Формирование ключевых компетенций младших школьников через творческую деятельность в учебном процессе .
статья

Солдаткина Евгения Николаевна

Основные задачи современной школы – раскрытие творческих способностей каждого ученика, чтобы они могли самостоятельно ставить и достигнуть серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Солдаткина Евгения Николаевна

ГБОУ НАО «СШ «4»

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                      В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ  

Основные задачи современной школы – раскрытие творческих способностей каждого ученика, чтобы они могли самостоятельно ставить и достигнуть серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования.

Творческие способности присущи любому нормальному ребёнку, нужно лишь суметь раскрыть их и развить в ходе творческой деятельности.

На сегодняшний день  проблема состоит в том, что в школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Целью работы учителя становится формирование ключевых компетенций обучающихся, воспитание творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования, определяю цель: подготовить учащихся, владеющих ключевыми компетенциями способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:

1)помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;

2)способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

3)создать условия для формирования учебно – познавательных способностей;

4)создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

5)способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательной программы УМК «Планета знаний», в которой определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программы и критерии оценки их эффективности.

В системе методов, реализующих компетентностный подход в образовании, одним из ведущих считаются те, которые основаны на развитие творческих способностей учащихся. Если развивать творческую способность спланировано и систематически, то будут созданы условия для:

- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению материала;

- повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления, связанных с реальной жизнью;

- речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

- развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

- более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Развитие творческих способностей учащихся на всех уроках одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Активность ребенка – необходимый фактор его развития. Познавательная активность чем-то побуждается, мотивируется.

Существует множество видов работы, способствующих развитию творческих способностей детей. В моей работе таковыми являются игры, загадки, ребусы, шарады, головоломки, занимательные задачи, творческие и самостоятельные работы и т.д. Особое внимание уделяю применению дидактических игр, так как игра необходима для воспитания и развития на начальном этапе обучения, возбуждает у детей интерес, вызывает стремление к получению знаний, способствует созданию эмоциональной обстановки, что необходимо для активного усвоения материала.

Так для  формирования у детей младшего школьного возраста мотива к познанию мира на первом году обучения наиболее приемлемыми считаю следующие методы: учебные экскурсии, доверительные беседы, познавательные игры, работы практического характера.

В процессе обучения создаю условия, способствующие развитию творческого и познавательного интереса детей, опираясь на принципы:учебная деятельность интересна, если она разнообразна, чрезмерный труд или лёгкий материал интереса не вызывает, вовлечение в процесс поиска, чем чаще оценивается работа ребёнка, тем интереснее учиться, яркость материала, вызывающая чувства удивления, радости.

Главное внимание уделяю деятельности анализирующего наблюдения, способность к выделению разных сторон и свойств явлений, их чёткому речевому выражению через творческую активность.

Познавательный интерес - основа мотивации учебной деятельности. С целью его формирования использую следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические, проблемные, исследовательские, творческие (вовлекаю школьников в самостоятельную деятельность).

В процессе работы над темой исследования на основе рассмотренной мной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, я пришла к выводу, что в педагогической работе успешность обучения ребёнка в школе во многом зависит от уровня творческого развития.

Таким образом, формирование ключевых компетенций младших школьников можно достичь  путем целенаправленной и систематической деятельности учителя, развивая творческие способности ,в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Литература

  1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1991 г.
  2. Зак А.З. Методы развития способностей у детей М.- 2004 г.
  3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших

школьников. – М. 1998 г.

  1. ХуторскийА.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г.
  2. ЭльконинД.Б.Психология обучения младшего школьника. – М.- 2002 г.
  3. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  

школьников // Начальная школа.- 2006 г.-№4. – С.37-38.

  1. КсензоваГ.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.
  2. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-

практический журнал. – 2002 г. - № 1. – С. 18.

  1. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном

возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6. – С. 42.

  1. Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного

процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3. – С. 17-19.

  1. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5.

– С. 45-46.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД младших школьников через проектную деятельность

Показан теоретический материал для формирования УУД...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

Мастер- класс : "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность"

Главная цель использования метода исследования в обучении- формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности....

«Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе»

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству.  Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть с...

Конкурсная работа "Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе"

В работе проведено исследование о развитии творческих способностей младших школьников. Представлены различные тематические серии групп творческих заданий, фрагменты уроков, рассмотрена система критери...

Публичное представление из опыта работы "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность и моделирование"

Достижение современных требований к результатам образования обучающихся коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействий педагога и ребенка, направляя учителя на поиск новых...

Формирование экологического воспитания у младших школьников через творческую деятельность

Творческая деятельность являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников....