ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку на тему

Дахова-Паршина Надежда Васильевна

Слово является важнейшей единицей лексической системы языка. В нем заключены неисчерпаемые возможности для выражения тончайших оттенков мысли, для раскрытия самых глубоких чувств.

Слово - это единство материального (звуки, фонемы, формы) и идеального (семантики, или значения). Содержательная, или «внутренняя» сторона слова, по определению ряда лингвистов (В.В. Виноградова, Д.Н. Шмелева, А.А. Потебни и др.), представляет собой явление сложное и многогранное. Эта сложность возникает потому, что большинству слов русского языка присуща полисемия, то есть способность слова иметь несколько значений.

Слова, имеющие несколько значений, дают возможность проникнуть вглубь языковых явлений, увидеть сложность языковой системы, помогают сделать нашу речь интересной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_no2.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА

Дахова Надежда Васильевна, учитель начальных классов

Слово является важнейшей единицей лексической системы языка. В нем заключены неисчерпаемые возможности для выражения тончайших оттенков мысли, для раскрытия самых глубоких чувств.

Слово - это единство материального (звуки, фонемы, формы) и идеального (семантики, или значения). Содержательная, или «внутренняя» сторона слова, по определению ряда лингвистов (В.В. Виноградова, Д.Н. Шмелева, А.А. Потебни и др.), представляет собой явление сложное и многогранное. Эта сложность возникает потому, что большинству слов русского языка присуща полисемия, то есть способность слова иметь несколько значений.

Слова, имеющие несколько значений, дают возможность проникнуть вглубь языковых явлений, увидеть сложность языковой системы, помогают сделать нашу речь интересной.

С сожалением приходиться констатировать, что наша школа мало работает как раз над лексическим значением слова. В последние десятилетия исследователи особое внимание уделяют вопросам развития речи как одной из проблем воспитания коммуникативной личности. Необходимость формирования и совершенствования речевых умений на лексическом уровне в начальной школе сегодня не вызывает сомнений. Среди понятий семантического уровня важное место занимает полисемия, или многозначность слова. Данное языковое явление свидетельствует о широких возможностях словаря: богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность.

Полисемантичные слова требуют к себе особого внимания, так как ситуации, связанные с неумелым употреблением многозначных слов, возникают на уроках (например, при написании сочинений) и в повседневной жизни. Ошибки связаны прежде всего с тем, что учащиеся нередко не знают всех или отдельных значений того или иного слова, а значит, неправильно употребляют их в речи. Наблюдения за устной и письменной речью младших школьников показывают, что в большинстве случаев они не умеют употреблять слова в переносных значениях, не осознают оттенки отдельных значений многозначных слов. Сказанное подводит к мысли о том, что уже в начальной школе следует проводить работу по формированию умений адекватно воспринимать и грамотно использовать в речи явление полисемии.

Интерес к названной проблеме и актуальность ее разработки определяется преимущественно тем, что ее решение имеет практическое значение, поскольку запас значений, их характер и способ употребления находятся в тесной связи с уровнем интеллектуального развития ребенка и являются в известной степени его показателями. Обучение полисемии является средством познания лексических явлений, развития языкового чутья, расширения словарного запаса. Выявление сходств и различий в системе значений полисемантичного слова способствует прочному усвоению знаний о закономерностях сочетаемости слов с прямым и переносным значениями.

Наиболее эффективными методами обогащения словаря учащихся многозначными словами являются такие, как слово учителя, наблюдение за языком, самостоятельная работа, игровые упражнения.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...

Статья "Формирование этнокультурных знаний в процессе изучения родного языка"

В статье представлен материал этнокультурной направленности, используемый на уроках русского языка. Сохранение народных традиций, знание устного народного творчества, литературы и этнографии формируют...

«Образные средства языка и обогащение словаря учащихся начальной школы».

Вашему вниманию предоставляется работа по русскому языку и       методике его преподавания на тему:      «Образные средства языка и обогащение словаря учащихся ...

Обогащение словаря школьников начальных классов

  Словарный  запас  младших  школьников  продолжает  оставаться  ограниченным, в  частности, по  лексике  человеческих  отношений. Эта ...

Формирование ценностного отношения учащихся начальных классов к здоровью в процессе учебной и внеучебной деятельности

Материал представляет собой публичное представление собственного инновационного педагогического опыта....

Выпускная квалификационная работа "Изучение антонимов как средство обогащения словаря учащихся начальных классов"

Практическая значимость данной работы заключается в том, что теоретические сведения, методические рекомендации, упражнения, выводы могут служить опорой учителям начальных классов на уроках русского яз...