Урок музыки по теме "Музыкальная форма:рондо"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Митрофанова Елена Викторовна

Представленный материал предназначен для использования на уроках музыки в 3 классе общеобразовательной школы в рамках изучения темы "Формы и жанры музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_po_teme_rondo.docx288.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки по теме «Музыкальная форма: рондо»

Пояснительная записка

Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки в 3-м классе общеобразовательной школы в рамках изучения темы «Формы и жанры музыки». 

Урок включает в себя различные виды деятельности: хоровое пение, восприятие и размышление о музыке, танцевальная и ритмическая импровизация. Развитию творческой  фантазии способствует  сочинение детьми собственной сказки по картинке и «озвучивание» ее  голосом, музыкальными инструментами, «звучащими жестами».

Материал урока представлен в большом объёме. Это даёт возможность выбрать учителю нужное количество творческих заданий во всех видах музыкальной работы с детьми.

Цель: Формирование представления о форме рондо.

Задачи:

  • Развивать умение определять музыкальную форму рондо;  навыки хорового пения; музыкальной творческой активности; способности к восприятию музыки; умения импровизировать, сравнивать и анализировать.
  • Воспитывать любовь и интерес к музыке; потребность в общении с музыкальным искусством.

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающийся научится:

  • слушать, определять характер музыкального произведения;
  • выделять особенности музыкальной  формы рондо, типов  развития  (повтор,  контраст);
  • выполнять задания творческого характера;
  • сочинять ритмические  рисунки в форме рондо (с повторяющимся рефреном);
  • исполнять хоровые произведения в форме рондо;
  • импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • использовать  знаково-символические  средства  и схемы для решения задач;

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Музыкальный материал: Романс «Спящая княжна» А. Бородина, «Зачем нам выстроили дом», «Классное рондо» Д.Кабалевского.

Ход урока

Организационный момент

Музыкальная разминка: приветствие, распевание с ритмическим сопровождением.

Актуализация знаний

- На прошлых уроках вы познакомились с различными формами музыки. Какими? (Одночастная, двухчастная, трехчастная, вариационная.)

Знакомство с новым материалом

- Сегодня вы познакомитесь с ещё одной музыкальной формой. Начнём мы это знакомство с исполнения знакомых вам попевок  «Мы - третьеклассники», «Мы - девочки», «Мы - мальчики». Но споём их в таком порядке: весь класс, мальчики, весь класс, девочки, весь класс (Исполнение.)

- У нас получилась новая форма – рондо. Одна и та же тема («Мы - третьеклассники») чередуется со звучащими, только по одному разу, эпизодами («Мы-мальчики» и «Мы-девочки».) Вы услышали новые термины. Какие? (Рондо, эпизод.)

- Слово «рондо» - французское. Оно означает «круг», «круговая песня». Рондо - это хороводный танец, в котором главную мелодию (рефрен) исполняют все участники, а эпизоды - группы, выходящие в центр круга. С главной темы (рефрена) обычно начинался и ей же заканчивался танец, образуя как бы замкнутый круг.  Давайте попробуем воспроизвести этот танец под песню «Классное рондо». (Дети, взявшись за руки, не спеша, исполняют главную мелодию «Мы - третьеклассники». Затем мальчики выходят в центр круга, исполняют свой эпизод, сопровождая маршевыми движениями. Вновь все встают в общий хоровод и исполняют главную мелодию. Далее девочки импровизируют танцевальные движения, выходя в центр круга и исполняя эпизод «Мы - девочки». И вновь все встают в общий хоровод. Исполнение группами эпизодов можно сопровождать хлопками.)

- Молодцы!

Ритмическая импровизация

- А теперь попробуем исполнить ритмическое рондо. Рефрен исполняет весь класс, далее кто-либо из вас придумывает свой мотив. Затем вновь весь класс исполняет рефрен, а продолжает кто-то один и т.д. (Эпизоды можно прохлопать, а также исполнить на различных ритмических музыкальных инструментах.)

- Итак, мы выяснили, что музыкальная форма рондо произошла от французского хоровода. Музыка в этой форме, как и в хороводе, основана на многократном повторении припева, у которого есть специальное название - рефрен. А запевы называются эпизодами. Приготовьте свой «музыкальный конструктор» и составьте схему рондо (Используя различные геометрические фигуры, дети составляют схему: рефрен – круг, эпизоды – другие фигуры.)

