Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

- исследование причины агрессивности

-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка

-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip31 КБ

Предварительный просмотр:

Зеленоградское  окружное  управление

Департамента образования города Москвы

ГОУ СОШ «школа надомного обучения» №367

«Методическая  разработка  плана-конспекта  родительского  собрания    в  творческом   объединении   «Мягкая  игрушка»». (начальная  школа ).

Тема  родительского  собрания:

«Как  вести  себя  с  агрессивным  ребёнком?  Причины  детской  агрессивности . »

                                                   Собрание  провела  педагог дополнительного

                                                   образования:

                                                   Буханик  Елена  Владимировна

                                 Москва 2011год                

  «Методическая  разработка  плана-конспекта  родительского  собрания    в  творческом   объединении   «Мягкая  игрушка»». (начальная  школа ).

    Тема  родительского  собрания: «Как  вести  себя  с  агрессивным  ребёнком?  Причины  детской  агрессивности . »

   Дата проведения  собрания: 20 мая 2011год.

   Место  приведения: ГОУ СОШ «школа  надомного  обучения» № 367,

творческое  объединение  «Мягкая  игрушка».

Собрание  провела  педагог дополнительного образования:

                               Буханик  Елена  Владимировна

                                             План-конспект.

Цель:   - исследование причины  агрессивности  детей;

               -помощь  родителям  в  поиске  путей  преодоления  агрессивного

               поведения  ребёнка;

               -вызвать  у  родителей  желание  по-новому   строить     взаимо-

                отношения  в  своих  семьях.

Вопросы  для  обсуждения:

Причины  проявления  агрессивности  у  детей.

Роль  семьи  в  проявлении  детской  агрессивности.

Пути  преодоления  агрессивности  ребёнка.

Поощрение  и  наказание.

Ход  собрания:

              Здравствуйте  уважаемые  родители.    Сегодня  мы  собрались  с  вами,  чтобы  поближе  и  подробнее  познакомиться  с  такой   проблемой –как  агрессивность  ребёнка.   Тема  эта  серьёзна  и  трудна.    Поведение  детей  особенно  ярко  проявляется  во  внеучебной  деятельности,   когда  ребёнок  1-2  классов  стремиться  выставить  на  первое  место  своё  Я ,  не  считаясь  с  другими,   а  ребёнок  3-4 класса  уже  проявляет  враждебную  агрессию,  стремиться   унизить  другого  

ребёнка ,осмеять  его  ( если  у  другого  ребёнка  что-то  не  получается   в процессе  занятия ).

              Агрессивность- это  устойчивая  характеристика  человека,  отражающая  его  предрасположенность  к  поведению,  целью  которого  является  причинение  вреда  окружающему,  либо  подобное  эмоциональное  состояние  (гнев,  злость).

              Истинная  агрессивность  как  прямое  стремление  причинить  окружающим  боль  и  вред – самый  редкий  вариант  развития  ребёнка  младшего  школьного  возраста.    Чаще  речь  идёт  о  так  называемой  защитной  агрессии,  которая  возникает  как  следствие  невозможности  удовлетворения  тех  или  иных  потребностей  ребёнка.    Таким  способом  ребёнок  сигнализирует  о  внутреннем  неблагополучии,  о  потребности  в  помощи  и  внимании  взрослых.

             Детская  агрессия – явление,  к  сожалению,  часто  возникающее.  

           Взрослые  реагируют  по  разному  на  агрессивное  поведение  своего  ребёнка   Они  либо  усиливают  строгость  в  отношениях  с  ребёнком,  либо  обрушивают  на  ребёнка  лавину  любви  и  ласки.  С  агрессивностью  бороться  бесполезно,  но  надо  понять  её  причины,  чтобы  направить  эмоции  ребёнка  в  нужное  русло.

            Агрессия  может  проявляться  физически  в  виде  драки,  причинения  вреда  предметам  ( поломка )  и  вербально  в  виде  нарушения  прав  человека  посредством  оскорбления,  унижения  и т. п.

            Однако  , уважаемые  родители,  не  надо  путать  агрессию  с  настойчивостью.      

             Настойчивость  не  допускает  оскорблений,  издевательства  и  т.д.  уровень  агрессивности  детей  в  зависимости  от   ситуации  часто  меняется,  но  иногда  принимает  устойчивые  формы.      Причин  для  этого  очень  много :  положение  в  коллективе,  отношение  к  ребёнку  сверстников,  взаимоотношение  с  учителем,  воспитателем  и  т.д.

