Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »
методическая разработка (2 класс) по теме

Сучкова Галина Владимировна

Как правило , особое внимание педагогам, родителем и психологам приходится уделять слабым, отстающим в учебе детям. Но я хотела бы уделить большее время одаренным детям. Обратить внимание взрослых на особенности каждого ребенка, показать родителям как распознать таланты ребенка, помочь раскрыть таланты и способности каждого. Призвать всех бережно относиться к детям, которые могут и хотят учиться, вкоторыхскрыты таланты и наши надежды на будущее!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx189.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа  с углублённым изучением отдельных предметов Ленинского муниципального района Московской области

СУЧКОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА

Психологические особенности и механизмы развития младшего школьного возраста

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания  в  начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »

Цели собрания:

- выявить в ходе собрания представления родителей о способностях своих детей, о способах выявления и развития способностей, о создании условий для проявления детских способностей, познакомить родителей  с признаками и видами одаренности, с личностными особенностями одарённых детей;

- способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных, доверительных отношений между родителями,  детьми и педагогами.

Подготовка к собранию

Думая о подготовке к собранию, было проведено анкетирование родителей «Если был бы я ребёнком…» и детей « Если бы я был взрослым…»,  открытые уроки (по физкультуре «Олимпийские резервы», по  литературе и музыке «Богатыри и наши дни») и мероприятия, которые на мой взгляд, могли показать (открыть) родителям своих детей с новой, а порой неожиданной стороны.

Ход собрания

Приветствие. Здравствуйте, дорогие родители! Благодарю вас за активное участие в подготовке и проведении открытых мероприятий, за оперативность заполнения анкет.

Проводя подготовительную работу и беседуя с вами, я еще раз убедилась в актуальности темы выбранной для нашего собрания. Вначале я хотела бы поставить вопрос « У всех ли детей есть способности? Когда  и как они проявляются? Можно и нужно ли их развивать?» Для того чтобы правильно ответить на эти вопросы давайте раскроем  понятия «способности» и « одаренность», и я постараюсь популярно представить вам компетентное мнение ученых по этому вопросу.

Развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования, поэтому проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности является актуальной.

Ученые определяют одаренность как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни  качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими , очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Развитие одарённости - результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

Я прочитаю вам отрывок, и мы с вами подумаем, о каком ребёнке идёт речь?

«До шестилетнего возраста … не обнаруживал ничего особенного; напротив, своею неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашнею молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать, отчего он охотнее оставался с бабушкою…, залезал в ее корзину и смотрел, как она занималась рукодельем.

Достигнув семилетнего возраста, он стал резов и шаловлив. Воспитание его и сестры вверено было иностранцам, гувернерам и гувернанткам. Учился … лениво, но рано обнаружил охоту к чтению и уже девяти лет любил читать Плутарха или "Илиаду"- Не довольствуясь тем, что ему давали, он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из классиков французских и философов XVIII века. Страсть эту развивали в нем и сестре сами родители, читая им вслух занимательные книги. В возрасте девяти лет мальчику захотелось попробовать себя в искусстве подражания и сделаться автором. Первые его попытки были, разумеется, на французском языке, хотя учили его и русской грамоте. Любимым его упражнением сначала было импровизировать маленькие комедии и самому разыгрывать их перед сестрою, которая в этом случае составляла всю публику и произносила свой суд.

В то же время пробовал сочинять басни, а потом, уже лет десяти от роду, начитавшись порядочно, особенно "Генриады" Вольтера, написал целую герои-комическую поэму, песнях в шести....Гувернантка подстерегла тетрадку и, отдавая ее гувернёру Шеделю, жаловалась, что (мальчик) занимается таким вздором, отчего и не знает никогда своего урока. Шеделъ, прочитав первые стихи, расхохотался. Тогда маленький автор расплакался и в пылу оскорбленного самолюбия бросил свою поэму в печку, И в самом деле, полагаясь на свою счастливую память, он никогда не твердил уроков, а повторял их вслед за сестрою, когда ее спрашивали. Нередко учитель спрашивал его первого и таким образом ставил его в тупик. Арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами.

