Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Аленникова Светлана Владимировна

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителем–логопедом Аленниковой С.В., согласована и утверждена в  СП-б  АППО кафедрой коррекционной педагогики в 2008 году.  Занятия по данной теме включены в программу обучения и являются неотъемлемой частью коррекционной работы на логопункте.  В конспекте содержится практически наработанный  материал для эффективного усвоения детьми знаний о разделительном мягком знаке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ДОВЕРИЕ»

УЛ.САФРОНОВА,Д.5А, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,198412 ТЕЛ. /ФАКС (812) 422-48-36

PPMS@INBOX.RU

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения  на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБУ ДО ЦППМСП Петродворцового района Сп-б «Доверие» Аленникова Светлана Владимировна    

Санкт-Петербург 2015  

Вступление.

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителем–логопедом Аленниковой С.В., согласована и утверждена в  СП-б  АППО кафедрой коррекционной педагогики в 2008 году.  Занятия по данной теме включены в программу обучения и являются неотъемлемой частью коррекционной работы на логопункте.  

Краткая педагогическая характеристика учащихся группы, присутствующих на занятии.  

Группа состоит из шести обучающихся. Это ученики вторых классов, занимающиеся на логопункте и имеющие ФФНР, нарушения чтения и письма. Группа разнородная по психологическим качествам, в большей степени это ученики,  страдающие  гиперактивностью с  нарушением внимания.  Дети очень активны и подвижны, речевое развитие недостаточно сформировано, словарный запас беден, фонематические процессы страдают в развитии. Дети с трудом усваивают лексические понятия и оперируют ими не всегда.  В целом группа сложена и привычна к коррекционным методам работы. На занятии все учащиеся работали отлично, учитывая индивидуальные особенности каждого  в отдельности, результат занятия положительный.

ТЕМЫ занятия:

-коррекционная: «Разделительный мягкий знак в словах. Уровень применения полученных знаний»;

- грамматическая: «Разделительный мягкий знак»;

- лексическая: «Весна».  

 Основные методические принципы, используемые на занятии:

- системность и комплексность подачи учебного материала;

-учёт характера речевых нарушений и индивидуальных возможностей учащихся;

-максимальное взаимодействие в процессе обучения всех имеющихся анализаторных систем;

-систематическое проведение занятий в соответствие с программой коррекционного обучения.  

Результативность  работы определяется по итогам обучения и прохождения данной темы с помощью диагностических заданий. Ученики должны хорошо оперировать полученными знаниями, ориентироваться в понятиях «разделительный мягкий знак», « мягкий знак для смягчения согласных на письме» уметь использовать  данные знания в подборе проверочных слов по теме.  Так же  учащиеся должны овладеть чёткой фонематической дифференцировкой в работе с предложенными словами по теме, уметь правильно произносить и писать слова с разделительным мягким знаком.

Занятие по теме «Путешествие в страну невыученных уроков» рекомендовано  как итоговое, закрепляющее полученные детьми знания в конце обучения.  

Цели занятия:

  1. Устранение у детей недостатков речевого развития по данной теме;
  2. Появление качественно новых показателей в обучении;
  3. Развитие интереса у учащихся к словообразованию и использованию полученного опыта на практике;
  4. Коррекция лексико-грамматических нарушений речи.
  5. Коррекция фонетико-фонематических нарушений речи.

Задачи:

  1. Уточнить с учащимися понятие «мягкий знак как разделительный»;
  2. Развивать психические процессы: зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление, совершенствовать кинестетические ощущения;
  3. Активизировать и пополнять словарный запас учащихся по данной теме;
  4. Развивать фонематические процессы;
  5. Развивать умение анализировать словарный материал;
  6. Продолжать формировать орфографическую зоркость и учить наблюдать в сравнении на материале слов, сходных по написанию, но отличающихся по значению;
  7. Подвести учащихся к практическому усвоению способов  образования  и дифференциации слов на письме и на слух с разделительным мягким знаком, а так же к  использованию  этих знаний на уроках русского языка.  

ОБОРУДОВАНИЕ для педагога:  доска, цветные мелки, дидактический материал для учителя – наборы  слов по теме «Весна» для дифференцировки по фонематическим признакам , карточки- листья по форме листьев берёзы, клёна, дуба, осины со словами для выделения буквосочетаний как без мягкого знака, так и с ним; карточки- загадки  с написанными логопедическими памятками по данной теме, демонстрационные картинки на тему: «Весна в лесу», цветные карандаши для выделения  правильно написанных слов, листы  с заданиями по подбору  слов, наборы карточек для запоминания слов, карточки для дифференциации  слов с разделительным мягким знаком, стихи для развития речи по данной теме.  

ОБОРУДОВАНИЕ для обучающихся: листы в узкую линейку с написанными разноцветными карандашами словами по теме, предметные картинки с изображёнными на них  весенними событиями предложенными  педагогом, цветные карандаши  для выделения основной части слова и разделения с мягким знаком, листы с заданиями для работы маркерами и выделения слов по теме, пазлы для подбора слов по частям.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:  

  1. Организационный момент. Приветствие гостей. Знакомство с ними. Сообщение темы занятия. 
  2. Подготовительный этап.

- развитие лексики по теме «Весна»; преподаватель активизирует внимание детей на теме « Весна» и её особенностях (ассоциации о весне, состояние природы, природные явления весной; вводит детей в тему о путешествии по весне  с героем из книги, мальчиком Витей, который был очень ленив и плохо учился, знакомит детей с  определениями и подбором прилагательных от слов: весна, листья, ручей, солнце, трава, птицы, щебет, небо и др.);

- определение понятий, которых не знает мальчик Витя: ученики учатся дифференцировать на слух предложенные педагогом по теме звукосочетания (« сё, сьё, бью, вя, нье, тью, хе, вьё..»

-тренировочные упражнения по нахождению слов с разделительным мягким знаком  в потоке речи и выделению частей, где находится мягкий знак; логопед читает детям стихи, в которых надо найти слова и выделить  данную часть, при этом, нельзя ошибаться как Витя.;

- игра «Угадайка»  с обратной связью, т.е. у детей на столах картинки с изображением главных ключевых понятий для образования  слов, логопед называет , а тот из детей, у кого имеется соответствующая картинка-ключ, поднимает руку и получает  «листок с дерева» за правильный ответ.

- игра «Ручейки»» предполагает развитие слухового внимания, фонематического восприятия и памяти на материале слов с разделительным знаком. Послушав слова-звукосочетания, ученики выделяют  одно из трёх, отличающееся по звучанию; предлагаются  для запоминания (лё-лё-льё, ся-сья,ся, рьи-ри ри, лье- ле-ле..),после этого дети должны придумать целое слово на заданную лишнюю часть.

-игра «Подскажи словечко» предусматривает развитие зрительного внимания и орфографической зоркости по дифференциации слов, близких по звучанию; логопед рассказывает детям о том, что  Вите надо помочь справиться со сложным заданием, данным ему царицей Грамматикой; дети должны подобрать конец слова по началу: «лис……тья, ру…чьи, ненас..тье, чирика….нье, кры…лья, воро…бьи…».

3. Основная часть занятия. Уровень применения полученных знаний по данной теме. У учеников развивается способность делать выводы, устанавливать логические связи между понятиями и словами, звукосочетаниями.

Упражнение 1. «Весенние задачки». Решение детьми логопедических задачек по нахождению  целых слов.  Предлагается решить задачки и найти ответ.

ГЛАЗА-А+УНЬЯ; ВАРКА-КА+ЕНЬЕ, ОКОЛО-О+СЬЯ,С+(ЧАСТИ-ТИ)+ТЬЕ…

Упражнение 2. «Пазлы». Развитие способности собирать главное ключевое слово, подходящее по смыслу и звучанию  для добавления его в предложение. Пазлы подготовлены таким образом, что обе части будущего слова,  легко логически подбираются: НО…. + ЧЬЮ., УЧЕ…+НЬЕ.., КУША..+НЬЕ….

Упражнение 3. «Вырасти дерево». Развитие способности  устанавливать логические связи для создания  слов. Детям раздаются « листики» от деревьев с написанными на них частями слов с разделительным знаком и они «выращивают» древо слов,  называя их по очереди. Часть «РЬЯ» : МА…ПЕ…ДА..МО…ВА..

Упражнение 4. «Почки распускаются». Развитие слуховой и зрительной способности вычленять из общего речевого потока слов слова,  близкие им по звучанию.  От того, какая почка распустится, зависит конец слова: «гость…..Я, варень…Е, муравь…и, крыль…Я.

Упражнение 5. «Загадки царицы Грамматики». Развитие способности дифференцировать на слух и самостоятельно  догадываться о каком слове идёт речь: «яичница с глазами», «сладкая масса из ягод с сахаром», «последний день недели», «жители муравейника»…

Упражнение 6. «Разноцветные слова». Развитие способности зрительно дифференцировать набор слов по ориентировке на предложенные части с разделительным знаком, учитывая основные принципы подбора  слов по  звучанию и раскрашивание  подходящих слов  необходимым цветом.

4. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия. Запоминание основных признаков звучания и написания слов с разделительным знаком, закрепление знаний об образовании  таких слов. Логопед напоминает детям о главном герое Вите и просит помочь ему написать диктант  для царицы Грамматики  с использованием слов с разделительным мягким знаком, дети пишут слова и    получают поощрительные призы за активную работу на занятии.

5. Использованная литература:

  • В.В. Коноваленко «Разделительный мягкий знак в словах. Выпуск 1-2». Москва 2005
  • Л.М. Козырева «Как образуются слова». Ярославль 2001  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова

Грамматическая тема занятия:  Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе «Правописание заглавной буквы и разделительного мягкого знака в словах»

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе «Правописание заглавной буквы и разделительного мягкого знака в словах»...