Методическая разработка плана-конспекта занятия «Игровой подход в изучении темы «Средства музыкальной выразительности»
учебно-методический материал по музыке (1 класс)

Никитина Юлия Анатольевна

Данная работа представляет собой план - конспект занятия по предмету сольфеджио, или музыкальная литература в учреждениях дополнительного образования для учащихся 1 года обучения. Занятие является обобщающим и закрепляющим знания по теме "Средства музыкальной выразительности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikitina_yu.a._metodicheskaya_razrabotka.doc80 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по сольфеджио

«Игровой подход в изучении темы «Средства музыкальной выразительности»

Автор:

Никитина Юлия Анатольевна,

педагог дополнительного образования, ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка.

Данная работа представляет собой план - конспект занятия по предмету сольфеджио, или музыкальная грамота в учреждениях дополнительного образования с учащимся первого года  обучения, возраста 7 -8 лет. Рассчитано на два академических часа. Занятие   является обобщающим и закрепляющим знания об основных средствах музыкальной выразительности.

Актуальность:

Актуальность данной темы состоит в том, что в современном  материально ориентированном прагматическом  обществе недостаточно внимания уделяется эстетическому воспитанию. Как известно, для гармонично  развитой личности требуется музыкальное воспитание. Для погружения в мир музыки важно понимание её языка.

Игровая, двигательная  деятельность на занятии способствует пониманию изучаемого материала, помогает  заинтересовать и мотивировать современного ученика, подверженного гиподинамии, создает условия для того, чтобы ребенок любил и понимал музыку.

Цель: обобщить и систематизировать знания музыкальной терминологии учащихся младшего школьного возраста  по теме «Средства музыкальной выразительности», используя, игровой подход как способ развития творческой активности у детей.

Задачи:

Развивающие:

  • развитие способности слушать, обобщать и анализировать;
  • развитие памяти;
  • развитие различных видов музыкального слуха;
  • развитие воображения;
  • развитие творческой активности у детей;
  • развитие умения передавать свои музыкальные впечатления.

Воспитательные:

  • воспитание навыка самостоятельной  работы;
  • воспитание навыка работы в команде;
  •  воспитывать эмоционально - ценностное, заинтересованное отношение к  музыкальному искусству;
  • воспитание слушательской культуры;
  • воспитание культуры межличностного общения.

Образовательные:         

  • расширение кругозора;
  • формирование музыкальной грамотности;
  • получение специальных знаний: умение высказывать суждение об основной идее музыкального произведения, знать при помощи каких средств музыкальной выразительности достигается эмоциональная и художественная выразительность;
  • творческое постижение мира через искусство.

Методы:

  • практического освоения;
  • обучения через деятельность;
  • прослушивания музыки.

Реализуемые педагогические технологии

  • развивающего обучения,
  • обучения в игре.

Дидактический материал:

  • музыкально – шумовые инструменты,
  • раздаточный дидактический материал (листы с заготовкой задания).

Оборудование

  • фортепиано;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • ручка, карандаш.

Ожидаемые результаты:

Усвоение теоретических знаний через  слухо - двигательную связь, устойчивое запоминание пройденного материала, активизация творческой инициативы учащихся.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Объявление темы занятия и постановка учебной задачи.

  1. Основная часть

Педагог: Искусство – это язык чувств. В мире живописи  чувства передаются при помощи красок, в литературе – словом, а  в музыке  звуками. В музыкальной стране существуют свои законы. Чтоб понимать музыку, нужно знать средства, которые делают музыку выразительной. Они так и называются -  «средства музыкальной выразительности». О многих средствах музыкальной выразительности мы уже говорили на предыдущих занятиях.

  • Педагог: Давайте, посмотрим на доску. (Слайд№1) Сколько цветов у радуги?

Ученики: Семь.

Педагог: Правильно! В музыке тоже семь нот. Как семь  красок, сочетаясь, создают прекрасный цветной мир, так и при сочетании семи нот возникает огромное звуковое богатство музыкального мира.

