. Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.

2. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в ребенке неуверенность в себе, в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.

4. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

5. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома и в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Современные педагоги  разработали эффективный метод, помогающий, по их мнению,  бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче можно  добиться необходимого результата. Несколько слов  об этом методе. За основу взята  теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".
Суть метода в том, что ребенка нужно научить так называемому
"орфографическому" чтению. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.
      Предложите ребенку читать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
      В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а, следовательно, и правильно пишет. Примечание: для чтения лучше использовать классические произведения русской литературы, или тексты из учебника русского языка, который идет по программе.
Такое чтение, скорее всего, покажется ребенку даже забавным.
      читать таким образом необходимо регуляно, а во время занятий обязательно должен присутствовать взрослый, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "что" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "што". Взрослому надо корректно  поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
      С детьми в возрасте до 10 лет подобным образом достаточно заниматься примерно 5 - 10 мин. Дольше чтение не приносит необходимого результата. С детьми старше 10 лет можно заниматься  примерно 15 мин.
      Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем возможно он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные, потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.
      Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словарике: громко, четко, несколько раз. Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.
     Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Напомню, что проверяя работу ребенка, взрослый не подчеркивает ошибки, тем более,  красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. (Источник: А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина "Хочу в школу? Как пробудить у ребенка интерес к учебе")

Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности, профилактики нарушений письменной речи. То, что сегодня услышали Вы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

Несколько слов о почерке.
        Почерк - выражение всех трудностей ребенка. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
       Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку!
                                                            КАК НАУЧИТЬ
            Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
           Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!
В выборе канцелярских принадлежностей есть свои хитрости.
          Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
        Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным.

          К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.
         Дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового писаря- тренироваться писать перышком и чернилами. "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги.

Рекомендуемая литература для родителей.

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей".

2. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени».

3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей».

4. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. «Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений». 

5. Калинина И.Л. «Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса».

6. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. «Дисграфия. Исправление ошибок при письме».

7. Яровская О. Н.  «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет».

8. Яровская О. Н. «Занимательные задания логопеда для школьников 3 – 4 классов».

Уважаемые родители! Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить,  во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Проявите истинный интерес ко всему, что связано с вашим ребенком. Обратите внимание на речь детей!!!

Я надеюсь, что той информации, которую вы сегодня получили, достаточно для того, чтобы иметь представление о важности первой помощи детям с проблемами освоения письма и чтения. Начните использовать полученные знания, сделайте первый шаг и положительный результат не заставит ждать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нарушения процессов чтения и письма у учащихся начальных классов: причины, первая помощь». Родительское собрание в начальной школе с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер-класс ). Подготовила учитель-логопед Григорьева Е.В.

Слайд 2

Основные, наиболее часто встречающиеся проблемы: Несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв, слогов; Нечитаемый почерк; Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»; Несоответствие между знаниями правил и письмом, т.е. неумение применить правило в процессе письма; Неумение составлять связные, логичные тексты; Нелюбовь и даже ненависть к чтению; Негативное отношение к урокам русского языка; В большинстве случаев эти проблемы образуют целый комплекс. Чтобы распутать этот клубок, прежде всего необходимо понять, из каких аспектов складывается грамотность .

Слайд 3

ПАЗЛЫ УСПЕХА ГРАМОТНОСТЬ Нейропсихологический аспект (достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать) Социально-педагогический аспект (характер общения ребенка со взрослыми, отношение в семье к чтению) Психологический аспект (уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением, к обучению вообще)

Слайд 4

что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок ? Прослушать, проговорить слово. Определить какие звуки услышал в слове. Потом вспомнить, какими буквами эти звуки обозначаются . Затем представить, как же эти буквы выглядят , как их элементы располагаются в пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме. Если на каком-то этапе возникает сбой, процесс прерывается, ребёнок начинает писать с ошибками

Слайд 5

Причины возникающих трудностей патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых, обусловлены органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.

Слайд 6

На что нужно обратить особое внимание : 1 . Если Ваш ребенок левша или переученный правша. 2. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу, занимался до школы с логопедом. 3. Если в семье говорят на двух или более языках. 4. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу или имело место неоправданно раннее обучение грамоте. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. 5 . Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием .

Слайд 7

Распространенные ошибки 1. Искаженное написание букв: – недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У; – добавление лишних элементов; – смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. – зеркальное написание букв. 2. Искажения структуры слова: – Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко – недописывание слов. Н: весёлы (весёлый) – добавления букв, слогов; – повторение букв, слогов 3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка). 4. Искажения структуры предложения: – раздельное написание слова; – слитное написание слов; – повторения слов.

Слайд 8

Н еобходимо заниматься каждый день (10-15 мин). Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Убедите его, что такие занятия, необходимы ребенку для того, что бы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем. Ведь для того, что бы чего-то достичь в жизни, необходимо уметь грамотно читать и писать. Начните работу дома с 1-2 игр, упражнений . Не перегружайте ребенка. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания. Дайте уверенность в том, что на следующем занятии, работа будет выполнена лучше. При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил : Во время письма проговаривать слова вслух. У взрослого человека сформирован рефлекс «проговаривания про себя» во время письма. Сами того не замечая, когда мы пишем, то выполняем движения языком. Если во время письма, язык зажать между зубами, мы будем допускать ошибки. У ребенка такой рефлекс еще не сформирован, поэтому ему обязательно нужно писать, проговаривая слова вслух. Прочитайте всё предложение. Посчитайте количество слов в предложении. Определите наличие предлогов . Акцентируйте внимание на том, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение ( заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения). Диктовать себе можно только две буквы. Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делим слова на слоги, ставим ударение. Выделяем орфограммы. Очень важно, что бы ребенок сам нашел допущенные ошибки. Отметьте на полях простым карандашом строчки, на которых ваш ребенок допустил ошибку. Одна «галочка» - одна ошибка. Если ребенок не нашел ошибку, поставьте метку над словами с ошибками. В случае, если ребенок и на этот раз не видит ошибку, напишите на отдельном листочке слово правильно и дайте ребенку сверить с образцом.

