русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.

Задачи:

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

 3.Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.

4.Воспитывать умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Оборудование: тест, плакат с правилом, компьютер.Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.

Задачи:

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

 3.Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.

4.Воспитывать умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Оборудование: тест, плакат с правилом, компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_dibdina_l.a.docx58.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Русский язык Дибдина Лариса Анатольевна МАОУ СОШ №1 г.Белебей

Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). ".

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.

Задачи:

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

 3.Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.

4.Воспитывать умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Оборудование: тест, плакат с правилом, компьютер.

ХОД УРОКА:

1.Орг.момент. 

- Ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки.

Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона – гордость нашего села,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.

-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Ведь улыбка всегда располагает нас к приятному общению.

2. Актуализация знаний.

1) Проверка Д/З с.68, упр.121

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2) Минутка чистописания

Найдите одинаковый звук в словах:

ДВЕРЬ, ДРОЗД, ПОДУШКА, ПОМИДОР

Что вы можете сказать об этом звуке?

- Какая буква обозначает этот звук на письме?

- Спишите с доски, продолжив закономерность

да Д  дб Д  дв Д

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркни букву Д.

Сделал дело – гуляй смело.

Прочитайте еще раз пословицу. Она будет девизом нашего урока.

3) Словарная работа. Словарный диктант.

Огород, картофель, морковь, огурец, овощи, петрушка, горох, компьютер.

-Обменяйтесь тетрадями проверьте, написание по словарю.  (работа в парах)

 4) Составление предложения

-Составьте с новым словарным словом компьютер предложение.

 В современном мире компьютер помогает человеку.

-выделите грамматическую основу

-сколько грамматических основ получилось в нашем предложении?

-Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа?

( простое)

-Какое это распространенное или нераспространенное предложение? (распространенное).

Докажите, что это распространенное предложение. (т.к. здесь есть второстепенные члены).

-Какую роль они играют? (они поясняют главные члены)  

-Ребята, у нас сегодня гость, слушайте внимательно, он подскажет вам тему сегодняшнего урока).

Я волшебник. Захочу – 
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай, 
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - … (мягкий знак)

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (мягкий знак) Но какой мягкий знак – это вам надо определить.

3.  Определение темы и целей урока.

-Посмотрите на слово компьютер. Где вы видите ь? Какие буквы он разделяет? Значит, какую работу выполняет этот ь? Как же его правильно назвать: разделительный или смягчающий?

-Да, мы сегодня будем говорить именно о разделительном мягком знаке)

- А что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке по этой теме?

(где в словах пишется мягкий знак? Для чего мягкий знак нужен? Какие функции мягкий знак выполняет? А я бы хотел узнать, как появился мягкий знак?)

4. Открытие нового знания.

-Сколько букв в русском алфавите?(33)

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь  знак (графически он не отличались от современного Ь), но назывался  по-другому.

Буква Ь употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буква ь выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться он стал по-другому. Его функция несколько изменились…

- Познавательно было, ребята, узнали, что - то новое? Сейчас вам предлагаю поработать в группе.

Ваше задание: найдите слова с разделительным мягким знаком, спишите их, подчеркните ь.

Листья, парк, жёлуди, старый, ружьё, льют, собака, шерсть, вьюга, платье, ведро, ручьи, метель.

-Что вы можете сказать, посмотрев на эти слова, когда пишется разделительный мягкий знак?

1 вариант сделает звуко-буквенный анализ  слова вьюга, а второй вариант – льют.

-Какой вывод сделаете? Чему вы научились, выполняя этот вид работы?

-Давайте обратимся к учебнику и убедимся, правильный ли вывод сделали? познакомимся с правилом. Стр. 68. (Читает ученик правило)

- И так, на что нужно обратить внимание? (пишется мягкий знак в корне между согласным и гласным звуками).

5.МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТА (компьютер)

6.Закрепление нового.

-Перейдем к выполнению упражнения.

*Упражнение № 127, страница 69. (письменно)

-Вспомните правило о переносе слов с разделительным ь

- Найдите ребята слова с разделительным мягким знаком (ком/пью/тер, о/бе/зья/на, ва/ре/нье, вью/га)выписываем в первый столбик у доски записывает

- Во второй столбик выпишем слова с мягким знаком показателем мягкости ( ма/лень/кий, ап/рель/ский, день)

- Посмотрите на слова второго столбика

-Что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков (букв больше, чем звуков)

- Что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков в первом столбике

(букв больше чем звуков) мягкий знак звука не дает, а вот гласный дает два звука и занимает его место)

*Упражнение на закрепление. (устно)

-Я читаю предложение, а вы заменяете его, одним словом.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, для девочки. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)

Расскажите правило.

Вывод: ь сигнализирует, что [й'] «прячется» в буквах е, ё, ю, я, которые находятся в корне слова или после корня.

7.Рефлексия.

-У меня для вас тест, на закрепление, поработать с ним, вам нужно самостоятельно на листочках.

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

4. Укажи слово с правильным переносом:

А) вь-юга;

Б) крыль-я;

В) маль-чик.

-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы её? Когда пишется ь? В каких словах пишется ь?

-Прокомментируйте свою работу на уроке, продолжив предложения:

У меня получилось…..

Больше всего мне понравилось….

Я смог правильно….

Было трудно….

- Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике!

Вывод; Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.         

8.Подведение итогов урока

—         Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?

—         Каковы результаты нашей работы?

—         Какое задание вам было интересно выполнять?

—         Кому нужна помощь учителя или товарищей?

*Оценивание.

*Инструкция выполнения домашнего задания.

На дом страница 69 №126, выучить правило на странице 68

-Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Только вот на последок хочу задать вопрос, посмотрите друг на друга, в чьих именах нашего класса есть разделительный мягкий знак? (Илья), значит, в каких еще словах встречается разделительный мягкий знак? Не забудем его писать в именах собственных?

СПАСИБО ЗА УРОК!

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5314/20190624172053/OEBPS/objects/c_russ_3_28_1/91757642-99b1-4aa5-9476-2392b16c6cdb.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе.Тема: Повторение и закрепление пройденного материала. Правописание слов с б/гласной, непроизносимой согласной.

Урок по русскому языку в 3 классе.Дата: 24.05.2012.Тема:   Повторение и закрепление пройденного материала....

Урок-рефлексия с решением частных задач. Мастер-класс по русскому языку на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?"

Урок-рефлексия  с решением практичских задач на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?" (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова)...

Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс

Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему«I и II спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний глаголов», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о I и II спряжении глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результатыПредметные:...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Урок-игра. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме" - 2 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: Систематизация знаний обучающихся о звуках и буквах; формирование умений практически применять знания о звуках и буквах.Задачи урокаДидак...