Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"
методическая разработка по теме

Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности»

Цель. Обсуждение проблемы обучения и воспитания  агрессивного ребёнка.

Задачи.

  1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей.
  2.  Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей.

Предварительная подготовка. Анкетирование родителей.

  1. Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
  2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
  3. Против кого он проявляет агрессию?
  4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?

Дата проведения: 16 марта 2012 года.

План:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Что такое агрессия? Её формы.
  3. Портрет агрессивного ребёнка.
  4. Причины появления агрессии у детей.
  5. Анкета для родителей «Агрессивен лит Ваш ребёнок?»
  6. Принципы общения родителей с агрессивными детьми.

7.   Ознакомление со способами выражения (выплёскивания) гнева.

      8.   «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания.

      9.   Итоги собрания. Обмен мнениями по теме собрания.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

- Уважаемые мамы, папы!

Тема нашей  встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей, о чём свидетельствуют ваши анкеты. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

На доске написаны слова Эриха Фромма, прочитайте их, они помогут нам раскрыть тему нашего собрания:

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения  своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»

        Знакомство с планом собрания.

  1. Что такое агрессия?

Сочетание социальных, семейных, психологических неблагоприятных факторов  негативно влияет на развитие детей, вызывая, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Сегодня мы обсудим лишь одну из форм проявления отклоняющегося поведения – агрессию. Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей.

Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Например, Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают что агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.

Агрессия – это такое поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда какому-либо лицу.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных действий для реализации своих целей.

Эмоциональные переживания, такие, как недоброжелательность, злость, мстительность, гнев не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать эмоции, приводящие к агрессивному поведению.

Агрессивность присуща любому человеку. Иногда агрессивность помогает ребёнку адаптироваться к новой среде, достичь цели, познать новое. Такой тип агрессивности необходим для выживания. Если агрессивность выражается в форме ненависти и враждебности, то она может нанести вред. Формы проявления  агрессии:

- физическая –  проявляющаяся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы);  

- вербальная – агрессия выражается словами (ребёнок кричит, угрожает, оскорбляет других);

- косвенная – непрямая агрессия (ребёнок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников).

Психологи выделяют  аутоагрессию, когда агрессия направлена на самого себя, выражается в нанесении вреда самому себе (обкусывает ногти, выдирает волосы, травмирует себя).

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще проявляются разные формы агрессии.

  1. Каков же портрет агрессивного ребенка

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Взрослым  не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Детям с агрессивным поведением свойственны некоторые общие черты: эмоциональная грубость, озлобленность, как в отношении сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная самооценка, повышенная тревожность,  неумение находить правильный выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов.

  1. Причины появления агрессии у детей.

Причины проявления агрессии у детей могут быть разными: соматические и психические заболевания, недостаточное развитие интеллекта, низкий уровень самоконтроля, повышенная возбудимость нервной системы, неразвитость коммуникативных навыков. Раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам дети нуждаются в помощи специалиста – психоневролога.

Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками. Период развития, в котором сейчас находятся наши дети (10 лет) противоречив. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями и учителями. Найти своё место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, в какой бы хотелось. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих, как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом или ошибкой в задании воспринимается, как насмешка, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

Часто причиной детской агрессивности являются отношения в семье. Ребёнок копирует агрессивное поведение членов семьи – хамство, ругань, унижения,  оскорбления. В таком случае агрессивность становится нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей  озлобляют детей, настраивают их против родителей и окружающих людей. Таким родителям сегодня удобны одни нормы в поведении ребёнка, а завтра другие. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

 Безразличное отношение к ребёнку, нежелание общаться, нетерпимость, характер наказаний, властность родителей способствуют формированию детской агрессивности. Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда папа и мама предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. Например, отец считает, что сын должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. Такие споры между родителями могут привести к проявлению агрессии.

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребёнка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные  акты насилия, ребёнок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

  1. Анкета для родителей «Агрессивен лит Ваш ребёнок?»

Как же выявить агрессивного ребёнка? Существуют определённые критерии агрессивности. Воспользуемся тестовым материалом, предложенным в книге А.Г. Долговой «Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция»

Прочитайте вопросы теста и ответьте на них «да» или «нет». Если вопрос вызывает затруднение, то вспомните, как бывает чаще.

Каждый родитель получает материалы теста в напечатанном виде.

Тест для родителей «Агрессивен ли ваш ребёнок?»

  1. Можно ли сказать, что ваш ребёнок не агрессивнее других детей?
  2. Верно ли, что ваш ребёнок не ломает игрушки?
  3. Верно ли, что ваш ребёнок не ломает вещи (он исследует их, а не портит)?
  4. Правда ли, что даже в плохом настроении ваш ребёнок не бросает предметы на пол?
  5. Бывает ли, что в раздражении ваш ребёнок может замахнуться и ударить кого-либо?
  6. Верно ли, что ваш ребёнок никогда не оторвёт листочек или цветок у комнатного растения?
  7. Можно ли быть уверенным, что на улице ваш ребёнок нарочно не наступит на хвост дворовой кошке?
  8. Правда ли, что он никогда не обидит насекомое?
  9. Может ли ребёнок, играя с близким человеком (бабушкой, сестрой), причинить ему нечаянную боль?
  10.  Всегда ли, играя с более слабыми детьми, ваш ребёнок соизмеряет силы?
  11.  Правда ли, что играя с куклами, ваш ребёнок может выколоть им глаза, оторвать ручки или ножки?
  12.  Правда ли, что характерным игровым приёмом вашего ребёнка бывает стрижка волос и удаление других «лишних» деталей у кукол (или других игрушек)?
  13.  Верно ли, что ваш ребёнок даже в гневе или раздражении не разбивает посуду?
  14.  Бывает ли, что ваш ребёнок незаметно щиплет, дергает за волосы или кусает другого ребёнка?
  15.  Верно ли, что рассматривая книжку, он может вырвать страницу?
  16.  Верно ли, что ваш ребёнок во время рисования нередко ломает грифель карандаша сильным нажатием?
  17.  Случается ли, что находясь рядом с другими детьми, ваш ребёнок толкает и пихает их?
  18.  Случается ли, что в ответ на замечания взрослых, ваш ребёнок употребляет бранные слова?
  19.  Случается ли ему употреблять ненормативную лексику в ссорах с другими детьми?
  20.  Бывает ли, что от обиды ваш ребёнок уходит в другую комнату, бьёт подушку, стены, мебель?

А теперь сравните ваши ответы с КЛЮЧОМ, приведённым ниже, и подсчитайте, сколько ответов совпало: 1 – нет, 2 – нет, 3 – нет, 4 – нет, 5 – да, 6 – нет, 7 – нет, 8 – нет, 9 – да, 10 – нет, 11 – да, 12 – да, 13 – нет, 14 – да, 15 – да, 16 – да, 17 – да, 18 – да, 19 – да, 20 – да.

За каждый совпавший ответ вы получаете 1 балл.

0-5 баллов. По поводу агрессии вашего  ребёнка можете не беспокоится. Подумайте лучше о том, всегда ли ваш ребёнок может защитить себя в сложных ситуациях, не оказывается ли он мишенью агрессивности других детей.

6-12 баллов. Это средний показатель агрессии. Постарайтесь понять, в каких именно ситуациях она проявляется, и исключить или видоизменить эти ситуации.

13 и более баллов. Скорее всего, вы не совсем правильно общаетесь с ребёнком. Если не удастся понять, что именно вызывает агрессивность вашего ребёнка, то лучше разобраться в этом вместе с психологом.

  1. Принципы общения с агрессивными детьми для родителей.

Педагог просит родителей высказать своё мнение по поводу общения с агрессивными детьми и обобщает высказывания следующими рекомендациями:

  1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
  2. Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
  3. Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия.
  4. Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком «Я-послания» вместо «Ты – посланий»:

           Я думаю, что...

           Я недоволен тем, что...

           Мне не нравится, что...

           Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.

           Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

5. Родителям необходимо выработать единые требования и правила      

 воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за

            помощью к педагогам и специалистам школы.

            6.Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного                      

             метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.

            7.Родителям необходимо позаботиться о включении ребенка в работу  

              различных (по интересам) секций, кружков, студий.

8.Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное   составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.

              Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере. Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

  1. Ознакомление со способами выражения (выплёскивания) гнева.

Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы Вы обозначили, какие способы есть у Вас. (Учитель   раздает небольшие листки бумаги, на которых родители должны ответить на следующий вопрос: «Как Вы выражаете свою злость?») Напишите, как минимум три способа. (Ответы тут же обрабатываются и записываются на доске). Теперь посмотрим, какие способы преобладают у Вас.  Обсудим эти  способы и выделим наиболее эффективные.

В качестве подведения  итогов, родителям раздаются памятки, в которых указано большое количество способов выражения злости, в том числе и те, которые обсуждались.  Желающие могут дописать какие-либо недостающие способы на их усмотрение.

Родителям предлагается памятка «Как избавиться от гнева»

1.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться:

– отложите обсуждение с ребёнком его поведения, отложите или отменить дела с ребёнком;

- намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений;

 - используйте технику глубокого дыхания – сделайте три коротких вздоха и один длинный выдох.

  2. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии («Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим чуть позже» или «Извини, я сейчас очень раздражена»)

3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Именно ваш пример того, как адекватно справляться с раздражением поможет вашему ребёнку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях:

- старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения;

 - посчитайте до 10;

- напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко;

- разорвите или сомните бумагу, ненужную газету;

 - потопайте ногами, побейте подушку;

- сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить (примите теплую ванну, душ; выпейте воды мелкими глотками, позвоните друзьям; просто расслабьтесь, лёжа на диване; послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чём-то хорошем).  

Способы выражения гнева у детей:

Громко спеть любимую песню.

Пометать дротики в мишень.

Попрыгать на одной ноге.

Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции.

Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.

Пускать мыльные пузыри.

Устроить бой с боксерской грушей или подушкой.

Пробежать по коридору школы.

Полить цветы.

Быстрыми движениями руки стереть с доски.

Погоняться за кошкой (собакой).

Пробежать несколько кругов вокруг дома.

Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).

Сломать несколько ненужных игрушек.

Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит».

Стучать карандашом по парте.

Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его.

Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.

Послушать музыку.

  1.  «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания.

Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.

Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.

Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.

Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.

Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.

Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.

При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:

Ты у меня самый умный, (красивый ит.д.)

Как хорошо, что ты у меня есть.

Ты у меня молодец!

Я тебя очень люблю.

Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.

Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

  1. Итоги собрания. Обмен мнениями по теме собрания.

Учитель предлагает высказаться родителей по проведению данного собрания: актуальна ли тема, понятны ли причины возникновения агрессии у детей, воспользуются ли родители советами по преодолению агрессии. Учитель интересуется, какие вопросы ещё интересуют родителей, благодарит за участие.

Спасибо за внимание!

Здоровья и удачи вам и вашим детям!

            Терпения и семейного благополучия!

Литература.

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО, 2005.
  2. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор-составитель Н.Д.Шматко) – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.
  3. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009.
  4. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М.: Ильин В.П., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребёнком. Причины детской агрессивности"

На собрании обсуждаются  с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка. Задача: помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребё...

Родительское собрание по теме : "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности "

Актуальность. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализ...

План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".

 Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах  у...

Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессии"

Агрессия (от латинского – нападение, приступ) - это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неоду...