Статья "Формирование этнокультурных знаний в процессе изучения родного языка"
статья по русскому языку по теме

Чернякова Ирина Николаевна

В статье представлен материал этнокультурной направленности, используемый на уроках русского языка. Сохранение народных традиций, знание устного народного творчества, литературы и этнографии формируют высокую коммуникативную культуру младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ch._i._n..doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА 

Чернякова И. Н.

учитель начальных классов,

МОУ Казацкая СОШ

Красногвардейского района

Родной язык занимает особое место в ряду других предметов школьного обучения, при этом его приоритетность нашла убедительное обоснование в трудах отечественных лингвистов и методистов. Успехи в изучении всех школьных предметов определяются успехами в овладении родным языком, так как язык является важнейшим средством воспитания и развития ребенка. Кроме того, с помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к процессам духовного развития обще ства и нации.

В условиях сохранения народных традиций сельского социума наиболее весомым влиянием на формирование гражданских, духовных и нравственных ценностей личности ребенка могут стать уроки родного языка этнокультурной направленности.

Самый эффективный способ овладения частью этнокультуры народа - постижение родного языка. Одной из важных задач современной методики преподавания русского языка в начальной школе является формирование языковой компетентности, национальное воспитание средствами русского языка, включение этнокультурологического компонента в учебный процесс.

Культура нашего народа обладает свойством активизации внутренних потенциальных возможностей детей, рождает в них глубокий эмоциональный отклик, пробуждает интерес к творческому участию в учебном процессе, вовлекает в этот процесс родителей, помогает тем самым укреплению связей между поколениями. Истинная эффективность и плодотворность восприятия народной культуры возникает тогда, когда дети сами непосредственно участвуют в поисковой работе, знакомятся с историей своего края, устным народным творчеством. Ко многим урокам мы готовимся заранее:  расспрашиваем своих бабушек и мам о  праздниках, обрядах и традициях нашего села.

 На уроках родного языка мы способствуем приобщению детей  к народной культуре, памятникам старины, лучшим произведениям словесного искусства. Знание устного народного творчества, литературы и этнографии развивают фантазию детей, активизируют их сознательность.

На уроках родного языка мы используем тексты для списывания, письмо под диктовку о традициях и обычаях русского народа. Это предоставляет широкие возможности для познавательного интереса учащихся, следовательно, их мышления, формирует высокую коммуникативную культуру младшего школьника, учебные умения, связанные с развитием правильной и образной речи.

На всех уроках родного языка мы  активно используем тексты этнокультурной направленности, кото рые являются  основой урока. Приведу пример использования этнокультурных текстов, на уроках родного языка в 1 классе.

Текст № 1

  Грамматическая тема «Правописание безударных гласных в корне слова».

Этнокультурная тема «Народные праздники. Масленица».

Масленица.

Последним зимним праздником является Масленица. Этот праздник связан с проводами зимы. На Масленицу пекут блины, поют веселые песни, катаются на санках. Люди исполняют обряды, чтобы ускорить приход весны. Любимое занятие в этот праздник – сжигание чучела зимы. Хороша русская Масленица!

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст.
  2. О каком празднике сообщается в тексте?
  3. Дополните текст двумя – тремя предложениями.
  4. Определите, какое последнее предложение по цели высказывания и по интонации.
  5. Найдите в толковом словаре значение слов: обряд, масленица, блин.
  6. Выпишите слова с безударными гласными в корне, подберите проверочные слова.

Текст № 2

Грамматическая тема:  «Имя прилагательное» 

Этнокультурная тема: «Народные праздники. Крещение».

Крещение празднуется 19 января. В этот зимний день крестили Иисуса Христа. Главное событие праздника - водосвятие. Крещенская вода считается целебной. Она простоит долгое время и не испортится. Чудесную силу припи сывали и крещенскому снегу. Его собирали, и целый год использовали в лечеб ных целях.

Задания к тексту:

  1. О чем этот текст?
  1. Когда русские люди празднуют Крещение?
  1. Отмечают ли этот день в твоей семье?
  1. Перескажите текст, придумайте к нему заголовок.
  2. Объясните, как вы понимаете значение слов: крещение, водосвятие.
  3. Как люди использовали крещенские снег в быту.
  4. Выпишите имена прилагательные.

Текст № 3

Грамматическая тема «Устное народное творчество. Загадки.  Песенки.  Потешки. Небылицы».

Этнокультурная тема «Народные праздники. Рождество Христово».

Рождество Христово

Рождество открывает календарь зимних праздников и отмечается 7 января.  Накануне Рождества ряженые ходили по хатам и пели рождественские песни, а хозяева щедро награждали их рождественскими лакомствами. Этот обычай назывался колядованием.

По-своему отмечали этот праздник жители села Казацкое. Для них это был самый теплый домашний праздник. Вечером под Рождество в одной хате собирались молодые девчата и парни. Обычно девушки наряжались в белые полотняные рубахи и сарафаны. Расшита была рубаха крестиком, для чего использовались черные шерстяные нитки. Дополняла наряд завеска, которая тоже была вышита крестиком и обшита дорогой лентой. На голову покрывался большой  платок.

Парни надевали сатиновые рубахи и полотняные штаны. Рубаху обычно подвязывали подпояской.

Вот в таком наряде всей гурьбой шли колядовать по хатам. Хозяева одаривали пирогами и пряниками.

 Приведем пример колядки:

Пришла коляда накануне Рождества.

Дай бог тому, кто в хорошем дому.

Ему рожь густую да хату полную.

Задания к тексту:

  1. Когда празднуется Рождество Христово?
  2. Как назывался обычай, когда пели рождественские песни?
  3. Какие рождественские песни знаете вы, приведите пример.
  4. Как сейчас отмечается этот праздник накануне Рождества Христова?
  5. Объясните, как вы понимаете значение слов: ряженые, коляда, колядка; найдите значение этих слов в толковом словаре.
  6. Перескажите текст.

Практика работы показывает, что именно на уроках родного языка формируются этнокультурные знания  школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Туранина Н.А. Формирование этнокультурной  компетентности в процессе изучения орфографии и пунктуации русского языка. Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода в процессе изучения русского языка"

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Вежливые слова"....

Презентация о необходимости изучения родного языка (татарского) во внеурочное время

—…Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общаясистема нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважениек родному языку, к ...

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА

Слово является важнейшей единицей лексической системы языка. В нем заключены неисчерпаемые возможности для выражения тончайших оттенков мысли, для раскрытия самых глубоких чувств.Слово - это единство ...

Проект "Изучение родного языка"

Проектын сэдэб:  «Түрэл арадайнгаа түүхэ заншал түүрээн магтая!»...

Доклад обсуждение на тему "Изучение родного языка и литературы в в условиях ФГОС."

Родной  язык и литература - эти предметы, призванные формировать у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа.  Задача  это...

Изучение родных языков в современной образовательной практике.

laquo;Относитесь к родному языку бережно илюбовно. Думайте о нем, изучайте его,страстно любите его, и вам откроется мирбезграничных радостей, ибо безграничнысокровища русского языка».В. Л...