Урок музыки по теме "Средства музыкальной выразительности:тембр"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Митрофанова Елена Викторовна

Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки во 2-м классе в рамках изучения темы "Средства музыкальной выразительности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tembr.docx334.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки во 2 классе по теме «Средства музыкальной выразительности: тембр»

Цель: Формирование представления о тембре, как об одном из средств музыкальной выразительности.

Тип урока: Открытие нового знания в форме практикума 

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научится:

  • различать на слух отдельные элементы музыкального языка (тембр);
  • прослеживать связь тембра с эмоционально-образным содержанием в прослушанном музыкальном произведении;
  • выделять особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских) и музыкальных инструментов.

Обучающийся получит возможность научиться:

реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

  •   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  •   проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Обучающийся получит возможность научиться:

следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

  • наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Музыкальный материал: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьева (фрагменты), итальянская народная песня «Санта Лючия» в исполнении Т. Синявской, Р. Лоретти, Л. Паваротти, «Догадайся, кто поёт» Е. Тиличеевой, «В доме моём тишина» Т.Боровик.

Ход урока

Организационный момент

Музыкальная разминка: приветствие, распевание с ритмическим сопровождением.

Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите вокруг. Как много разных красок в окружающем нас мире! А теперь, давайте представим, что всё вокруг нас стало серым – небо, деревья, цветы, наша одежда и даже мы. Что тогда бы произошло? (Нам стало бы скучно и неинтересно.)

- Конечно. Мы радуемся, когда нас окружают яркие краски. Чем пользуются художники, чтобы передать красоту нашей жизни в своих картинах? (Разными красками, линиями.) А композиторы? (Ответы детей.) Для композитора выразительными средствами являются музыкальные звуки. Удивительно, но звуки тоже могут быть по-разному «окрашены». Например, одна и та же мелодия, может звучать по-разному.

Знакомство с новым материалом

- Проведём эксперимент. Послушайте два музыкальных фрагмента и определите, что в их звучании разного?

Слушание темы Пети из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк» в исполнении фортепиано и скрипки

- Что вы услышали? (Одну и ту же  мелодию исполняли разные инструменты: фортепиано и скрипка.)

- А как вы определили, что звучали разные инструменты, ведь вы их не видели? ( По звуку.)

- Как вы думаете, почему инструменты издают разные звуки? (Они по-разному выглядят и на них по-разному играют.)

- Правильно! Каждый инструмент имеет свою форму и размер. Инструменты делают из разных материалов и по-разному извлекают из них звуки (щипком, ударом…)

                                                                

   

- Вот, сколько причин влияет на звук инструмента, на его «окраску», которую музыканты называют французским словом «тембр», что означает «отличительный знак, метка». Значит, тембр - это та особенная окраска звука, которая отличает звучание одного инструмента от другого. Повторите это слово. (Тембр.)

- Но есть один древний и необыкновенный инструмент, который нельзя увидеть и потрогать, а можно только услышать. Что это за инструмент? Кто отгадает эту загадку? (Ответы детей.)

- Это человеческий голос, который является лучшим музыкальным инструментом. Он обладает самым запоминающимся звучанием. Можем ли мы перепутать голоса родных и друзей? (Нет.)

- Даже если они умышленно изменят свой голос, мы всё равно узнаем его. Чтобы подтвердить это, я предлагаю вам поиграть в игру.

Песня-игра на различение тембра  «Догадайся, кто поёт» Е. Тиличеевой

(Разучивается песня.  Затем выходит один из учащихся, отворачивается и угадывает по пению одного из своих одноклассников. Теперь выходит тот, чей голос был угадан. Для усложнения задачи, можно предложить учащимся изменить свой голос или спеть вдвоём.) 

Все:

Поиграй-ка,……., с нами,

Выходи скорей вперёд,

И с закрытыми глазами

Догадайся, кто поёт?

Один:

Эту песенку свою,

Я тебе, дружок спою.

Ты глаза не открывай,

Кто я, ну-ка, отгадай!

- В чем же загадка? Почему вы так легко определяли голоса друг друга, ведь вы не видели, кто поёт, а только слышали? (У нас у всех разные голоса.)

- А как вы думаете, почему голоса у нас разные? (Потому, что мы все отличаемся друг от друга.)

- Действительно, все люди неповторимы. У всех нас разные черты лица, цвет волос и глаз, возраст, пол. Кроме того, у нас по-разному устроены голосовые связки. Благодаря их вибрациям звучит наш голос. Это легко можно ощутить, если положить во время пения пальцы на горло. Попробуйте это сделать. (Действия детей.)

- У каждого из нас свой, не похожий на других, оттенок голоса. И вы уже знаете, что эту особенную, неповторимую «окраску» голоса называют словом «тембр». Повторите это слово. (Тембр.)

- А сейчас мы проведём еще один эксперимент. Послушаем фрагменты звучания разных певческих голосов, а вы, по тембру, определите, в каком из них звучал  мужской, женский или детский голос.