              Причины   агрессивного  поведения  могут  быть  разнообразны,  иногда  являясь  врождённым  качеством,  следствием  особенностей  темперамента  и  нервной  системы.  Но  гораздо  чаще  -  отражением  неправильного  воспитания  или  внутреннего  дискомфорта  у  ребёнка,  которого  не  научили  адекватно  реагировать  на  происходящее  вокруг  события.   Возникновению  агрессивных  качеств   способствуют  некоторые  соматические  заболевания  или  заболевания  головного  мозга.    Очень  часто  причиной  агрессивности  детей  являются  семейные  отношения.

            Современная  школа  провозгласила  родителей  субъектами  образовательного  процесса  и  возложила  на  них  ответственность  за  качество  воспитания  и  образования.

            Встречаясь  с  вами  довольно  часто,  я  заметила ,  что  многие  из  вас  осуществляют  воспитание  интуитивно,  испытывают  трудности  в  установлении  контактов  с  детьми  из-за  нехватки  времени,  из-за  незнания  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  ваших  детей.  

            Давайте  задумаемся  над  тем,  как  наши  дети  относятся  к  своим  родителям?  В  народе  не  даром  говорят,  что  человека  нужно  оценивать  по  его  отношению  к  матери.

            Предлагаю  вам  дома  провести  эксперимент:  куда  сядет  ваш  ребёнок.  Поставьте  четыре  стула  в  ряд.  С  одного  края  сядет  мама,  с  другого  папа.  Предложите  ребёнку  сесть на  один  из  свободных  стульев.  Если  ваш  ребёнок  выбирает  стул  рядом  с  мамой,  папе  следует  призадуматься  о  своём  отношении  с  ребёнком  и  наоборот,   если  он  выбирает  стул  рядом  с  папой,  пусть  задумается  мама.  Если  ребёнок  захотел  сесть  между  родителями  и  просит  пересесть  кого-либо  из  вас, -радуйтесь,  он  относится  к  вам  практически  одинаково .

            Но  если  ребёнок  садиться  отдельно  куда-то  в  угол,  вашему  ребёнку  в  семье  тоскливо  и  одиноко.     Уделите  ему  значительно  больше  внимания  и  любви.

            Недостаток  любви  и  внимания  со  стороны  взрослых  рождает  у  ребёнка  агрессивность.

            Так  что  же  такое  агрессия?  

            Латинское  слово «агрессия»  означает  «нападение»,  «приступ».  В  психологическом  словаре  приводится  следующее  определение:        «Агрессия  -  деструктивное  поведение,  противоречащее  нормам  и  правилам  существования  людей  в  обществе,  приносящее  физический  или  моральный  ущерб  людям,  или  вызывающее  у  них  психологический  дискомфорт».

           Огромную  роль  играет  воспитание  в  семье,  причём  с  первых  дней  жизни  ребёнка.  

              Исследования  показали,  что  в  тех  случаях,  когда  ребёнка  резко  отлучают  от  груди,  и  общение  с  матерью  сводят  к  минимуму,  у  детей  формируются  такие  качества,  как  тревожность,  подозрительность,  жестокость,  эгоизм.  И  наоборот,  когда  в  общении  с  ребёнком  присутствуют  мягкость,  ребёнок  окружён  заботой  и  вниманием,  эти  качества  не  вырабатываются.

             На  становление  агрессивного  поведения  большое  влияние  оказывает  характер  наказаний,  которые  обычно  применяют  родители  в  ответ  на  проявление  агрессии  у  своего  ребёнка.

           В  таких  ситуациях  могут  быть  использованы  два  противоположных  метода  воздействия:  либо  снисходительность,  либо  строгость.

           Как  ни  странно ,  агрессивные  дети  одинаково  часто   встречаются  у  слишком  мягких  родителей,  и  у  чрезмерно  строгих.                           Педагогические  наблюдения  показали,  что  родители,  подавляющие  агрессивность  у  своих  детей,  вопреки  своим  ожиданиям  не  устраняют  это  качество,  а   напротив  взращивают  его,  развивая,  в  своём  ребёнке  чрезмерную  агрессивность,  которая  будет  проявляться  даже  в  зрелые  годы.

            Ведь  всем  известно,  что  зло  порождает  только  зло,  а  агрессия – агрессию.  Если  вы,  дорогие  родители,  совсем  не  будете  обращать  внимание  на  агрессивные  реакции  вашего  ребёнка,  то  он  поймёт , что  такое  поведение  ему  дозволено  и  одиночные  вспышки  гнева  незаметно  перерастут  в  привычку  действовать  агрессивно.  Только   родители,  которые  могут  находить  разумный  компромисс,  «золотую  середину»,  могут  научить  своих  детей  справиться  с  агрессией.

