Формирование ключевых компетентностей младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности
статья
Развитие компетентностей - процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению. Учителя, воспитатели, организуя учебно-воспитательный процесс должны применять различные технологии, методы и приёмы, формирующие у школьника компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование ключевых компетентностей младших школьников
в процессе учебной и внеучебной деятельности»
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержку индивидуальности ребенка.
В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности обучающегося "на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»
Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.
Для более успешного формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса:
- технологию проблемного обучения;
- технологии уровневой дифференциации;
- коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- исследовательские технологии;
Данные технологии особенно эффективны при формировании ключевых компетенций, выделенных в начальной школе.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
- успешное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;
- использование заданий различного уровня сложности;
- создание на уроке игровых ситуаций и соревнований;
- использование элементов проблемного обучения; типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
- использование приемов поощрения и похвалы.
- нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка), выяснения целей, ожиданий, опасений.
- презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски.
- использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
- использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
- элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
- нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
Внеурочная деятельность - является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Для совершенствования воспитательного процесса в своей работе использую разные формы воспитательной работы. Форма - это внешнее выражение какого-либо содержания, совокупность приемов, методов и средств. Они вызывают повышенный интерес у младших школьников, так как при их реализации появляется эффект, неожиданности, оригинальности. Это все привлекает внимание, активизирует деятельность учащихся. С другой стороны форма приближает воспитательную среду к жизни, проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками:
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, классные часы,
Вовлекаю обучающихся в научно-исследовательскую, творческую деятельность, в
олимпиадное движение по предметам, мотивирую к участию в конкурсах на разных уровнях.
Образно-художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, праздники с вовлечением классных руководителей и родителей. Организуя деятельность школьников, предусматриваю моменты молчания, приемы наблюдения.
Трудовые формы внеурочной работы.
Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ухода за цветами, а также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник.
Игровые формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры проводим спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особое внимание на психологические формы работы с учащимися.
В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга. Это беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Например, игра "Волшебный стул", которую проводят во всех классах. Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности. Ход игры. Один из участников садится на "волшебный стул", который "высвечивает" все его достоинства, перечисляемые окружающими; предполагается, что недостатки не «высвечиваются». Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопереживание), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с недостатков на достоинства другого человека.
Развитие компетентностей - процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению. Учителя, воспитатели, организуя учебно-воспитательный процесс должны применять различные технологии, методы и приёмы, формирующие у школьника компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...
Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности
Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...
Формирование ключевых компетентностей младших школьников в воспитательной работе.
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации, как в образовании, так и воспитании младших школьников. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа с...
Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников
Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...
"Формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности"
Обобщение работы по теме самообразования...
Методический семинар «Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса».
Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" на тему: "Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса"...