"Формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности"
статья на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Обобщение работы по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_ermilova_n.n.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций

младших школьников средствами

современного урока в условиях ФГОС 

«Формирование ключевых компетентностей младших школьников

в процессе учебной и внеучебной деятельности»

(обобщение  работы по теме самообразования)

Ермилова Наталья Николаевна,

                                                                                                       учитель начальных классов

 

           1.Введение.

            В настоящее время современное образование направлено на обновление его содержания, методов обучения и достижение на этой основе нового качества его результатов. Одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики является компетентностный подход.

           Понятийный аппарат, который характеризует компетентностный подход в образовании, еще не до конца устоялся. Но, тем не менее, уже есть возможность для того, чтобы выделить некоторые характерные его черты.

           Компетентностный подход – это комплекс общих принципов, которые необходимы для того чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты.

           Как добиться современному школьнику успеха не только на уроках, но и во внеурочное время? Сегодня компетентностный подход в образовании - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в реалии, как стать успешным, как  успевать идти в ногу со временем?

             Главными словами в характеристике компетенций являются слова – искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

              Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

• развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

 • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

• освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

 • сохранение и поддержку индивидуальности ребенка.

     Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

-  личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; 

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

                       В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности обучающегося "на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность.

       Компетентностное образование реализуется благодаря усвоению учащимися ключевых компетентностей:

- Ценностно-смысловые ;

- Общекультурные;

- Учебно-познавательные;

- Информационные;

- Коммуникативные;

-Социально-трудовые;

- Компетенции личностного самосовершенствования.

        Для более успешного формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса.

      Среди многочисленных технологий выделю такие:

  • технологию проблемного обучения;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательские технологии ;    (метод проектов, эксперимент, моделирование)

          Данные технологии особенно эффективны при формировании ключевых компетенций, выделенных в начальной школе.

           2. Основная часть.

      Приведу примеры формирования ключевых компетенций, применяемые мною  в урочной деятельности и внеурочной деятельности.  

       Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

       Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся:

  • успешное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;
  • использование заданий различного уровня сложности;
  • создание на уроке игровых ситуаций и соревнований;
  • использование элементов проблемного обучения; типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
  • использование приемов поощрения и похвалы.
  • нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка),  выяснения целей, ожиданий, опасений.
  • презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски.
  • использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
  • использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
  • элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
  • нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

           Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

 Индивидуальная, групповая и парная формы работы

         Так, на уроках  русского языка предлагаю игру  «Грамматическое лото» . Учащиеся в парах быстро повторяют пройденный материал: части речи, спряжение и другие изученные темы. Учащиеся читают предложенный учителем текст, выполняют к нему задания и фишками закрывают ответы. Результатом правильного ответа учащихся на таблице появляется отметка  «5».

       Хорошей практикой для усвоения падежей, частей речи, времени, спряжения является  упражнение «Графики. Ребятам  предлагаются  задания на построение графиков в тетрадях по русскому языку. Эти упражнения способствуют не только формированию прочности знаний, но и развитию познавательного интереса к русскому языку, как учебному предмету.

       Для проверки теоретического материала по математике и переключения с одного вида деятельности на другой, применяю «Математическое лото».

Перед уроком раздаю учащимся карточки с ответами. В ходе проверки учащимся задаются теоретические вопросы. Тот ученик, у которого находится карточка с ответом, поднимает руку и зачитывает его. Так в течении 3 – 5 минут учащиеся ежедневно повторяют пройденный теоретический материал.

     

         Здоровьесберегающие технологии

         Наблюдая за детьми, вижу, что все дети разные одни – с неустойчивым вниманием, другие – механически запоминают правила и выводы, третьи – обладают медленным темпом в работе. Для снятия напряжения на уроках обязательно провожу физкультурные, оздоровительные  минутки, зарядку для глаз, пальчиковую гимнастику (при этом использую стихи и речевые разминки). При проведении оздоровительных минуток, наблюдается активность детей на расслабление. Так, например, при проведении физкультминутки «Близнецы» ребята встают друг за другом в своих рядах, кладут руки друг другу на плечи, закрывают глаза и ждут команду: «Присесть; встать; наклониться влево; наклониться вправо; встать прямо; выполнить круговые движения головой и т.д.)

       Элементы интерактивного обучения

          На уроках литературного чтения для развития творческого воображения детей, ассоциативного мышления использую разнообразные задания: выразительное чтение отрывка к проиллюстрированному эпизоду, придумывание концовки сказки, пересказ от лица героя, подборка пословиц к прочитанному произведению, составление рассказов и сочинение сказок на заданную тему и др.

        Создание на уроке игровых ситуаций и соревнований

         Так игра «Ручеёк» способствует прочному закреплению того или иного произведения. Учащиеся свободно передвигаются по своему ряду, выполняя задания на карточках, записывая ответы на свой контрольный лист. При выполнении заданий сдают лист учителю на проверку (см. приложение)

        Элементы — «изюминки

 Умение работать с дополнительной литературой формирует в учащихся познавательную активность. Творческие домашние задания позволяют ученику проявить себя, свои индивидуальные способности, самостоятельность. Кроссворды, мини – сочинения, нестандартные задания, дидактические игры и многие занимательные материалы, помогают сделать урок интересным, познавательным и эффективным.

      Проектная деятельность.  

            Применяю  задания компетентностного характера, задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности. Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.

          Самый продуктивный урок, это урок, где деятельность учащихся на 70% превышает деятельность учителя.  В конце каждого урока проводится рефлексия, причем вопросы, задаваемые учителем, должны быть направлены на саморазвитие ученика, на умение дать самооценку своей работе. «Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?»