           Психологи  считают,  что  ребёнок  проявляет  агрессию  во  много  раз  чаще,  если  видит  её  в  своей  семье,  унижение  друг  друга,  взаимные  оскорбления  и  упрёки  в  повседневной  жизни  накладывают  отпечаток  на  поведение  ребёнка,  порождают  его  жестокость  и  агрессивность  по  отношению  к  другим.

           Если  родители  сегодня  говорят  детям  одно,  завтра  им  удобно  говорить  другое,  негативно  отзываются  об  учителях,  воспитателях,  классе  целом,  навязывают  свои  противоречивые  высказывания  ребёнку,  то  это.  Безусловно ,  способствует  растерянности.  Раздражительности,  озлоблению,  и  против  родителей,  и  против  педагогов,  сверстников  и  других  людей.

          Если  семья  помогает  ребёнку  преодолевать  трудности,  умеет  слушать  ребёнка,  включает  в  общение  доброту,  ласку,  то  тем  самым  вызывает  у  него  расположение,   способствует   преодолеванию  агрессивности.

          Агрессивный   ребёнок  часто  ощущает  себя  отверженным,  никому  не  нужным.  Жестокость  и  безучастность  родителей  приводить  к  нарушению  детско  –  родительских  отношений  и  вселяет  в  душу  ребёнка  уверенность,  что  его  не  любят.

         «Как  стать  любимым  и  нужным»  -  неразрешимая  проблема,  стоящая  перед  ребёнком.  

          Вот  он  и  ищет  способы  привлечения  внимания  взрослых  и  сверстников.  К  сожалению ,  эти  поиски  не  всегда  заканчиваются  так,  как  хотелось  бы  нам  и  ребёнку,  но  как  сделать  лучше – он  не  знает.

           Вот  как  описывает  известный  детский  психолог  Н. Л.  Кряжева  поведение  этих  детей :  «Агрессивный  ребёнок,  используя  любую  возможность,  стремится  разозлить  маму,  учителя,  сверстников;  он  не   успокоится  до  тех  пор,  пока  взрослые  не  взорвутся,  а  дети  не  вступят  в  драку».

           Родителям  и  педагогам  не  всегда  понятно,   чего  добивается  ребёнок  и  почему  он  ведёт  себя  так,  хотя  заранее  знает,  что  со  стороны   детей  может  получить  отпор,  а  со  стороны  взрослых – наказание.   В  действительности,   это  порой  лишь  отчаянная  попытка  завоевать  своё  « место  под  солнцем».      Ребёнок  не  имеет  представление,  как  другим  способом  можно  бороться  за  выживание  в  этом  странном  и  жестоком  мире,  как  защитить  себя.

          Агрессивные  дети  часто  подозрительны  и  настороженны,  любят  перекладывать  вину  за  затеянную  ими  ссору  на  других.  Такие  дети  часто  не  могут  сами  оценить  свою  агрессивность,  они  не  замечают,  что  вселяют  в  окружающих  страх  и  беспокойство.   Им ,  наоборот,    кажется ,  что  весь  мир  хочет  обидеть  именно  их.   Таким  образом ,  получается  замкнутый  круг:  агрессивные  дети  боятся  и  ненавидят  окружающих,  а  те  в  свою  очередь,  боятся  их.

           Исследования  показали  что,  родители  подавляющие  эмоциональные  выбросы  у  своих  детей,  не  устраняют,  а  напротив,  развивают  чрезмерную  агрессивность,  которая  в  зрелые  годы  становиться  частью  характера.  Ребёнок,  вынужденный  постоянно  подавлять  свой  гнев,  более  подвержен  риску  психосоматических  расстройств,  таких  как  крапивница,   псориаз,  язва  желудка,  мигрень, гипертония.  Если  же  вовсе  не  обращать  внимания  на  агрессивные  реакции  ребёнка,  то  очень  скоро  он  начнёт  считать,    что  такое  поведение  вполне  дозволено.  

      Зачастую  эмоциональный  мир  агрессивных  детей  очень  скуден.  Нетрудно   догадаться,  что  в  этом  случае  они  просто  не  понимают  ни  своих,  ни  чужих  эмоций.

         Как  же  выявить  агрессивного  ребёнка?

          Агрессивные  дети  нуждаются  в  понимании  и  в  поддержке  взрослых,  поэтому  главная  задача  заключается  не  в  том,  что бы   поставить  «точный»  диагноз,  или  «приклеить  ярлык»,   а  оказать  посильную  помощь  ребёнку.  

      Психологами  разработаны  критерии  определения  агрессивности:

1. ребёнок  часто  теряет  контроль  над  собой.

