Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ОНР III–IV уровни речевого развития, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие родственных слов по зимнему лесу».
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Аленникова Светлана Владимировна

Предлагается план-конспект логопедического занятия как заключительного этапа в работе с родственными словами с учащимися 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alennikova_s._konspekt.docx55.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ДОВЕРИЕ»

УЛ.САФРОНОВА,Д.5А, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,198412 ТЕЛ. /ФАКС (812) 422-48-36

PPMS@INBOX.RU

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ОНР III–IV уровни речевого развития, нарушения письма и чтения  на тему: «Путешествие родственных слов по зимнему лесу».

Составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБУ ДО ЦППМСП Петродворцового района Сп-б «Доверие» Аленникова Светлана Владимировна    

Санкт-Петербург 2015  

Вступление.

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителем–логопедом Аленниковой С.В., согласована и утверждена в  СП-б  АППО кафедрой коррекционной педагогики в 2008 году.  Занятия по данной теме включены в программу обучения и являются неотъемлемой частью коррекционной работы на логопункте.  

Краткая педагогическая характеристика учащихся группы, присутствующих на занятии.  

Группа состоит из шести обучающихся. Это ученики вторых классов, занимающиеся на логопункте и имеющие ОНР III-IV уровни речевого развития, нарушения чтения и письма. Группа разнородная по психологическим качествам, в большей степени это ученики,  страдающие  гиперактивностью с  нарушением внимания.  Дети очень активны и подвижны, речевое развитие недостаточно сформировано, словарный запас беден, фонематические процессы страдают в развитии. Дети с трудом усваивают лексические понятия и оперируют ими не всегда.  В целом группа сложена и привычна к коррекционным методам работы. На занятии все учащиеся работали отлично, учитывая индивидуальные особенности каждого  в отдельности, результат занятия положительный.

ТЕМЫ занятия:

-коррекционная: «Работа с родственными словами. Уровень применения полученных знаний»;

- грамматическая: «Корень слова. Родственные слова»;

- лексическая: «Зима в лесу».  

 Основные методические принципы, используемые на занятии:

- системность и комплексность подачи учебного материала;

-учёт характера речевых нарушений и индивидуальных возможностей учащихся;

-максимальное взаимодействие в процессе обучения всех имеющихся анализаторных систем;

-систематическое проведение занятий в соответствие с программой коррекционного обучения.  

Результативность  работы определяется по итогам обучения и прохождения данной темы с помощью диагностических заданий. Ученики должны хорошо оперировать полученными знаниями, ориентироваться в понятиях «корень слова» и «родственные слова», уметь использовать  данные знания в подборе проверочных слов по теме.  

Занятие по теме «Путешествие родственных слов по зимнему лесу» рекомендовано как итоговое, закрепляющее полученные детьми знания в конце обучения.  

Цели занятия:

  1. Устранение у детей недостатков речевого развития по данной теме;
  2. Появление качественно новых показателей в обучении;
  3. Развитие интереса у учащихся к словообразованию и использованию полученного опыта на практике;
  4. Коррекция лексико-грамматических нарушений речи.

Задачи:

  1. Уточнить с учащимися понятия «корень слова и родственные слова»;
  2. Развивать психические процессы: зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление, совершенствовать кинестетические ощущения;
  3. Активизировать и пополнять словарный запас учащихся по данной теме;
  4. Развивать фонематические процессы;
  5. Развивать умение анализировать словарный материал;
  6. Продолжать формировать орфографическую зоркость и учить наблюдать в сравнении на материале слов, сходных по написанию, но отличающихся по значению;
  7. Подвести учащихся к практическому усвоению способов  образования  и дифференциации родственных слов, а так же к  использованию  этих знаний на уроках русского языка.  

ОБОРУДОВАНИЕ для педагога:  доска, цветные мелки, дидактический материал для учителя – наборы родственных слов, карточки со словами для выделения корня слова, карточки- снежинки с написанными логопедическими задачками по данной теме, демонстрационные картинки на тему: «зима в лесу», цветные карандаши для выделения родственных «семеек», листы  с заданиями по подбору  общего корня слов, наборы карточек для запоминания основных корней слов, карточки для дифференциации родственных слов, стихи для развития речи по данной теме.  

ОБОРУДОВАНИЕ для обучающихся: листы в узкую линейку с написанными разноцветными карандашами корнями для подбора семеек родственных слов, предметные картинки с изображёнными на них главными ключевыми словами для выбора родственных слов среди предложенных педагогом, цветные карандаши (по 2 на каждого ребёнка), листы с заданиями для работы маркерами и выделения корней слов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:  

  1. Организационный момент. Приветствие гостей. Знакомство с ними. Сообщение темы занятия. 
  2. Подготовительный этап.

