Приемы работы по уточнению и обогащению словаря учащихся начальной школы.
статья по русскому языку по теме

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы по уточнению и обогащению словаря учащихся начальной школы.

Речь – это один из  видов  общения,  которое  необходимо  людям  в  их совместной деятельности,  в  социальной  жизни,  в  обмене  информацией,  в познании, в образовании. Она   обогащает   человека,   служит   предметом искусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора,  и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь  выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь –  это речь мысленная, протекающая, хотя  на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана  на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его  собеседники  или  слушатели.

Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. Проблема развитой речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. На современном этапе над этой проблемой работают педагоги-практики, методисты Т.Г.Рамзаева, М.Р.Львов, М.С.Соловейчик, Т.А.Ладыженская.

  Современная школа должна подготовить человека чувствующего, думающего, мыслящего, умеющего рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить. Как известно, для ребенка развитая речь - залог успешного обучения и развития. В системе общего развития учащихся развитие речи является общепредметной задачей. Но ведущая роль уроков русского языка и чтения – развитие речи во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия; во всех ее формах: внутренней и внешней (устной и письменной).

Освоение учащимися коммуникативной функции языка - это умение адекватно воспринимать и использовать речь. Уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в реальный мир. Развитию этих умений  могут способствовать активные формы, методы и приемы обучения. К ним относится проблемная ситуация, игра, обучение через деятельность, групповая и парная работа. Считаю это основным, на чем  должно базироваться обучение в начальной школе.

Для успешного речевого развития ребенка необходимы условия:

  - Хорошая речевая среда для учащихся: речь взрослых, язык учебников, художественная литература, фольклор и т. д.

  - Постоянное обогащение содержательности речи.

  - Речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи учащихся, речевая практика для детей, потребности и  возможности самостоятельной речи.

  - Наличие личностно значимого материала, на котором ведется обучение.

  -Атмосфера постоянного внимания к языку и речи.

 Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей.

Формировать речь – значит, формировать речевые умения. Для успешного формирования речевых умений необходима опора на знания, только они позволяют сделать речевые действия осознанными. Поэтому уже в 1 классе необходимо вооружить учащихся определенными знаниями о речи. Начинаю эту работу с первых уроков обучения грамоте. Одно из речевых умений связано с определением темы высказывания или рисунка.  На данном этапе стараюсь научить детей точно отвечать на вопрос «О чем скажу?», чтобы определить тему, и «Что скажу?», чтобы выяснить главную мысль.

 Формирую у детей общее понятие о тексте, его смысловой цельности и связности, так как « конечная цель работы по развитию речи – научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать  текст, речевое произведение,  высказывание.

Словарная работа является  ведущим  направлением  в  развитии  речевой деятельности учащихся. Скудный  словарный  запас  ученика лишает его успешной работы. Верный путь к слову - это обогащение словаря.      Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная  письменная,  литература:  слово  в  тексте  всегда  как   бы   высвечивается семантически и художественно. Богатство словаря – признак высокого развития человека.

Слово – это часть строительного  материала  для  предложений,  ключ  к пониманию всего предложения. Очень важно развивать у учащихся умение замечать слова, значение которых им неизвестно. Незнакомое слово – самое  главное препятствие в обучении. Если ребёнок не умеет вникать  в  смысл  слова, плохо понимает  или  вообще  не  понимает  его  значения,  он  всегда  будет страдать от непонимания самого предмета.   Использую следующие способы толкования значения слов: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической  структуры слова и словообразования.

Уже с первого класса формирую у детей навыки пользования словарями и в течение четырех лет обучения в начальной школе приобщаю их к работе со справочной литературой. Каждый словарь – своеобразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы:

-как произносить слово? (скучный или скушный)

- как правильно сказать? (ботинков или ботинок)

- какого рода слово? (тюль, шампунь)

- изменяется ли слово? (шимпанзе)

- что обозначает слово? (гроза) и т. д.

Какое удивление, радость познания чувствуют дети, когда проникают в слово, используя толковый словарь, узнают многозначность слов, прямое и переносное  его значение.

Младшие школьники почти не затрудняются устно передавать содержание прочитанного, но затрудняются рассказать о своих собственных впечатлениях или переживаниях героев художественного произведения. Речь их бедна словами, называющими и оценивающими чувства, отношения людей. Поэтому на уроках русского языка и чтения работе с такой лексикой уделяю много внимания. Без словаря и тут не обойтись. Изучаем произведение  А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

- Назовите качества царицы. (Злая, бессердечная, хвастливая, гордая, завистливая, упрямая.)