2. ребёнок  часто  спорит,  ругается  с  взрослыми.

3. ребёнок  часто  отказывается  выполнять  правила.

4. ребёнок  часто  специально  раздражает  людей.

5. ребёнок  часто  винит  других  в  своих  ошибках.

6. ребёнок  часто  сердится  и  отказывается  сделать  что- либо.

7. ребёнок  часто  завистлив,  мстителен.

8. ребёнок  очень  чувствителен,  очень  быстро  реагирует  на       различные  действия  окружающих,  которые  нередко  раздражают  его.

           Предположить,  что  ребёнок  агрессивен,  можно  только  в  том  случае,  если  в  течение  полугода  у  ребёнка  проявились  не  менее  четырёх  признаков,  перечисленных  выше.

          Уважаемые  родители,  как  вы  думаете,  почему  дети  дерутся,  толкаются,   кусаются,  на  доброжелательное  обращение  взрываются  и  бушуют?  Причин  может  быть  много.    Но  часто  дети  поступают  так  потому,   что  не  знают ,  как  поступить  иначе.

  Работа  с  такими  детьми  должна  вестись  по  трём  направлениям:

  1. Работа  с  гневом.
  2. Обучение  детей  навыкам  распознавания  и  контроля,  умению  владеть  собой  в  ситуациях,  провоцирующих  вспышки  гнева.
  3. Формирование  способности  к  доверию,  сочувствию,  сопереживанию.

           Негативное  настроение  должно  иметь  выход.  Но  в  социально  приемлемой  форме.    Кто-то  из  взрослых  в  спокойной  обстановке,  и  желательно  в  игровой  форме,  должен  продемонстрировать  ребёнку  адекватные  способы  выражения  протеста,   тем  самым  указав  ему  путь   поиска  самовыражения.

        Уважаемые  родители,  если  вы  оказались  в  таком  положении  и видите ,  что  ребёнок  кипит  от  испытываемого  им  протеста,  помогите  ему  выразить  свои  чувства,  постепенно  навязав  ему  правила  игры.  Пусть  он  сначала  просто  громко  покричит.  Глубокое  дыхание  и  громкий  звук,  способны  снимать  даже  очень  сильный  стресс.  Если  ребёнку  хочется  что-нибудь  стукнуть,  то  дайте  ему  в  руки  выбивалку  для  ковров  и  отправьте  выколачивать  подушки.  

         Или  предложите  поиграть  в   обзывалки.  Единственное  условие -  слова  не  должны быть   обидными  и  иметь  ругательный  смысл  в  реальной  жизни.    А  дальше  по  очереди  обзывайте  друг  друга,  сколько  душе  угодно:  «А  ты – мухомор!»,  « А  ты – бабочка!».  

         В  процессе  таких  игр  острота  негативных  эмоций,  как  правило,  уходит,  и  всё  вообще  заканчивается  смехом.   В  конце  игры  скажите  друг - другу  что-нибудь  приятное.  Такая  игра  полезна  не  только  для  агрессивных ,  но  и  для  не  в  меру  обидчивых  детей.

         Ещё  один  способ  побороть   агрессию  -  с  помощью  бумаги.

         Заведите  листок  «гнева».  Это  обычный  лист  бумаги,  на  котором  нарисовано  какое-то  чудовище.     Хозяин  рисунка  может  выместить  на  нем  свои  негативные  эмоции,  скомкав  лист  или  разорвав  его.

                          Поговорим  о  поощрении  и  наказании.

           Поощрять  своего  ребёнка  вы  можете  взглядом,  жестом,  действием, ласковыми  с ловами  и  т.д.

      Наказание  допустимо,  если  оно:

-Следует  немедленно  за  поступком;

-Объяснено  ребёнку;

-Не   жестокое,  хотя  может  быть  суровое;

-Оценивает  действия  ребёнка,  а  не  его  человеческие   качества;

-Не  унижает  ребёнка,  а  способствует  пониманию  негативности  его  поступка.

      Уважаемые  родители.  Позвольте  мне  предложить  вам  ряд  рекомендаций  по  вопросам  воспитания,  связанным  с  темой  нашего  собрания:

  1. Не  надо  сразу  ругать  и  наказывать  ребёнка  за  агрессивные  поступки,  обзывать  его  плохим  ребёнком,  тираном  и  т.п.  Надо  показать,  что  вы  очень  расстроены;  сказать,  что  вы  не  ожидали  от  него  такого  поведения.

  1. Ребёнок  должен  понять,  что,  несмотря  на  то,  что  вы  не  одобряете  его  поведение,  вы  всё  равно  хорошо  к  нему  относитесь  и  хотите  вместе  с  ним  решить  эту  проблему.