Я работаю по учебно-методическому комплексу  «Школа России». Проектную деятельность различного типа организую в урочной и внеурочной деятельности. Программой данного УМК предусмотрена работа с проектами на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и технологии. Опыт показывает, что не все учащиеся могут активно включаться в проектную деятельность. Если со стороны родителей помощь оказывается своему ребёнку, то значит есть результат. Но чаще всего бывает наоборот, воспитанники интерната не могут работать над проектами самостоятельно. Они нуждаются в помощи учителя и воспитателя.

        На плечи учителя ложится тяжкий груз по выполнению программы выполнения проектам по общеобразовательным дисциплинам. Но я нашла компромисс- разработала программу,  которая называется «Проект – это просто», ориентированная на социальное развитие и опирается на идеи  образовательной системы  «Школа России». Программа  тесно переплетается с учебными проектами урочной деятельности. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 33 часа в 1 классе  внеаудиторной занятости, на 34 часа во 2, 3, 4 классах.

           В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

         С исследовательскими работами учащиеся выступают на школьных научно-практических конференциях, участвуют в конкурсах исследовательских работ на разных уровнях.

         Портфолио

            Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель).

           Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций.

            Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания.

           Портфолио учающихся моего класса имеет следующую структуру:

Титульный лист (оформляется педагогом

 Содержание

. Раздел «Социально-личностное развитие обучающегося  «Мой мир»

 «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя.

«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Моё село» - рассказ о родном селе, о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места.

«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, творческих объединениях школы-интерната.

«Моя школа» - рассказ о школе-интернате и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.

«Мой характер» – рассказ о своих предпочтениях, привычках, особенностях. (Заполняется вместе с ребенком и родителями (законными представителями).

Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика «Моя учёба»

(достижения обучающегося в различных предметных областях, успехи в            проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д.)

Мои результаты

         Мои проекты

         Мои кружки

         Мои любимые предметы

5.  Раздел «Физическое развитие и здоровье ребенка «Моё здоровье»: 

мониторинг физического развития ребенка, мониторинг здоровья ребенка,      фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д. (Заполняется по годам обучения классным руководителем, учителем физической культуры, медицинским работником, родителями (законными пиредставителями).

       6.   Раздел «Духовно-нравственное развитие ребенка «Копилка достижений»

(участие в конкурсах, выставках, рисунки,  фотографии поделок, результаты анкетирования):

«Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы обучающихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию;

«Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости:

Моя лучшая работа

Задание, которое мне больше всего понравилось

Работы, которыми я горжусь» - в начале учебного года проверяется портфолио, анализируется собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе;

«Моя общественная работа» - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, относятся к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему;

«Мои впечатления» - в начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах (библиотека, выставки в Центре национальных культур). Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. (Заполняется классным руководителем, психологом, родителями (законными представителями), обучающимся)

Формы, способы и методы внеурочной деятельности

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

     Для совершенствования воспитательного процесса в своей работе использую разные формы воспитательной работы. Форма - это внешнее выражение какого-либо содержания, совокупность приемов, методов и средств. Они вызывают повышенный интерес у младших школьников, так как при их реализации появляется эффект, неожиданности, оригинальности. Это все привлекает внимание, активизирует деятельность учащихся. С другой стороны форма приближает воспитательную среду к жизни, проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

        Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

Словесно-логические формы.

        Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, классные часы,

           Вовлекаю обучающихся в научно-исследовательскую, творческую деятельность, в

олимпиадное движение по предметам, мотивирую к участию в конкурсах на разных уровнях. Наблюдается положительная динамика качества участия в олимпиадах различного уровня за последние 3 года Мои ученики являются победителями, призёрами школьных, районных, окружных, Всероссийский, Международных уровней.

Образно-художественные формы.

          Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, праздники с вовлечением классных руководителей и родителей. Организуя деятельность школьников, предусматриваю моменты молчания, приемы наблюдения.

Трудовые формы внеурочной работы.

           Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ухода за цветами, а также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник.

Игровые (досуговые) формы работы.

         Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры проводим спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание на психологические формы работы с учащимися.

               В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга. Это беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

            Например, игра "Волшебный стул", которую проводят во всех классах. Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности. Ход игры. Один из участников садится на "волшебный стул", который "высвечивает" все его достоинства, перечисляемые окружающими; предпо- лагается, что недостатки не «высвечиваются». Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопережива- ние), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с недостатков на достоинства другого человека.

3. Заключительная часть.

         Вывод: развитие компетентностей - процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению. Учителя, воспитатели,  организуя учебно-воспитательный  процесс должны применять различные технологии, методы и приёмы, формирующие у школьника компетентности.

Список литературы

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.
  2. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября».
  3. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода.
  4. Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников» «Просвещение», Москва, 1976.
  5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004, № 5.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008
  7. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. 2003, № 2.
  8. Щербинова Н. Н. Реализация компетентностного подхода в общеобразовательной школе. Сайт ИД «Первое сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Обмен опытом на педагогическом совете по теме "Компетентностный подход"...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через интегрированное обучение в процессе внедрения новых ФГОС

Переход на новые государственные образовательные стандарты требует дифференциации и интеграции содержания образования, что способствует не только формированию ключевых компетенций, но и развитию неста...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения"...

Методический семинар «Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса».

Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" на тему: "Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса"...

Формирование ключевых компетентностей младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности

Развитие компетентностей - процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению. У...