Так прошло его детство, когда родители вознамерились отдать его в учебное заведение»

Я готова выслушать ваше мнение, но вначале давайте разберёмся, какие признаки одарённости мы с вами знаем, какие виды одаренности существуют, познакомимся с личностными особенностями одарённых детей.

Оценка конкретного ребенка, как одарённого, в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. И в тоже время надо уметь увидеть способности ребенка, чтобы по возможности избежать трудностей развития, поддержать и направить его. Для этого мы рассмотрим  признаки одаренности.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:

- инструментальный, который характеризует способы его деятельности

- мотивационный, который характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности

Внимательные, наблюдательные родители могут увидеть  у своего ребенка признаки одарённости, если будут понимать, на что надо обращать внимание, где надо поддержать  его инициативу, когда можно позволить сделать по-своему.

 Для этого родители должны знать, что существует инструментальный аспект поведения ребенка, т.е. способы деятельности, которые проявляются в специфических стратегиях  деятельности («схватывает все на лету», «предлагает нестандартный способ выполнения деятельности», «способность увидеть новые возможности решения задачи») и позволяют ребенку добиваться отличных результатов.

Одаренный ребенок может иметь сформированный качественно своеобразный индивидуальный стиль деятельности («все делает по-своему ориентируясь на собственные критерии оценки»)

 А ведь такое поведение ребенка нередко вызывает раздражение взрослых!?

И ещё хочется особо выделить, что одарённые дети могут иметь особый тип обучаемости, который может проявляться как в высокой скорости и лёгкости обучения, так  и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. (Вспомните Пушкина!).

Мотивационный аспект поведения одарённого ребенка (показ презентации, см. Приложение 5).

Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей».

Конечно, это не все полезные игры для развития творческих способностей детей. Но   они   могут   послужить   для   родителей   примером   создания   аналогичных упражнений.

Конечно, не все эти игры я провела на родительском собрании, но рекомендую    познакомить   родителей    со    всеми    возможными    вариантами упражнений. Варианты игр были опробованы с детьми и предложены для домашних занятий с родителями.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь в качестве основания для предположения об одаренности, а не в качестве вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Отличительные черты детей с признаками одаренности я оформила в «Памятку для родителей», чтобы они могли иметь ее под рукой и задавать конкретные вопросы.

Отмеченные личностные особенности школьников с признаками одаренности приводят к тому, что они испытывают сложности в адаптации к требованиям социального окружения.

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все виды деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), в познавательном плане (на уровне интерпретации), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), в духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

По критерию «степень сформированности одарённости» можно выделить актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок-это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованиям объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность —это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент в силу их функциональной недостаточности. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.)

По критерию «форма проявления» выделяют явную и скрытую одаренность. Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы сама по себе), в том числе и при неблагоприятных условиях.  Достижения ребенка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения. Скрытая, одарённость проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Ребенка могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую (или умственную) одаренность и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. «Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство. Наличие специальной способности, особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности. Общая одаренность и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого».

В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень

освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию «особенности возрастного развития» можно выделить раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. Вместе с тем отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которых принято называть вундеркиндами. Вундеркинд (буквально - «чудесный ребенок») - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — в музыке, рисовании, пении и т.д.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других, как правило, проявляется математическое дарование.

Обращаю внимание родителей на личностные особенности одарённых детей.

 На доске вывешены таблички «ИНТЕЛЛЕКТ» и «КРЕАТИВНОСТЬ»

Дети, имеющие признаки одаренности, имеют ряд особенностей, которые отличают их от сверстников, а порой приводят к возникновению сложностей во взаимодействии с окружением.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки. Они обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но, вместе с тем, успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в отличной оценке. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят публично высказывать свои мысли. Они сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности.

Дети с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью часто попадают в позицию изгоев. Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне» (занятия в кружках, хобби и т.д.), где в свободной обстановке могут проявить свои творческие способности. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя, от комплекса неполноценности.

Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.

И нужно знать о следующих типичных проблемах, с которыми сталкиваются одаренные дети'.

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется вследствие того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении могут проявляться из-за того, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, религиозные верования и другие философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

Стремление к совершенству (перфекционизм) — внутренняя потребность совершенства; они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня.

Ощущение неудовлетворенности — стремление достичь совершенства во всём, чем они занимаются; критическое отношение к собственным достижениям; ощущение собственной неадекватности, низкая самооценка.

Нереалистичные цели — стремление к постановке завышенных целей.

Сверхчувствительность—уязвимость, высокая восприимчивость к внешним воздействиям, критическое отношение к себе и окружению.

Потребность во внимании взрослых - стремление к монополизации внимания учителей, родителей и других взрослых, что может приводить к конфликтам в отношениях с другими детьми.

Нетерпимость - недостаточная терпимость к детям, стоящим ниже них в интеллектуальном развитии; могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Вопреки распространенному мнению о том, что одаренные дети хорошо успевают по всем школьным предметам, это явление не столь закономерно. Часто наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одаренных детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями.

Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Следовательно, стратегия поощрения одаренного, да и любого, ребенка должна быть достаточно сдержанной - нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.

Однако повышенная требовательность может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что негативно влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца. Нередко задачи, которые ставит перед собой ребенок, могут намного превышать его реальные возможности на данном этапе обучения и развития. Известен ряд примеров, когда невозможность достигнуть поставленной цели порождала тяжелейшие стрессы, длительное переживание своих неудач.

Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность. События, не слишком значимые для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний. Так, например, для этих детей характерно принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности, а также признание, что именно в них кроется причина удач я неудач, что очень часто ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям. У части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности. Во многих случаях особая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища, устраивают унизительные розыгрыши). В  результате таких взаимоотношений со сверстниками порождаются и  проблемы общения. Еще и поэтому родители должны быть внимательны к своему ребенку, к кругу его общения.

Принципы и методы выявления одарённых детей

Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна

Мы часто сталкиваемся с  ситуацией, когда за одаренность принимается уровень информированности, подготовленности ребенка, который сложился у него в силу более благополучных жизненных условий («ребенка всячески развивали»).

Существуют следующие принципы выявления одаренных детей, которые нужно учитывать и педагогу, и родителям:

 Комплексный характер оценивания - наблюдение разных сторон поведения и деятельности ребенка, использование различных источников информации, что позволит охватить как можно более широкий спектр его способностей.

Длительность оценивания - развёрнутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях.

Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам -
включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.

Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов – специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.п.).

Оценка признаков одарённости ребенка не только по отношению
к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны
ближайшего развития

Преимущественная опора на методы, имеющие дело с оценкой
реального поведения ребенка в реальной ситуации,
такие, как анализ
творческих работ, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей
и родителей.

Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

- различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во
внешкольной деятельности и т.п.);

- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями;

- проведение «пробных» уроков по специальным программам,
а также включение детей в специальные игровые и предметно-
ориентированные занятия;

- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п

В заключении я хочу, чтобы мы вернулись к тому отрывку, с которым мы познакомились в начале и сообщить вам, что в нем речь идет об А.С. Пушкине. Вы удивлены? Надеюсь, что наш разговор на эту тему продолжится! Ведь оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания,  а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Вашему вниманию предлагается план-конспект родительского собрания по теме: «Осторожно! Одарённый ребёнок.» проведённого в 4 классе. При подготовке использовался лекционный материал и дополнительная литература.

В соответствии с целями на собрании решались следующие задачи:

- выявление знаний родителей по теме собрания с целью заитерисовать родителей

проблемой выявления способностей детей, оказать теоретическую поддержку, показать пути решения некоторых проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей.