- Какими качествами обладала молодая царевна? (Добрая, верная, трудолюбивая, доброжелательная.)

- Как вы понимаете значение этих слов?

- Подберите слова с противоположным значением. Используйте «Школьный словарь антонимов русского языка». М.Р.Львова.

В уточнении и обогащении активного словаря младших школьников значение синонимов огромно. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Синонимия в языке свидетельствует о его богатстве и выразительных возможностях. М.Р.Львов справедливо отмечает, что, «чем больше в словарях синонимов, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя». Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль, предупреждают повторы одного и того же слова. Ученики преодолевают путь от произнесения слова до осмысленного включения в текст. Работу над синонимами  провожу поэтапно:

1) Подбор слов, близких по смыслу.

2)Выделение синонимов в тексте.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.              И.Токмакова

 

3)Введение слов-синонимов в контекст.

Олени (безразлично, тихо, спокойно, равнодушно) паслись на поляне.

Выбор синонима учащиеся обосновывают.

4)Использование синонимов в связной речи.

С целью развития ло гического мышления, лингвистического чутья беру текст, иск лючаю из него все прилагательные, пред лагаю вставить слова, выбирая их из сино нимического ряда. Это задание применяю в качестве подготовки к написа нию связных текстов.

Изучив происхождение слова, строение, произношение, написание, его значение, оживляем слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. Связываем слово с конкретной речевой ситуацией. Моя  задача  –  не  просто  познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать  его  объектом наблюдения, анализа,  учитывая  его  этимологию.  Чтобы  добиться  этого, прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово. (Живым, трепетным, ласковым, красивым, поющим, искренним и так далее.)

     Использую эффективный механизм конструирования внутренней и внешней сторон речи – прием «слово – магнит».

 Представляю детям слово как существо живое, которое способно, как и человек радоваться, грустить, быть добрым или злым и коварным. Различать добрые и злые слова нам помогает их смысл. Лексическое значение слова находим  в толковом словаре. Добрые слова отмечаем знаком «+», злые знаком « - ».

- Произнесите слово «солнце».

- Определите, доброе оно или злое.

- Представьте, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите слова, которые способны притягиваться к данному слову (по принципу: доброе тянется к доброму).

Вариант выполнения задания. Слово  солнышко (+):солнечный день, голубое небо, птички, бабочки, букашки, звонкие песни, радость, лесная поляна, тепло, дети, игры.

У каждого свои варианты. А в целом происходит непроизвольное наращивание лексики, мотивированной внутренними мыслительными  ассоциациями ребенка.

Подобранные слова – это «речевые кирпичики», из которых  можно построить целое здание, т. е. составить свой связный письменный  рассказ.

На небе нет ни одного облачка. Светит ласковое солнышко. Его любят все. Птички, бабочки, букашки выбрались на солнышко и резвятся на поляне. Им весело. Не надо их ловить!

Слово является символом, знаком предметов, признаков, явлений, нас окружающих. Слова концентрируют общественный опыт, поэтому словарный состав языка можно рассматривать как своеобразный ключ к миру.

Работа с многозначными словами  становится более эффективной, если требует решения проблемы. Что есть общее у слов человек и солнце?

 У слов есть удивительное свойство: между ними можно устанавливать связи, находить что-то общее. Мы можем взять два разных слова и найти то, что будет объединять их. Этот вид работы называю «Мостик».  Например, слова кит и небо может объединить слово голубой. Попробуйте и вы найти такое слово-мостик, которое будет общим для слов овраг и мысль, человек и солнце, пирожки и сердце, поворот и разговор.

     Младшие школьники мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Поэтому работа по развитию речи учащихся предполагает введение в их словарный запас не только слов с отвлеченными понятиями и с различными смысловыми оттенками, но и фразеологических сочетаний. Знакомство учащихся с фразеологизмами стало для меня целенаправленным элементом лексической работы в системе развития речи детей. С понятием  «фразеологический оборот» знакомлю учащихся в процессе игрового упражнения «Закончи фразу»:

Сколько лет, …(сколько зим).

Не по дням, а по …(часам).

Как ни в чем …(не бывало).

Мастер на все …(руки).

- Знаете, почему вы все правильно договаривали? Да потому, что слова  в этих выражениях, сохраняя свое прямое  значение, так тесно срослись, что обязательно одно тянет за собой другое, входящее в оборот.

Уже в период обучения грамоте при чтении  русских народных сказок дети встречаются с фразеологическими выражениями: в тридесятом царстве; по щучьему велению; молочные реки, кисельные берега. Для полного понимания  истинного смысла этих выражений включаю их в лексическую работу.

Часто фразеологические обороты помогают отразить  внутреннее состояние человека: диву даваться; гора с плеч; была не была! Всей душой.

Давая четкое толкование фразеологизма, поясняя его смысл путем лингвистических и логических рассуждений, учащиеся включаются в активную умственную деятельность, задумываются над значением слов и выражений. На уроках русского языка использую ситуативные тесты с заданием вставить пропущенные выражения: «Однажды подружки пошли в лес за грибами. Вдруг на лесной опушке они столкнулись … с огромным медведем. От страха  девочки … к  домику лесника». ( Для справок: носом к носу; во весь дух помчались; сломя голову, быстро побежали.)

Дополни синонимический ряд: бездельничать, …(бить баклуши; валять дурака; сидеть сложа руки.)

Найди фразеологизмы:

 Запели молодцы.

 Кто в лес, кто по дрова.

 

 В ушах у гостя затрещало

 И закружилась голова.

Составь, придумай предложения, рассказ, сказку, употребляя фразеологизмы:

мастер на все руки; намотай себе на ус.

 Я убедилась, что устойчивые обороты речи помогают детям  понять внутреннее психологическое состояние человека, мир его переживаний и характер отношений с другими людьми. Познание  обогащает  словарь детей, формирует образность мышления и речи.  Умение правильно пользоваться  фразеологическим  богатством  позволяет достичь большей выразительности высказывания. Сказать  о чём-то выразительно – это значит, в какой-то  мере  усилить  впечатление  от своей  речи,  воздействовать  на  чувства  слушателей,  заставить   обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. Чем речь человека точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее  он для общества.

Как « разговорить» ребенка на уроке?

Учебная ситуация обычно не располагает к откровенности, да и многие дети не владеют речевыми умениями. Для того чтобы обеспечить успешное речевое развитие ребенка, сформировать у него готовность к разнообразной речевой деятельности, с первых дней обучения  создаю  на уроке условия свободного и интересного общения. Провожу  речевые разминки. Это короткие по времени динамичные речевые упражнения, главная их цель – развитие речевых умений строить диалог, рассуждение, описание, рассказ. В зависимости от цели упражнений, выделяю три типа речевых разминок: 1) вопрос-ответ, 2) игровой диалог, 3) воображаемая ситуация. Игровое упражнение  «Вопросы «цепочкой». Условия игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые будут слова «да», «нет». 

  – О чем ты задумался?                                                                              

          –  Почему такой грустный?                                                                                   

Упражнение «Встреча» проводится  в форме ролевой игры, используются элементы перевоплощения. Один ученик получает картинку с изображением грустного котенка, другой – с изображением веселого. Речевое упражнение представлено в виде графической схемы, которая определяет путь диалога.

1)Что тебя огорчило?                                         Я заблудился.

                                                                             Я хочу есть.

                                                                         Я потерял друга. 

2)Почему ты такой веселый?                         Удалось слизать сметану.

                                                                           Убежал от злого пса.

Чем чаще дети участвуют в организованном непринужденном диалоге, слышат обращенную к ним речь, опирающуюся на их восприятие, тем успешнее развивается их речь. Ребенок знает, о чем спросить, знает, как ответить, но в то же время сохраняет за собой свободу выбора.

Более сложная речевая разминка «Воображаемая ситуация» - переходное упражнение от диалога к монологу. Вывешиваю на доске схему- опору (профиль головы человека) и рисую в ней солнце, вишни.

- Отгадайте, о чем я думаю? (О лете, о том, как будете собирать спелые вишни.)

- Нарисуйте, о чем думаете вы. Расскажите.

Рассказы детей: « Я нарисовал машинку. Мне хочется, чтобы ее мне подарили. Хорошо, если бы это был самосвал синего цвета с большим кузовом».

  Создание речевых ситуаций вызывает у детей потребность поделиться своими  мыслями, свои переживания они охотно претворяют в речь. Младших школьников привлекает  такая работа, она рождает  вдохновение, а главное, является эффективным средством, побуждающим к высказыванию. 

Учу младшего школьника переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова. И тут же  речь ребенка приобретает ясность и яркость. Помогает мне в этом использование комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности -  рисование, речь, игру.   

1. Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего.

Цель – обучение составлению устного текста повествовательного типа. Суть метода заключается в том, что дети одновременно заняты в двух видах деятельности: рисовании и рассказывании. Рисование является для ребенка знакомым видом деятельности, поэтому этот метод   применяю в первый год обучения. Предлагаю детям сказочный сюжет для рассказывания, дети его развивают и дополняют. Изображение «действующих предметов» по ходу повествования представляет собой составление иллюстративных опор для последующего самостоятельного воспроизведения сочиненного текста. Эта работа вызывает у ребенка  чувство уверенности  в собственных силах, что стимулирует   процесс творчества.

Данный метод реализуется в двух  разновидностях.

1) Дети совместно с учителем  составляют план повествовательного текста с элементами  описания при помощи изобразительных средств. Такой вид деятельности  сводится к рисованию, сопровождающемуся рассказом. Литературным материалом служат известные детям  стихи, песни, загадки о радуге, солнце, дожде. Создание  на таком занятии проблемной ситуации позволяет расширить творческие возможности ребенка.

2) Дети коллективно составляют текст повествовательного типа с элементами описания по опорам – иллюстрациям. Мотивация этого действия - в характере текста (сказка-путешествие с высоконравственной целью – чье-то спасение).

- Куда отправляется наш герой?

- Что произойдет с ним?

- Как обычно заканчиваются сказки?

-  Чему будет учить сказка?

2. Метод, основанный на знаменитом магическом «если бы…».

Чтобы проникнуть «внутрь» любого произведения – словесного, музыкального, изобразительного – необходимо отождествить себя с каким-то персонажем и уже потом передавать мысли и чувства героя. Ребенок переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, пытается осмыслить новые обстоятельства и сочинить текст о себе или воображаемом  персонаже.  На   первых этапах – это перенесение реальных героев в хорошо знакомые обстоятельства и составление текста от лица этих героев.  Составление такого рассказа объясняет ребенку, что говорить, кому и зачем, и, таким образом, мотивирует процесс порождения текста.

«Подарите сюжет» - так называется вид занятия, где нужно рассказать об увиденном, услышанном, поразившем ребенка. Здесь основой образного мышления служат наблюдения за окружающим миром, пристальное внимание ко всему, что происходит вокруг нас. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, язык природы. Только надо научить их видеть, всматриваться в окружающий мир. Наблюдать глубоко, фиксировать свои наблюдения помогают творческие карты, которые заполняются учащимися в процессе наблюдений.

Рябина.

        Ассоциации (гроздья, осень, парк, снегирь)

        Рифмовка (рябина – калина, корзина, паутина, осина)

        Цвет (яркий, оранжевый, красный, светло-зеленые листья)

        Звук (тихий плач, стук мерзлых ягод по стеклу)

        Запах (мороза, дождя, свежести, сырости)

        Форма (круглые бусинки, листья-елочки)

        Характер (щедрая, безмолвная, грустная, гордая).

Описанные выше методы и приемы  способствуют не только формированию умения выражать свои чувства в устной речи, но и вызывают речевую активность у учащихся, которая проявляется в их общей коммуникативности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить.

 Овладение письменной речью требует от ученика выполнения ряда действий, не характерных для устной речи, в частности таких, как отбор слов для точной и выразительной передачи мысли, членение речевого потока на предложения, обеспечение контекстности связной речи. Письменная речь всегда сложнее и полнее устной, предложения крупнее, чаще употребляются  конструкции,  осложняющие  предложения,  больше книжных слов. Особо важное место в системе развития речи занимает сочинение: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Написание сочинения – сложный процесс, потому что требуется не только сформулировать свою мысль и найти средства ее выражения, но и желание, умение осуществлять этот процесс, т. е. иметь речевой опыт в осуществлении данной работы. «Писать хорошо можно лишь о том, что знаешь, что волнует тебя. Поэтому очень важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать: материала должно быть в избытке, в противном случае трудно ждать успеха», - пишет профессор Т.А.Ладыженская.

В своей практике  к написанию сочинения любого вида, будь то сочинение по впечатлениям или наблюдениям, сочинение-описание, сочинение смешанного типа, веду большую подготовительную работу.