- развитие лексики по теме «зима»; преподаватель активизирует внимание детей на теме « зима» и её особенностях (ассоциации о зиме, зимние игры, состояние природы, природные явления зимой; вводит детей в тему о путешествии по зимнему лесу с определениями и подбором прилагательных от слов: зима, холод, снег, солнце, стужа, вьюга, мороз, лёд);

- определение понятий «родственные слова и корень слова»; учитель просит детей вспомнить какие слова «живут» в стране родственных слов, даёт определение понятий «корень слова» и «родственные слова», предлагает сориентироваться на рисунках, представленных на доске, для выделения корней слов (лес, сад, дом, вода, стол и гриб) и называет наборы слов (лесник, лесок, лесничий, садок, садовод, садик, дома, домашние, домовой, водичка, водовоз, водомерка, столик, столовая, столешница, грибник, грибочек, грибной…); дети выделяют корни слов;

-тренировочные упражнения по нахождению родственных слов в потоке речи и выделению общих корней; логопед читает детям стихи, в которых надо найти родственные слова и выделить корень;

- игра «снегопад»  с обратной связью, т.е. у детей на столах картинки с изображением главных ключевых понятий для образования родственной «семейки» (гриб, руки, хлеб, мороженое, ель, колос, чай, печь, ночь, снег, река, дом), логопед называет семейку родственных слов, а тот из детей, у кого имеется соответствующая картинка-ключ, поднимает руку и получает снежинку за правильный ответ.

Получая снежинку, ученик должен припомнить и назвать несколько родственных слов со своим ключевым по загадке логопеда (человек, собирающий грибы или процесс угощения гостей чаем, место для хранения хлеба, маленькая река, прибор для освещения комнаты ночью, кондитерское изделие, одежда для рук, несколько деревьев, посаженных рядом, санки на полозьях.)

- игра «лесное эхо» предполагает развитие слухового внимания и памяти на материале корней. Послушав слова, ученики выделяют  одно из трёх, отличающееся по звучанию; предлагаются корни слов для запоминания (гар-гар-гор, сне-сне-сни, дом-дом-дам, лес-лис-лес, реч-рич-реч, гри-гре-гри);

-игра «следопыты» предусматривает развитие зрительного внимания и орфографической зоркости по дифференциации слов, близких по написанию; логопед рассказывает детям о том, что в лесу можно увидеть следы птиц, а мы должны различить «следы» слов и, раздавая карточки, просит найти «след» одного из двух слов ( сне- подснежник, сентябрь, гри- игрив, грибок, лес- село, лесник, трав-врата, травник, вод- двойка, подводник, реч- речевой, червяк);

3. Основная часть занятия. Уровень применения полученных знаний по данной теме. У учеников развивается способность делать выводы, устанавливать логические связи между понятиями.

Упражнение 1. «Снежные задачки». Решение детьми логопедических задачек по нахождению родственных слов.  Предлагается решить задачки и найти ответ - родственное слово.

ЗИМА-А+НИК; ВОДА-А+НИК; ЛЕСОК-ОК+НИЧИЙ; ХЛЕБНЫЙ-НЫЙ+УШЕК; РЕЧКА-КА+НИК; ЗВОНОК-ОК+НИЦА.

Упражнение 2. «Снежные горки». Развитие способности подбирать главное ключевое слово, подходящее по смыслу и звучанию  для образования «семейки» родственных слов.  На доске нарисована снежная горка, дети должны подобрать по смыслу и написанию один из предложенных корней,  нарисованных в снежках,  чтобы получилась семейка родственных слов (дом,гор,сне – ишко,овой,ашние; жок,говик,гурка; няк,истый,ка); далее дети выполняют подобные задания самостоятельно маркерами на специальных листах в файликах;

Упражнение 3. «Вырасти дерево». Развитие способности  устанавливать логические связи для создания родственных слов. Детям раздаются «корешки» от деревьев с написанными на них корнями (вод, снег, двор, час, лес, крик, гор, жив, реч, звон и др.) и они «выращивают» древо родственных слов,  называя их по очереди.

Упражнение 4. «Следы чужака». Развитие слуховой и зрительной способности вычленять из общего речевого потока слов, близкие им по звучанию, но имеющие другой смысл (вода, водник, водопад, водохранилище, водитель).  У детей карточки, подобные заданию игры «следопыты», но на них написаны слова родственной семейки и одно слово, не относящееся к ней (речка, речушка, речевой, речник; морской, моряк, морить, море; пол, половик, поле, половая);

Упражнение 5. «Семейка для чужака». Развитие способности дифференцировать на слух и самостоятельно составлять набор родственных слов. Найдя «слово-чужак», дети подбирают к нему семейку родственных слов из предыдущего задания;

Упражнение 6. «Разноцветные семейки». Развитие способности зрительно дифференцировать набор слов по ориентировке на предложенные корни, учитывая основные принципы подбора родственных слов по значению и по звучанию и раскрашивание  групп разных родственных  слов  необходимым цветом. Это задание так же развивает зрительно-пространственную ориентировку и логическое мышление.  Семейки предложены по две на каждого ребёнка (час и чест: часики, честно, по-честному, часовой, часовщик, честные; лес и лис: лисятки, лесной, лесок, лисья, лисичка, лесничий и т.п.); дети, выбирая корень слова, раскрашивают семейку слов таким же цветом, как и само слово-корень.

4. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия. Запоминание основных корней родственных слов, закрепление знаний об образовании родственных слов. Логопед напоминает детям корни слов, изученные на занятии, а ученики припоминают для них наборы родственных слов и получают поощрительные призы за активную работу на занятии.

5. Использованная литература:

  • В.В. Коноваленко «Родственные слова. Выпуск 1-2». Москва 2005
  • Л.М. Козырева «Как образуются слова». Ярославль 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Логопедическое занятие с группой учащихся 3 класса VIII вида с сложной формой дисграфии по теме «Слова-признаки».

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 3 класса VIII вида с сложной формой дисграфии по теме "Слова-признаки",презентация к занятию....

Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова

Грамматическая тема занятия:  Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...

Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т\']"

Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах....