Формирование ценностного отношения учащихся начальных классов к здоровью в процессе учебной и внеучебной деятельности
статья по зож по теме

Материал представляет собой публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ценностного отношения учащихся начальных классов к здоровью в процессе учебной и внеурочной деятельности.

                  В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.

Цель деятельности: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Профилактика вредных привычек.                                                                                                    2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни.                                                                           3. Расширение кругозора учеников в области физической культуры и спорта.                                                                                                                                                   4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.                                         5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Предполагаемый результат: здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

                                Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачи: формирование здорового жизненного стиля без вредных привычек  и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Необходимо  создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

                  Заметив, что на первом уроке первоклассники часто менее активны,  я решила ввести динамическую пятиминутку перед первым уроком. Ученики стали более активны и внимательны. Многообразие видов физминуток позволяет творчески подходить к процессу снятия напряжения, усталости и эмоциональной разгрузки. Я на письменных уроках использую комбинированные физминутки с целью снятия нагрузки с глаз и профилактики осанки; гимнастику для кистей рук.  Это может быть физическое упражнение для рук (ног) с провожанием движений глазами при неподвижной голове и прогибами позвоночника. На уроках чтения есть смысл театрализации физминутки для снятия эмоционального напряжения. Не страшно, что она займет на уроке больше времени, чем обычно. Зато для сихо-эмоционального здоровья учащихся полезна. Приведу пример сказки - зарядки.

Вскопал дед грядку, посадил репку. Выросла репка маленькая-премаленькая. Ищет дед репку, ищет – не найдёт. Позвал дед бабку. Прополола бабка грядку. Ищут-ищут – не найдут репку. Позвали внучку. Принесла внучка лупу. Ищут-ищут – не найдут репку. Позвали Жучку. Ищут-ищут – не найдут репку. Вылезла из норки мышка: - Вашу репку я нечаянно съела! Обрадовались внучка и Жучка, бабка, дедка: Всё-таки нашлась наша репка!

               Самым плодотворным уроком получения валеологических знаний и умений использовать их практически является окружающий мир. В занимательной форме, в играх ребенку проще усвоить понятия «здоровый образ жизни», «охрана здоровья», «рациональное питание». У нас прошёл урок – реклама «Здоровое питание», где ребятам необходимо было прорекламировать блюдо наиболее полезное для людей.  Всем классом был разработан и проведён урок - презентация «Здоровый образ жизни». Каждый ряд получил задание и в группах распределены роли. После сбора информации составлена общая презентация. Защита состоялась на уроке. Урок – практикум «Окажи помощь», где ребята рассказывали и показывали как будут выполнять правила оказания первой помощи.

                  Много классных часов и внеклассных мероприятий были посвящены правилам дорожного движения, а также конкурсы рисунков, поделок по ПДД. Теме здоровья были посвящены викторины, беседы, инсценировки. В их подготовке принимали участие и родители. Так одну такую сценку-миниатюру «На приёме у доктора» написала бабушка одного из учеников класса. С этой сценкой мы выступали в детской районной библиотеке. Недавно в гимназии стартовал1 этап «Папа, мама, я – спортивная семья» - весёлые старты. От нашего класса участвовало 4 ученика и 4 мамы. По окончании участники сообщили, что им понравилось и готовы ещё поучаствовать в следующий раз. Ряд родительских собраний посвящается темам здоровьесбережения: о дозировании просмотра телевизора, компьютерных игр; поведение на дороге, терроризме, режиме дня и правильном питании, воспитание личным примером любви к спорту.

               Проводятся мероприятия для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность:  «Калейдоскоп правил» 

Цель программы: сформировать у детей обязательный минимум знаний и умений, который обеспечит развитие культуры поведения на улицах и дорогах, в доме, в транспорте; взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

- формирование у детей начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности; устойчивых представлений о здоровом образе жизни как ценности;

-развитие познавательных способностей учащихся, позволяющих им  правильно и безопасно ориентироваться в среде;

- развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

-стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решения и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Состоит из трёх частей: ориентировка в окружающем мире (ПДД), опасные ситуации  в повседневной жизни, здоровье.

 «Подвижные игры».   Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. В первую очередь это игры, которые могут быть использованы для организации активных игровых перемен. Во вторую очередь – дворовые игры, способствующие активному отдыху детей вне школы.  Приведу пример одной игры «Пять камешков» из моего детства.

Цель: познакомить с новой игрой; показать как русский народ развлекался и вырабатывал меткость, выносливость, ловкость;                                                        Задачи:

  • формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование  интереса к народным играм, их особенностям;
  • развивать меткость, выносливость, ловкость;
  • воспитывать любовь к спорту и активному отдыху.

Оборудование: спортивная площадка, мел, пять плоских камешков, мяч.

Все участники делятся на две команды. Одна – в кругу, другая – за кругом. Чертится круг, внутри круг поменьше. С одной стороны от круга – 3 больших шага (для команды, которая в кругу), с другой – 1 шаг (для команды, которая за кругом).

В центр маленького круга ставятся 5 камешков в пирамидку (камешки подбираются плоские, каждый следующий меньше предыдущего). Задача команды, которая в кругу  разбить пирамидку. Если все участники в этой команде кинули мяч и не попали, то команды меняются местами. Игра начинается сначала. Если один из игроков сбил хотя бы один камешек, то команда, которая за кругом, разбивает их до конца. После этого команда, которая в кругу должна собрать пирамидку, поставить  палец и  сосчитать до 5. Команда, которая за кругом, за это время должна успеть выбить мячом участников игры. Если они успевают это сделать, то команды меняются местами, если не успеют, то команды местами не меняются, а игра начинается сначала. Ребятам игра очень понравилась. Они с удовольствием сыграли несколько конов.  

Участие в научно-исследовательской деятельности. Я стараюсь каждый год  готовить участников конференции «Старт в науку». Некоторые ученики моего класса заинтересовались вопросами влияет ли занятие спортом на качество успеваемости, как влияют  игра, учёба и здоровье друг друга. Так появились работы: «Игра - союзник в ученье и здоровье», «Компьютерные игры: вред или польза», «И жнец, и чтец, и на трубе игрец. Или как влияет занятие спортом на успеваемость учащихся3-б класса», «Может ли цвет стать целителем организма человека?» Участники были высоко оценены и стали победителями.    

                   Вывод: достигнув поставленной цели, мы обеспечим такую ключевую компетенцию, как научить учиться младших школьников и беречь своё здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью в контексте новых образовательных технологий

Презентация о возможностях использования ТРИИК (технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции) при изучении темы "Наше питание"....

информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...

Выступление на ШМО по теме: "Формирование ценностного отношения младших школьников к миру живой природы через реализацию программы внеурочной деятельности «Мы-твои друзья""

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с эти...

Формирование ключевых компетентностей младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности

Развитие компетентностей - процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению. У...

«Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»

laquo;Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»...