Слайд 9

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 10

«Корректурная правка» Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Слайд 11

«Диктант » Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте!) зеленой или черной ручкой (не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку . Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.

Слайд 12

«Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. «МАГАЗИН» Рисуем определенный предмет, например, арбуз и затем продаем, рекламируя его: А – ароматный; Р – рубиновый; Б – большой; У – укатить домой!; З - звонкий.

Слайд 13

"Словесный мяч" Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобу с - с лов о - о кно и т. д Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на вторую, на третью с конца и т. п . «ВИСЕЛИЦА» или «БАЛДА» Один игрок загадывает слово, указывая из какой оно области и обозначает первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы-черточками. Другой игрок называет буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква ставиться водящим на свое место, а неверно названная превращается в элементы виселицы, либо в буквы слова « балда »

Слайд 14

«Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова : Дом + ик ; Вы + ход Пропо – про + это - о Сок – к + ночи – но + ня + ет Кисти – ки + хор ы+ тво – ры + р + сени + е - се Кроссворды, ребусы, Такие игры со словами помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма . Детские журналы «Непоседа», « Кроссвордёнок » и т.п.

Слайд 15

«Увеличь предложения» Предложите ребенку прочитать предложение, а потом увеличить его словами из разных частей речи (прилагательными, наречиями и т. д.). Эта игра помогает закреплять знания детей о частях речи, умения согласовывать слова во фразе, совершенствовать навыки связной речи. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя ) «Назови ласково», «Один – много – нет», «Большой – маленький», «Какой – какая – какие», «Чей, Чья, Чьи» и т.д. Все измененные слова записываются ребенком под внимательным контролем взрослого .

Слайд 16

« Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», « Найди, какие предметы спрятались» на картинках и в словах. Такие игры будут полезны для развития зрительного и слухового внимания . Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно. Упражнение «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

Слайд 17

«Лабиринты » Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. «Графические диктанты » Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание)

Слайд 18

эффективный метод борьбы с ошибками - "орфографическое" чтение Предложите ребенку прочитать вслух ( для чтения лучше использовать классику ) , громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги. В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная ( язык) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет. С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься 5-10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин . Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Слайд 19

Чем могут ещё помочь родители : Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что очень полезно для успешного обучения. Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом. Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга. После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Слайд 20

Если ребенку задали прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ. Необходимо искоренить саму мысль о том, что при письме можно допускать ошибки.

Слайд 21

Хитрости в выборе канцелярских принадлежностей Место «хватки» ручки или карандаша должно быть покрыто рёбрышками или пупырышками. Корпус ручки должен быть трёхгранным , карандаша – шестигранным. Предпочтительнее пользоваться гелевыми ручками.

Слайд 22

нельзя!!! 1. Раздражаться и ругать ребенка за его ошибки бессмысленно . 2 . Стремиться устранить все недостатки письма сразу. Если Вы поставили цель научить писать ребенка без ошибок, то не обращайте внимания на некрасивый почерк. Ребенок на первых порах должен сосредоточиться на чем-то одном. 3. Наказывать чтением. Это может отбить желание читать и узнавать из книг что-то интересное. 4. Увлекаться бесконечными диктантами. Лучше написать одно предложение (понятное ребенку) в день, проработать каждое слово, написать его правильно с проговариванием и внимательно проверить. Но делать это каждый день.

Слайд 23

Рекомендуемая литература для родителей . 1 . Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей". 2. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранений нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов 3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей». 4. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. «Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений». 5. Калинина И.Л. « Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса». 6. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. « Дисграфия . Исправление ошибок при письме». 7. Яровская О. Н. «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет». 8. Яровская О. Н. «Занимательные задания логопеда для школьников 3 – 4 классов ». 9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. 10. Юрова Е. В. 200 упражнений для развития письменной речи.

Слайд 25

Интернет-ресурсы в помощь родителям: www.solnet.ee mersibo.ru

Слайд 26

Помните : обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Проявите истинный интерес ко всему, что связано с вашим ребенком. Успехов вам!!!

Слайд 27

ДРУЖЕСКИЙ СОВЕТ Лучше сделать и жалеть…чем жалеть, что не сделал ! Поэтому… (ответ см. на следующем слайде)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в 4 классе. На тему: «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».

Материал предназначен для родителей, как правильно осуществлять воспитание ребёнка....

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »

Как правило , особое внимание педагогам, родителем и психологам приходится уделять слабым, отстающим в учебе детям. Но я хотела бы уделить большее время одаренным детям. Обратить внимание взрослых на ...

Конспект родительского собрания во 2 классе на тему "Первые уроки школьной отметки"

Эта работа поможет вам подготовиться к первому  родит.собранию во 2 классе...

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе по теме: «Детская ложь: способы профилактики».

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе  по теме: «Детская ложь: способы профилактики». Учитель: Дубоделова Нина Ивановна   ...