Главные вкладки

    урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ']. Буквы Щ, щ.
    план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

    Мошникова Татьяна Владимировна

    Ход урока.

     

    1. Орг . момент .

     Снег порхает и сверкает

     В золотом сиянье дня.

     Словно пухом устилает

     Все дороги и дома.

     Сыплет, сыплет снег-снежок.

     Начинаем наш урок.

    -Как тихо падает снег,  также тихо сядьте и вы.

     

    2. Повторение пройденного материала.

    -Посмотрите  сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

    -Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу,  какие на синюю, а какие на зелёную.

     У доски 3 ученика.

    - Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

    - Какие снежинки особенные? Почему?  (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

    - Какие снежинки упадут на домик с синей крышей?  (ж, ш,  всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

    - Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).

    - Чем отличаются гласные звуки от согласных?  (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

    Итог.

    3. Сообщение темы урока.

    - Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку,  где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны

    помогать друг другу,  быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

     

    4. Введение в тему.

    - Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой.(Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)

    - Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку.  Послушайте отрывок из сказки.Узнаете, что за рыба попалась на крючок.

    Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увилел Емеля в проруби щуку.

    Изловчился и ухватил щуку в руку.

    - Вот уха булет сладка!

    Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

    - Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

    - Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

    Щука его спрашивает:

    - Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

    - Какую рыьку мы поймали? (Щуку).

    -Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).

    - Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).

    - Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)

    - Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)

    - Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).

     5. Работа над новым материалом.

    1) Вычленение звука [щ'].

    - Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)

    - Произнесите первый звук.

    - Дайте характеристику звуку [щ']. (Согласный, глухой).

    - На что похож этот звук? (На шипение)

    - Звук [щ'] шипящий.

    - Как произносится звук [щ']?(Мягко.)

    - Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

    - Давайте сделаем вывод о новом звуке.

    Вывод: значит звук [щ'] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

     

    2) Фонетическая зарядка.

    - А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ'], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.

    Ящик, ключик, , плащ, мяч, щука, туча, лещ.

    - Звуки [ч'] и [щ']очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:

    Щука проглотила щётку.

    Щётка ей щекочет глотку.

    - Не путайте звуки [ч'] и [щ'].

    3) Игра на внимание «Что лишнее».(Зрительная зарядка).

    - Давайте посмотрим, какие вы внимательные, ведь рыболовам просто необходимы терпение и внимание.

    - Что изображено на рисунках?( Овощи, щенок, сыщик, печь.)

    - Какой рисунок лишний? (Печь.)

    - Почему? ( В слове печь нет звука [щ'].)

    - Составьте предложение с предметом, который вам больше нравился.

    4) Звуко - буквенный анализ слова щука.

    - Смотрите, на удочку попалась ещё одна щука.

    - Составим схему слова щука.

    Один ученик составляет схему у доски, остальные на парте.Проверка.

    - Дайте характеристику каждому звуку.

    [щ]- согласный, глухой, мягкий.

    [у]- гласный, ударный.

    [к]- согласный, глухой, твёрдый.

    [а]- гласный, безударный.

    - Сколько в слове слогов? (Два.)

    5) Знакомство с буквой Щ.

    - Звук [щ'] обозначается буквой Щ.

    - На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)

    6) Работа по букварю.

    -Потренируемся читать слова с новой буквой.

    - Найдите в букваре слово щука.

    - Прочитаем первый столбик.

    - Что такое чаща? (Густой лес)

    -Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).

    - Прочитаем третий столбик. Чем различаются эти слова? (Различаются первой буквой).

    - Подготовьтесь читать четвёртый столбик.

    - В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ']. Прочитайте слова правильно.

    -Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.

    - Найдите её название по схеме, данной в учебнике.

    - Какую рыбу мы поймали? (Леща).

    -Скоолько в этом слове звуков, букв?(Четыре).

    -Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий).

    - Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.

    - Послушайте сказку.

    Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат  -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

    - Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

     - Прочитайте правило в учебнике.

    - Запомните это правило.

     ФИЗМИНУТКА.

    6.Формирование навыков чтения.

    _ Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

    Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".

    Чтение считалочки про себя и вслух.

    - Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).

    - А лещ какой? (Проворен и умён)

    7.Работа в парах.

    -Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки?(В игре).

    - Вспомните считалочки и поиграйте в паре.

    Дома вы можете найти и прочитать считалочки и стихи, где встречается буква Щ.

    8. Итог урока.

    -Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

    - Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)

    - Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)

    - А кто выпустит обратно в воду?

    - Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?

    - Какой звук узнали? ([щ]).

    - С какой буквой познакомились? (Щ).

    - Какое правило узнали на уроке?(ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

    -Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

    - Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.

    -Урок окончен.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon untitled0.doc23.69 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                      Ход урока.

    1. Орг . момент .

     Снег порхает и сверкает

     В золотом сиянье дня.

     Словно пухом устилает

     Все дороги и дома.

     Сыплет, сыплет снег-снежок.

     Начинаем наш урок.

    -Как тихо падает снег,  также тихо сядьте и вы.

    2. Повторение пройденного материала.

    -Посмотрите  сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

    -Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу,  какие на синюю, а какие на зелёную.

     У доски 3 ученика.

    - Какие снежинки опустились на домик с красной крышей? (Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

    - Какие снежинки особенные? Почему?  (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

    - Какие снежинки упадут на домик с синей крышей?  (ж, ш,  всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

    - Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).

    - Чем отличаются гласные звуки от согласных?  (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

    Итог.

    3. Сообщение темы урока.

    - Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку,  где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны

    помогать друг другу,  быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

    4. Введение в тему.

    - Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой. (Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)

    - Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку.  Послушайте отрывок из сказки.Узнаете, что за рыба попалась на крючок.

    Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увилел Емеля в проруби щуку.

    Изловчился и ухватил щуку в руку.

    - Вот уха булет сладка!

    Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

    - Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

    - Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

    Щука его спрашивает:

    - Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

    - Какую рыьку мы поймали? (Щуку).

    -Как называется сказка? («По щучьему веленью»).

    - Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).

    - Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)

    - Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)

    - Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).

     5. Работа над новым материалом.

    1) Вычленение звука [щ'].

    - Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)

    - Произнесите первый звук.

    - Дайте характеристику звуку [щ']. (Согласный, глухой).

    - На что похож этот звук? (На шипение)

    - Звук [щ'] шипящий.

    - Как произносится звук [щ']? (Мягко.)

    - Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

    - Давайте сделаем вывод о новом звуке.

    Вывод: значит звук [щ'] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

    2) Фонетическая зарядка.

    - А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ'], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.

    Ящик, ключик, , плащ, мяч, щука, туча, лещ.

    - Звуки [ч'] и [щ']очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:

    Щука проглотила щётку.

    Щётка ей щекочет глотку.

    - Не путайте звуки [ч'] и [щ'].

    3) Игра на внимание «Что лишнее».(Зрительная зарядка).

    - Давайте посмотрим, какие вы внимательные, ведь рыболовам просто необходимы терпение и внимание.

    - Что изображено на рисунках? ( Овощи, щенок, сыщик, печь.)

    - Какой рисунок лишний? (Печь.)

    - Почему? ( В слове печь нет звука [щ'].)

    - Составьте предложение с предметом, который вам больше нравился.

    4) Звуко - буквенный анализ слова щука.

    - Смотрите, на удочку попалась ещё одна щука.

    - Составим схему слова щука.

    Один ученик составляет схему у доски, остальные на парте.Проверка.

    - Дайте характеристику каждому звуку.

    [щ]- согласный, глухой, мягкий.

    [у]- гласный, ударный.

    [к]- согласный, глухой, твёрдый.

    [а]- гласный, безударный.

    - Сколько в слове слогов? (Два.)

    5) Знакомство с буквой Щ.

    - Звук [щ'] обозначается буквой Щ.

    - На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)

    6) Работа по букварю.

    -Потренируемся читать слова с новой буквой.

    - Найдите в букваре слово щука.

    - Прочитаем первый столбик.

    - Что такое чаща? (Густой лес)

    -Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).

    - Прочитаем третий столбик. Чем различаются эти слова? (Различаются первой буквой).

    - Подготовьтесь читать четвёртый столбик.

    - В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ']. Прочитайте слова правильно.

    -Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.

    - Найдите её название по схеме, данной в учебнике.

    - Какую рыбу мы поймали? (Леща).

    -Скоолько в этом слове звуков, букв? (Четыре).

    -Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий).

    - Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.

    - Послушайте сказку.

    Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат  -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

    - Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

     - Прочитайте правило в учебнике.

    - Запомните это правило.

     ФИЗМИНУТКА.

    6.Формирование навыков чтения.

    _ Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

    Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".

    Чтение считалочки про себя и вслух.

    - Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).

    - А лещ какой? (Проворен и умён)

    7.Работа в парах.

    -Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки? (В игре).

    - Вспомните считалочки и поиграйте в паре.

    Дома вы можете найти и прочитать считалочки и стихи, где встречается буква Щ.

    8. Итог урока.

    -Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

    - Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)

    - Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)

    - А кто выпустит обратно в воду?

    - Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?

    - Какой звук узнали? ([щ]).

    - С какой буквой познакомились? (Щ).

    - Какое правило узнали на уроке? (ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

    -Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

    - Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.

    -Урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    2013-2014 уч годТема: Знакомство с буквой Н(н). Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно – ориентированного обучения с применением ИКТ.

    Предмет: обучение грамотеТип урока: открытие новых знаний.Тема: Знакомство с буквой Н (н).Цели: ·         предметные: формировать умение проводить звуковой анал...

    Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте, письмо)Тема урока: Строчная буква ф.

    Место урока в теме :76 урок в теме «Основной звуко-буквенный период»Тип урока : открытие новых знаний.Цель и ожидаемый результат (для учителя):1.Организовать деятельность детей на ознакомление с напис...

    Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте, письмо)Тема урока: Строчная буква ф.

    Место урока в теме :76 урок в теме «Основной звуко-буквенный период»Тип урока : открытие новых знаний.Цель и ожидаемый результат (для учителя):1.Организовать деятельность детей на ознакомление с напис...

    Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.

    Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука»  УМК «Перспектива»...

    Обучение грамоте. Письмо.Тема урока: «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква к.

    Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элем...

    УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

    Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...