 

- Подобный принцип  сопоставления разных частей встречается не только в музыке. Вот пример - хорошо знакомая вам сказка А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Посмотрите внимательно на эту картинку.

         

- Какое событие в этой сказке постоянно повторяется? (Встреча старика с рыбкой.). Есть в сказке и  события переменчивые. Какие? (Желания старухи.)

Получается, эта сказка строится по принципам той же цепочки, что и музыкальные произведения в форме рондо.

Сочинение сказки

- А теперь попробуйте сочинить свою сказку по следующей картинке.

- Каких персонажей вы видите? (Человек, собака, кошка, заяц, слон.) Какой персонаж появляется несколько раз? (Человек - главный герой.) Все остальные персонажи появляются в сказке только по одному разу. (Дети сочиняют свою сказку и озвучивают ее персонажей голосом, игрой на инструментах, хлопками и т. д.)

- Молодцы! У вас получилась замечательная сказка!

Беседа и слушание романса А.П.Бородина «Спящая княжна»

- Представьте, что вы - композиторы. Я буду читать стихи, а вы подумайте, какую бы вы написали музыку к этому фрагменту?

(Учитель читает спокойной, неторопливой интонацией начальные строки  текста романса «Спящая княжна».)

Спит. Спит в лесу глухом,

Спит княжна волшебным сном,

Спит под кровом тёмной ночи,

Сон сковал ей крепко очи.

Спит, спит.

(Музыка была бы мягкой, спокойной, напевной, как колыбельная.)

- Изменится ли характер музыки в следующей части?

(Учитель читает более твердой  интонацией следующие строки текста.)

Вот и лес глухой очнулся,

С диким смехом вдруг проснулся

Ведьм и леших шумный рой

И промчался над княжной.

(Характер музыки будет другой – взволнованный, подвижный и т.д.)

- Продолжим (учитель читает текст: строки о княжне – спокойной, сонной интонацией,  о богатырях – более решительной, твёрдой интонацией.)

Лишь княжна в лесу глухом

Спит все тем же мёртвым сном.

Спит, спит.

 Слух прошёл, что в лес дремучий

 Богатырь придёт могучий,

 Чары силой сокрушит,

 Сон волшебный победит

 И княжну освободит, освободит.

 Но проходят дни за днями,

 Годы идут за годами...

 Ни души живой кругом,

 Все объято мёртвым сном.

 Так княжна в лесу глухом

 Тихо спит глубоким сном;

 Сон сковал ей крепко очи,

 Спит она и дни, и ночи.

 Спит, спит.

- Какую бы форму вы выбрали  для сочинения музыки на эти слова? (Рондо.)

- А теперь я предлагаю вам послушать романс А.П.Бородина «Спящая княжна» и проверить, правильно ли мы предположили? (Ответы детей.)

Разучивание песни «Зачем нам выстроили дом» Д.Кабалевского

(Слушание, определение формы произведения, разучивание и исполнение с учителем.)

Итоги урока. Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу. Вы довольны своей работой на уроке? (Ответы детей.)

- Что нового вы сегодня узнали? (Форму рондо.)

- Что означает французское слово «рондо»? (Круг.)

- Как строится форма рондо? (Главная тема чередуется с контрастными эпизодами.)

- Какие задания на уроке вам понравилось выполнять больше всего? (Ответы детей.)

- На следующий урок подберите другие сказки, в которых чередование персонажей будет сходно с формой рондо.

- Молодцы! Вы отлично поработали и каждый сегодня достоин похвалы!

Музыкальное прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Урок №5 Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Принцип построения формы «рондо»

урок музыки  в 3 классе "Принцип построения формы «рондо»"УМК «Школа 2100».Музыка Учебник  для 3 класса  общеобразовательных  учреждений.Авторы: В.О.Усачева, Л.В.ШколярБАЛАСС Москв...

презентация Тема урока: «Форма-рондо» 3 класс

презентаци к открытому уроку по теме "Форма Рондо"...

презентация Тема урока: «Форма-рондо» 3 класс

презентаци к открытому уроку по теме "Форма Рондо"...