Первый луч радуги  – регистр. Вспомните, какие бывают регистры? (Слайд№2)

Ученики: Высокий, средний и низкий. (Слайд№3)

Педагог: Верно, давайте поиграем в игру. Для этого нужно выйти из-за парты.

Когда я буду играть на фортепиано звуки верхнего регистра – вы поднимаете руки наверх,  когда услышите звучание среднего регистра – ставите руки на пояс, при звучании нижнего регистра – присаживаетесь на корточки.

  • Педагог: Присаживайтесь снова на свои места. Второй цвет радуги – лад. (Слайд№4)

Назовите лады, которые вы знаете. Правильно, это мажор и минор. (Слайд№5)

Жили-были братья-гномы,
Дом их рядом с нотным домом,
Брат-мажор с минором-братом,
Два различных брата-лада.

Я - Мажор, бегу, кричу,
Я - Минор, иду, грущу,
Я - Мажор, смеюсь, шумлю,
Я - Минор, шепчу и сплю,
Я - Мажор, весёлый гном,
Я не плачу под дождем,
Я - Минор, печальный гном,
Грустный прихожу я в дом
.            

С.Кабанова

Сейчас я раздам листы, на которых нарисовано 4 окружности. Давайте представим, что это лица, но на них не отображается настроение. (Приложение№1)

Ваша задача, определить лад звучащего фрагмента и  нарисовать либо улыбку, либо грустное выражение лица, в зависимости от услышанного. Получатся смайлики, которые укажут, какой лад вы услышали – мажорный, или минорный.

Педагог играет (или ставит запись) несколько  музыкальных фрагментов для определения лада.

  • Педагог: Следующий луч нашей музыкальной радуги – тембр. (Слайд№6,7)

Окраску звука

Тембром называют,

Ведь знают все,

что краски звуков  разные бывают!

Никитина Ю.

Педагог: На столе под покрывалом (платком, или за ширмой) разложены музыкально – шумовые инструменты.

У каждого инструмента свой голос, своя окраска звука, то есть – свой тембр. Сейчас каждый из вас выйдет и сыграет на одном инструменте, а все остальные должны правильно определить  и назвать инструмент, звук которого услышали.

  • Педагог: На следующем слайде мы видим название еще одного средства музыкальной выразительности это – ритм. (Слайд№8)

Ритм – основная сила жизни,

Энергия в делах твоих.

       Коль будешь ритму подчиняться,

Все трудности преодолеешь вмиг!

Ермолович Л.

Ритму подчиняется вся жизнь: смена времен года, дня и ночи, у каждого из вас есть режим дня, то есть определенный ритм жизни и так далее, можно привести множество примеров. Приведите свои примеры. Ритм есть и у музыки. (Слайд№9)

Игр на развитие ритмического чувства множество. Как пример – игра «Телеграмма».

Педагог: Сейчас мы поиграем в игру: «Телеграмма». Раньше, когда не было сотовых телефонов, информацию передавали при помощи электрических сигналов. Телеграмма – это сообщение, переданное средствами телеграфной связи.

Ещё существует «Азбука Морзе», где буквы зашифрованы короткими и долгими длительностями - сигналами.

Давайте, снова выйдем из-за парт и встанем в круг.  Кто-то первый из вас придумает ритмический рисунок и прохлопает его в ладоши, затем его сосед должен правильно повторить этот ритм, а после придумать  свой ритмический рисунок, который повторит его сосед и так далее. Все ребята должны контролировать правильность повторения ритмического рисунка и если нужно – исправлять.

  • Следующий луч нашей музыкальной радуги – динамика. (Слайд№10)

Давайте рассмотрим картинки и прочитаем названия динамических оттенков и вспомним, что они означают. (Слайд№11)

Ребята перечисляют названия динамических оттенков.

Педагог: Ребята, распределитесь на группы по 2 человека (может и по одному, в зависимости от количества учеников). Каждая группа, или ученик произносит слово, например: названия фруктов (груша, яблоко, лайм, айва, авокадо). Слова следует произносить слаженно ритмично и в одном темпе, непрерывно, получается своеобразный словесный хор. Назовем игру « Фруктовый сад».

Дирижируя, педагог регулирует динамику звучания «хора». Можно «включать», или «выключать» ту, или иную группу.

Как вариант усложнения задания, можно дать в руки каждому учащемуся шумовой инструмент и ритмизировать произнесение слов игрой на инструменте. Важно сказать ребятам, что мы создаём музыкальное произведение, и каждый должен внимательно смотреть на жесты дирижера и выполнять его требования.

Педагог: А теперь, по считалке выберем дирижера, который будет руководить «оркестром». (Ребята считалкой выбирают дирижера и играют в эту игру)

  • Посмотрите на следующий слайд и прочитайте название еще одного средства музыкальной выразительности. Это – темп. (Слайды №12 -№13)

Темпы разные бывают и про них ребята знают:
Быстрый – поезд мчится в поле,
А спокойный – спится вдоволь,
Темп умеренный для нас  - на уроке в самый раз!

Кириллова О.

Педагог: Послушайте звучащие музыкальные фрагменты, и определите, в каком темпе звучало произведение.

Можно предложить другую игру. Выбирается ведущий, все отворачиваются. Ведущий шагает в определенном темпе, а ребята должны определить в каком из перечисленных темпов он шагал.

  • Следующий луч нашей музыкальной радуги – штрихи. (Слайды №14 -№15)

Штрихи в музыке – это способ звукоизвлечения. Штрихи есть и в вокальной музыке и в инструментальной, у каждого инструмента есть и особенные штрихи, которые может выполнить только этот инструмент. Мы с вами повторим основные штрихи, которые сможем выполнить голосом. Посмотрите на слайды №16, №17, №18. На слайде изображен предмет, живое существо, или явление и графические линии, отображающие звучание голоса этого «предмета».

Ребята смотрят на графическую запись штрихов и выполняют задание, подражая голосу этого явления (звуку гудящего парохода, стуку дятла, звону капели)

  • Педагог: Ребята, посмотрите, на последнем слайде (Слайд №19) каждый лучик нашей радуги получил название. Давайте еще раз все вместе повторим названия средств музыкальной выразительности.

Ребята, спасибо за активную работу на занятии.

Ш. Подведение итогов. Рефлексия учащихся.

Заключение

Проведение занятия в игровой познавательной форме развивают представления о средствах музыкальной выразительности, даёт более глубокое  и осознанное понимание темы занятий  и усвоение полученных знаний, влияет на долгосрочную память ребёнка.

Как показала практика, по истечении времени учащиеся дают правильные ответы по данной теме, так как абстрактные  теоретические  понятия были  освоены в практической игровой форме. Включаясь в игру, ребята активизируют свои творческое начало, тем самым формируя художественно – творческие способности.

Чтобы теоретические знания были усвоены, нужно их прочувствовать, осознать,.

Для педагога проведение занятия в такой форме помогает быстро оценить уровень усвоения знаний  и приобретенных навыков каждого учащегося и группы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »

Как правило , особое внимание педагогам, родителем и психологам приходится уделять слабым, отстающим в учебе детям. Но я хотела бы уделить большее время одаренным детям. Обратить внимание взрослых на ...

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе по теме: «Детская ложь: способы профилактики».

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе  по теме: «Детская ложь: способы профилактики». Учитель: Дубоделова Нина Ивановна   ...

Методическая разработка плана - конспекта занятия по фортепиано на тему "Интонация - как элемент музыкального образа"

Методическая разработка плана - конспекта занятия по фортепиано на тему "Интонация - как  элемент музыкального образа"...

Урок музыки по теме "Средства музыкальной выразительности:тембр"

Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки во 2-м классе в рамках изучения темы "Средства музыкальной выразительности"...