Слушание итальянской народной песни «Санта Лючия» исполнении женского, мужского и детского голосов

(Ответы учащихся.)

- Правильно! А как вы отличали, ведь вы не видели исполнителей? (По тембру. У женщин и детей голоса высокие, тонкие, светлые. У мужчин -  низкие, тёмные.)

- Правильно. Высота голоса зависит от длины голосовых связок. У женщин и детей связки короче, чем у мужчин, поэтому их голоса всегда выше.

- Своей особенной «окраской» обладает и любой звук окружающего нас мира. Закройте на минуту глаза и вслушайтесь в тишину. (Действия детей.)  

- Что вы услышали? (Шорох, топот, шепот, скрип…)

- Каких только звуков мы не услышали. Об этом мы споем в новой песне. Она называется «В доме моем тишина». Как вы думаете, как нужно ее исполнять? (Тихо.)

Разучивание и исполнение песни «В доме моем тишина» Т. Боровик

(Пение сопровождается подходящими по тексту звуками. Дети сами находят нужные звуки на инструменте и в окружающих немузыкальных предметах.)

1. В доме моем тишина.

    В доме моем я одна.

    Только где-то шуршунчики шуршат (2раза)

   (Дети шуршат, потирая ладошки)

   Говорком: Шуршунчики шуршат (2 раза)

2. В доме моем тишина.

    В доме моем я одна.

    Только где-то стукунчики стучат (2 раза)

   (Дети щелкают ногтем по столу)

Говорком: Стукунчики стучат (2раза).

Шуршунчики шуршат (2 раза).

3. В доме моем тишина.

    В доме моем я одна.

    Только где-то скрипунчики скрипят (2 раза).

    (Дети водят ногтем по столу).

    Говорком: Скрипунчики скрипят (2 раза).

    Стукунчики стучат (2раза).

    Шуршунчики шуршат (2 раза).

4. Звучунчики звучат.

5. Бурчунчики бурчат.

6. Сопунчики сопят.

- Ребята, попробуйте придумать продолжение этой песни. (Сочинение и озвучивание детьми своих куплетов.)

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Итак, сегодня вы познакомились с одним очень важным выразительным средством музыки. Тембр высоко ценится в музыке, не меньше, чем краски в живописи. Всевозможные краски, сочетаясь в картине, радуют наш глаз. Всевозможные тембры, сочетаясь в музыке, радуют наш слух. Как вы думаете, где можно собрать большое количество самых разных тембров? (В оркестре.)

                                                         

- Правильно. Симфонический оркестр обладает исключительными возможностями. Если мы услышим одно и то же произведение сначала в исполнении одного инструмента, а затем в оркестре, то получится так, будто мы увидели сначала набросок карандашом, а потом яркую картину, написанную красками.

- Великий русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку.

                                                                       

- Он написал сказку «Петя и волк» о смелом мальчике Пете, который спасает своих друзей от злого волка. Она учит различать тембры разных инструментов. Каждого персонажа в сказке изображает какой-то один музыкальный инструмент. И только образ Пети изображают струнно-смычковые инструменты: скрипки, альт и виолончель.

                                                                               

 

- У Пети светлая, простая мелодия и её вы уже слышали в начале нашего урока.

                                                                               

- Мелодия птички напоминает чириканье. Её исполняет высокий деревянно-духовой инструмент – флейта.      

                                                                                

- Гобой, исполняющий в сказке тему утки, по своему тембру похож на кряканье.

                                                                                   

- Крадущиеся движения кошки исполняет деревянно-духовой инструмент – кларнет.

                               

                                                                                   

- Инструмент, который называется фагот, звучит очень низко, с хрипотцой. Композитор поручил ему исполнять мелодию дедушки.

                                                                                             

- Валторна относится к группе медно-духовых инструментов. Её тембр звучный и сильный. Сразу три валторны исполняют тему волка в сказке.

                                                                                           

- Охотники стреляли из ружей. Чтобы это изобразить в сказке, композитор использовал ударные инструменты – барабаны и литавры. Сейчас вы услышите, как темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра.

Слушание фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева

- Подходят голоса инструментов по своему тембру образам героев? (Ответы детей.) Как важно было для композитора выбрать тембр, который бы так прекрасно передал характер каждого персонажа. Поэтому темы героев запоминаются с первого раза и их невозможно спутать друг с другом.

Итог урока. Рефлексия

- Итак, сегодня вы узнали, что у каждого музыкального инструмента и голоса есть своя особенная окраска. Как её называют музыканты? (Тембр.)

- Где можно услышать большое количество самых разных тембров? (В оркестре.)

- Какой композитор сочинил симфоническую сказку «Петя и волк»? (С.С.Прокофьев.)

- Какие инструменты вы услышали в сказке? (Ответы детей.)

- Какие песни вы сегодня пели? («Догадайся, кто поёт», «В доме моём тишина».)

- Молодцы! Вы отлично поработали и каждый сегодня достоин похвалы!

Музыкальное прощание