Для решения этих задач использовались методы: дискуссия, беседа, работа с теоритическим материалом, анализ проведённых мероприятий и уроков, игровой тренинг.

Задачи были полностью выполнены т.к. родители проявили большую заинтересованность данной темой (заинтересованность проявилась ещё до собрания, при объявлении целей проводимых накануне мероприятий и уроков).

Выбор приёмов и методов ведения собрания, на мой взгляд, был оптимальным т.к. задачи собрания были решены полностью. Родители получили ответы на свои вопросы, получили рекомендации и «Памятки», которые помогут многим в воспитании, да и просто в общении с ребёнком.

На собрании отмечалась вполне комфортная атмосфера. Родители были раскрепощены, свободно общались, были активны. Этому способствовали подготовительные мероприятия, где каждый ребёнок смог показать себя с лучшей стороны.

Перед собранием я несколько переживала по поводу некоторой перегруженности  теоритическим материалом , и готова была сократить его  по ходу собрания. Но родители проявили такую заинтересованность, что я предложила собраться ещё раз, чтобы предоставить им видеоматериал наших лекций.

На собрании я старалась придерживаться гуманитарного стиля и совершенно  с полным соблюдением педагогического такта, заранее предупредив родителей ,что все вопросы, которые возникнут в ходе собрания мы обязательно обсудим на индивидуальных консультациях.

Таким образом, цели, поставленные на собрании, были достигнуты полностью. Считаю, что моя деятельность и деятельность родителей на собрании были целесообразными.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Если был бы я ребёнком…»

Уважаемые родители! Поставьте себя на место своего ребенка, подумайте и ответьте на вопросы, так как это сделал бы ваш ребёнок, или выберите подходящее высказывание.

1.Утром встану пораньше:

а) поиграю,

б) почитаю,

в) порисую,

г)……….

2.Нужно делать уроки с чего начну?

3.Всегда с собой ношу:

а) любимую игрушку,

б) книжку, блокнот,

в) винтики-шурупчики,

г) очень нужную «штучку».

4.Хочу рассказать что-то важное:

а) меня слушают,

б) просят не мешать,

в) посылают к бабушке,

г) предлагают не болтать глупости,

д)…………..

5. Очень люблю читать:

а) мне покупают книжки,

б) водят в библиотеку,

в) отнимают книги,

г) заставляют делать уроки,

д)…………

6. Не люблю читать, а люблю…

  1. Я хотел бы заниматься только …

8.Какого предмета не хватает в школе?

9.Какой предмет в школе лишний?

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ УЧЕНИКОВ

Ответь  на вопросы или выбери нужное высказывание, допиши своё.

1.Утром встану пораньше:

а) поиграю,

б) почитаю,

в) порисую,

г)……….

2.Нужно делать уроки с чего начну?

3.Всегда с собой ношу:

а) любимую игрушку,

б) книжку, блокнот,

в) винтики-шурупчики,

г) очень нужную «штучку».

4.Хочу рассказать что-то важное:

а) меня слушают,

б) просят не мешать,

в) посылают к бабушке,

г) предлагают не болтать глупости,

д)…………..

5. Очень люблю читать:

а) мне покупают книжки,

б) водят в библиотеку,

в) отнимают книги,

г) заставляют делать уроки,

д)…………

6. Не люблю читать, а люблю…

  1. Я хотел бы заниматься только …

8.Какого предмета не хватает в школе?

9.Какой предмет в школе лишний?

Приложение 3

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №1

Опережающее познавательное развитие

  1.  Отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружение.
  2.  Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы: им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.
  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
  4.  Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
  5.  Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности и с удовольствием заниматься сложными задачами, одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
  6.  Некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычисления и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

7. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

8. Характерная для одарённого ребенка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам.

Психосоциальная чувствительность

  1. Одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; остро реагируют на несправедливость окружающего мира; предъявляют высокие требования к себе и окружающим; их опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
  1.  Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, изобретательность и богатая фантазия характерны для одарённых детей. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте они порой нетерпеливы и порывисты.
  2.  Иногда 'для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
  3.  Эгоцентризм в младшем школьном возрасте проявляется, как и у обычных детей.
  4.  Нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками. Исследования показывают, что высокоодарённые учащиеся начальных классов имеют более низкую самооценку, чем их обычные сверстники.

Приложение 4

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №2

Игра «Сочиняем сценарий». Родители и дети делятся на группы и совместно придумывают сценарий к фильму. Сначала каждому за 5-10 секунд необходимо назвать 1-2 предмета. Затем родители придумывают историю, в которой фигурируют названные предметы. На сочинение истории отводится 10 минут. Вопросы - помощники: Кто это? Что делает? Где находится? Что и как говорит? и т.д.

Упражнение «Символика». Родителям и детям предлагается придумать и изобразить три символических атрибута, отражающих самое главное в их личности. Эти атрибуты: псевдоним, герб и девиз.

Игра «Рассказ по картинкам». Родители придумывают рассказ, используя предложенные учителем картинки. Затем придумывают продолжение рассказа.

Упражнение «Составь комикс». Дети составляют комикс. При выполнении этого задания можно использовать готовые картинки. (Детям можно предложить нарисовать картинки самим и по ним составить рассказ.)

Игра «Музыка». Родители и дети слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зелёную, синюю, жёлтую - и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить  озаглавить рисунок.

Упражнение «Незаконченный рисунок». Родителям предлагается лист с изображёнными на нем кружочками, квадратиками, крестиками, линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача - используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Игра «Натюрморт». Родители рисуют натюрморт на заданную тему. Художники рисуют натюрморт с натуры, родители же должны нарисовать его по памяти. Рекомендуемые темы: «Бабочка на распустившемся цветке», «Яблоко на фарфоровом блюде», «Чашка. Возле неё еловая ветка», «Осенние листья на холодной земле» и др.

Упражнение «Ассоциации». Родители придумывают и пишут на листке два столбика, из четырех слов каждый. Это могут быть названия предметов, имена людей, клички животных. Затем к каждой из четырех пар слов (по одному из каждого столбика) нужно придумать связывающие их ассоциации. Чем больше ассоциаций, тем лучше.

Игра «Рифмоплёт». Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка - галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы. Затем подбирают рифму и заканчивают двустишья. В конце игры можно предложить сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше наработанных рифм. Вариант: одна группа придумывает рифмы, другая -используя их, сочиняет стихотворение. Затем группы меняются ролями.

Игра «Придумай название». Родители слушают рассказ, сказку и придумывают название. Для названий можно использовать пословицы, поговорки, крылатые фразы. Можно предложить придумать название рисунку.

Игра «Превращения». Родителям предлагается простой предмет, например стакан. С помощью мимики, пантомимики, имитации действия с этим предметом нужно превратить его в совершенно другой. Так стакан может превратиться в вазу, носовой платок - в скатерть, ручка - в нож и т.д.

Игра «Изобретатель». Родителям предлагается придумать:

- несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

- необычные способы использования обычных предметов.

Игра «Архимед». Родителям предлагается найти как можно больше решений вставших перед ними проблем. Проблемы могут быт такими: как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на Луне? Как распознать инопланетянина? Как создать машину для расчёсывания собак? Как сосчитать все звезды? Как сделать машину для приготовления уроков? и др.

Приложение 5

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 Мотивационный аспект поведения одарённого ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе по теме: «Детская ложь: способы профилактики».

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе  по теме: «Детская ложь: способы профилактики». Учитель: Дубоделова Нина Ивановна   ...

Методическая разработка плана-конспекта занятия «Игровой подход в изучении темы «Средства музыкальной выразительности»

Данная работа представляет собой план - конспект занятия по предмету сольфеджио, или музыкальная литература в учреждениях дополнительного образования для учащихся 1 года обучения. Занятие является обо...