 Во-первых, тему сочинения сообщаю за несколько дней до его написания. Учимся выделять широкую и узкую тему высказывания. К примеру, по теме «Начало весны» определяем несколько микротем.

- О чем можете написать?

                   О весне в лесу.

                   О прилете птиц.

                   О весне в саду.

                   О пробуждении животных весной.

                   О весне на реке.

Во-вторых, создаю речевую ситуацию, обеспечиваю необходимый эмоциональный настрой, стараюсь пробудить интерес к работе, организую наблюдения, обсуждение задач.

В-третьих, организую предварительную подготовку – создание базы необходимого материала  для последующей работы. Накопление идет через серию уроков изучения одной темы по разным предметам (русский язык, чтение, технология, окружающий мир). Организую накопление знаний, впечатлений.

Подбираем с детьми рассказы, сказки, стихотворения о весне, читаем их.

- Что слышите, чувствуете, когда произносите слово весна?

- Какой она вам представляется?

Читаем стихотворение Ф.Миронова «Где прячется весна?», отвечаем на вопрос словами поэта и тут же отправляемся с учащимися в школьный двор поискать, где же спряталась весна, с чего она начинается.

Провожу подготовительную работу над словом, предложением, текстом. Например, дети  под диктовку записывают предложение  Весеннее солнце уронило лучик золотой.

- Почему автор употребил слово уронило? Ведь можно было сказать бросило, кинуло, швырнуло? Где на земле можно увидеть лучик? Во что он превратился? (В одуванчик, в ромашки, в цветки мать-и-мачехи.)

Разбившись на группы, дети подбирают пословицы, поговорки, загадки, в которых говорится о весне, ее приметах, явлениях.

Перед написанием сочинения не даю примерный текст для подражания, не обсуждаем, кто о чем будет писать. Поэтому сочинения не похожи одно на  другое, ведь каждый автор выражал свои мысли и чувства.

Значительное место в системе работы по развитию речи отвожу обучению написанию изложений. Наиболее эффективным в развитии связной письменной речи являются изложения с продолжением. Это незавершенные тексты, которые школьник должен завершить сам, придумать развязку описываемого события или растолковать его смысл. Для работы подбираю такие тексты, о которых можно с большей степенью вероятности  предположить, что они  неизвестны детям, чтобы они могли создать свое продолжение, не зная подлинника. Читаю текст, останавливаюсь там, где повествование достигает наивысшего напряжения. Для завершения текста школьнику надо самому найти решение сложного конфликта, придумать выход из трудной ситуации, описать развязку, исходя из логики текста. А иногда просто проявить фантазию. Учащимся не предлагаю, не подсказываю и тем более не навязываю свои идеи.

 Авторское завершение текста сообщается классу только на этапе анализа работы. Обсуждение детских работ становится настоящей школой культуры речевого общения. Так как дети учатся ясности формулировок, умению убедительно аргументировать, внимательно слушать друг друга, (ведь им интересно узнать, как одноклассники завершили рассказ) быть готовыми для принятия новых доводов и пересмотра своих позиций.

Атмосфера сотрудничества, использование активных методов, приемов работы на уроке, целенаправленное усиленное внимание к слову, предложению дали результаты. Значительно обогатилась новыми словами  речь детей, расширился лексический запас. Дети усвоили и применяют в устной и письменной речи неизвестные ранее обороты и выражения. Письменные высказывания учащихся отличаются содержательностью и логичностью. У многих учащихся пробудилась потребность познания слова через словарь. Большинство детей говорит связными предложениями, они могут полно охарактеризовать предмет или ситуацию.

          Целенаправленная систематическая работа по развитию и совершенствованию речи учащихся  способствует общему развитию младших школьников, формирует их личностные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...

«Образные средства языка и обогащение словаря учащихся начальной школы».

Вашему вниманию предоставляется работа по русскому языку и       методике его преподавания на тему:      «Образные средства языка и обогащение словаря учащихся ...

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА

Слово является важнейшей единицей лексической системы языка. В нем заключены неисчерпаемые возможности для выражения тончайших оттенков мысли, для раскрытия самых глубоких чувств.Слово - это единство ...

Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"

Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...

Выпускная квалификационная работа "Изучение антонимов как средство обогащения словаря учащихся начальных классов"

Практическая значимость данной работы заключается в том, что теоретические сведения, методические рекомендации, упражнения, выводы могут служить опорой учителям начальных классов на уроках русского яз...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.

laquo;Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы....