Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_r.yaz_.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Разработала: Кошкина Ольга Николаевна, учитель начальных классов КОГОАУ «Многопрофильный лицей г. Вятские Поляны»

Оборудование: Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. .4 класс

Тема: Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться

Цели:

– овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения разграничивать формы на    -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями -ться и -тся, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

Задачи:

  1. Развивать мотивацию и самосовершенствование личности, формирование разумных потребностей
  2. Формировать умение различать и образовывать  глаголы с -тся, -ться
  3. Системно включать учащихся в учебную деятельность
  4. Развивать умение учащихся работать в группах.

Тип урока: открытие нового знания 

Пояснительная записка: урок проведен в технологии деятельностного метода.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

– Что вы изучали на прошлых уроках русского языка? (порядок морф. разбора).

- Зачем нужно уметь определять часть речи, грамматические признаки частей речи?  ( Чтобы грамотно писать).

- Сегодня вы узнаете еще одно правило письма, связанное с частями речи.

- Вы готовы к новым открытиям? Как вы открываете новые знания? (2 шага учебной деятельности: Что я не знаю? Сам найду способ.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

 - К какой части речи относятся слова?

Отвлечь                                 свистит                     помогут

Передать                               умеют                        споет

- Что общего у глаголов каждого столбика?

- Что общего у глаголов 2 и 3 столбиков?

Сейчас я вам назову глаголы, а вы определите, какой из них лишний и почему?

(купаться, нырять, плескается)

- Среди них лишний глагол. (Нырять,  не заканчиваются на [ца])

– Что общего у всех остальных глаголов? (заканчиваются на [ца]).

- Попробуйте записать эти глаголы, обозначив сочетания  [ца] соответствующими буквами.

Дети выполняют задание

- Кто не смог выполнить задание? Почему? (никогда раньше в глаголах не заменяли сочетание [ца] буквами.)

- Кто выполнил задание?

Учитель фиксирует ответы детей на доске. Получаются разные варианты ответов.

- Кто может доказать, что он верно выполнил задание? Почему? (нет правила, какие буквы могут быть на месте сочетания  [ца]).

- Определите, чему вы сегодня должны научиться? Назовите тему урока.

- Что будем делать дальше? (нужно остановиться и подумать).

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание выполняли? Что нового в этом задании? Почему получили разные варианты ответов? (не знаем правила,  какие буквы могут быть на месте сочетания  [ца], и когда какие буквы нужно писать).

4. Построение проекта выхода из затруднения.  

Я предлагаю вам план.

  1. Выбрать средства.
  2. Пользуясь выбранными средствами, выдвинуть предположение.
  3. Проверить предположение.
  4. Сделать вывод (построить схему, модель, опорный сигнал).

Средства:

Упр. 274 учебника (наблюдение)

Прочитайте все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м.

– Что можно написать вместо точек?

– Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?)

– Запишите карандашом вопросы вместо точек.

– В какой форме ь пишется, а в какой не пишется?

– Запишите название формы рядом с вопросом.

– Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика?

(В вопросе есть ь, в глаголе есть ь, в вопросе нет, в глаголе нет.)

  1. Реализация проекта выхода из затруднения.

Дети работают в группах.

Затем каждая группа представляет свой эталон. (представитель от группы представляет и комментирует эталон)

                                           

 Что делает?    _______ [ца]             тся– гл. 3-его  лица

 Что делать?     _______[ца]            ться -  глагол н.ф. (инфинитив)

- Сравните свой вывод с выводом учебника (с. 95).

- Выводы совпали?

- Вернемся к пробному действию. Назовите пропущенные сочетания букв.

Какие вопросы у вас возникают еще? (Что такое -ся? Как называются такие глаголы?)

Работа в учебнике.

Наблюдение по учебнику (с. 94).

а) сравниваются глаголы с -ся и без -ся.

Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.)

– В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.)

Справка учителя. Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам).

Сделайте вывод: как различаются глаголы с -ся и без -ся по смыслу?

(Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.)

– Ответ на второй вопрос (Как называется такая форма глагола?)

Вы найдёте самостоятельно в тексте правила (с. 95). Прочитайте 1-й вывод в рамке.

– Как же называются глаголы с суффиксом -ся?

– Запишите тему урока в тетрадях.

– Какие ключевые слова можете назвать?

– Что такое -сь? Это другой вариант суффикса -ся (умылась, открылась.)

– Что ещё нового об этом суффиксе узнали? В чём его необычность? (Входит в основу слова, может стоять после окончания.)

- Что теперь вам предстоит сделать?  (потренироваться)

6. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

- Теперь я вам предложу выполнить выборочный диктант. Из предложений нужно будет выписать слова на новое правило и объяснить написания сочетаний букв. (фронтальная работа)

а) Собака сердится.

б) Теперь я ученица,

    Чернилами пишу.

    Боюсь пошевелиться,

    Сижу и не дышу.

(работа в парах: 1 вариант объясняет написание слов на новое правило под в, 2 вариант – под г)

в) Нос дырявый у колодца

     И оттуда дождик льется.

г)  Искупаются сестрицы

     И несут воды напиться.

Упр. 275 – развивается умение писать возвратные глаголы, оканчивающиеся на -ться, -тся, с опорой на схему правила, графически обозначать орфограмму разными способами.

  1. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

Упр. 276 –проверяется умение образовывать формы глаголов (неопределённую и 3-е л. ед. и мн.ч.), писать глаголы с буквосочетаниями ться или -тся, объяснять выбор написаний.

Дети проверяют  свою работу по образцу.

- У кого были трудности? Какие?

- У кого все верно?

(на этом этапе задается дифференцированное д/з)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Подчеркни все известные орфограммы в глаголах. (на слайде предложения)

Кто не стыдится спрашивать, узнает многое. От лютого холода попряталось все живое. Иволга встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Собаке нужно стеречь дом.

9. Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель ставили?

- Достигли своей цели? как вы это можете доказать?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?