  1. С  целью  профилактики  агрессивного  можно  использовать  прочтение  специальных  сказочных  историй,  в  которых  демонстрируются  альтернативные  агрессии  формы  поведения,  с  их  последующим  обсуждением.

  1. Агрессивность  как  форма  эмоциональных  нарушений  в  большинстве   случаев  является  признаками  семейного  неблагополучия,  искажённого  родительского  отношения  к  ребёнку.  Необходима  специальная  просветительная  работа  с  родителями,  к  осуществлению  которой  рекомендуется  привлекать  школьного  психолога  и  социального  педагога.

  1. Будьте  внимательны  к  своему  ребёнку,  почувствуйте  его  эмоциональное  напряжение.

  1. Учитесь  слушать  и  слышать  своего  ребёнка.

  1. Научитесь  любить  своего  ребёнка  таким,  каков  он  есть.

  1. Предъявляйте  разумные  требования  к  ребёнку,  и  будете  иметь  послушание,  повиновение  и  исполнительность.

          Я  надеюсь,  что  тема  нашего    родительского   собрания   затронула  каждого  из  вас   и   вызвала   желание  проанализировать,    и   попытаться  по-новому   построить  взаимоотношения   в  семье.  

                                 Используемая  литература

.

  1. Менделевич  В. Д.  « Психология  девиантного  поведения».

                  Изд.          М-МЕД  пресс  2001г.

  1. Румянцева  Т. Г.       «Понятие  агрессивности  в  современной  зарубежной  психологии».

            Изд.  Москва,  Вопросы  психологии  -1991г.

  1. Берковец  Л.  «Агрессия : причины,  последствия  и  контроль»

                     Изд.  Прайм-ЕВРОЗНАК-2001г.

  1. Стюхина  Г. А.  «Психологические  особенности  и  механизмы  развития  младшего  школьного  возраста».

Москва Педагогический  университет «первое  сентября».2010г.

  1. Фурманов  И. А.  «Детская  агрессивность:  психодиагностика  и  коррекция».  1996г.

     

 

 

       Самоанализ  проведённого  родительского  собрания.

        Родительское  собрание  проведено  в  намеченные  сроки.                      Тема  родительского  собрания : « Как  вести  себя  с  агрессивным  ребёнком?  Причины  детской  агрессивности».

Целью  родительского  собрания  было  исследование  причины  агрессивности  детей;   помощь  родителям  в  поиске  путей  преодоления   агрессивного  поведения  ребёнка;   мотивировать  у  родителей  желание  по-новому  строить  взаимоотношения  в  своих  семьях.

         В  ходе  собрания  была  достигнута  тёплая,  дружеская  обстановка.

         Родители  с  пониманием  отнеслись  к  затронутой  теме.  Многих  родителей  заинтересовала  предложенная  тема.  Было  задано  много  вопросов  по  поводу  агрессивного  поведения  детей.  Была  проведена  мини-дискуссия  на  тему  «Причины  агрессивности  детей  в  современном  обществе».    

         Большинство  родителей  согласились ,  что  очень  многое  в  воспитании  зависит  от  теплой,  дружеской  обстановки  которая  царит  у  них  в  семье.  

          Родителям  были  заданы  ряд  вопросов,  чтобы  прояснить  их  видение  проблемы,  причин  её  возникновения  и  возможных  способов  решения.

       Были  обсуждены  дальнейшие  действия  по  решению  данной  проблемы.  Мне,  как  педагогу,  важно  было  на  данном  этапе   показать  родителям  необходимость  изменений  в  них  самих,  для  того,  чтобы  произошли  изменения  в  поведении  ребёнка.

     В  целом,  я  считаю,  родительское  собрание  на  такую  актуальную  тему,  как  агрессивное  поведение  ребёнка  в  школе  и  дома  прошло  успешно.   В  соответствии  с  моими  ожиданиями  я  нашла  полное  взаимопонимание  в  лице  присутствующих  родителей ,  поставленные  мною  цели   считаю  выполненными.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"

Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей....

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »

Как правило , особое внимание педагогам, родителем и психологам приходится уделять слабым, отстающим в учебе детям. Но я хотела бы уделить большее время одаренным детям. Обратить внимание взрослых на ...

План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".

 Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах  у...

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе по теме: «Детская ложь: способы профилактики».

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе  по теме: «Детская ложь: способы профилактики». Учитель: Дубоделова Нина Ивановна   ...

План-конспект родительского собрания. Тема: инклюзивное воспитание и образование

План-конспект родительского собрания.Тема: инклюзивное воспитание и образование...