Статья "Формирование этнокультурных знаний в процессе изучения родного языка"
статья по русскому языку по теме
В статье представлен материал этнокультурной направленности, используемый на уроках русского языка. Сохранение народных традиций, знание устного народного творчества, литературы и этнографии формируют высокую коммуникативную культуру младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ch._i._n..doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА
Чернякова И. Н.
учитель начальных классов,
МОУ Казацкая СОШ
Красногвардейского района
Родной язык занимает особое место в ряду других предметов школьного обучения, при этом его приоритетность нашла убедительное обоснование в трудах отечественных лингвистов и методистов. Успехи в изучении всех школьных предметов определяются успехами в овладении родным языком, так как язык является важнейшим средством воспитания и развития ребенка. Кроме того, с помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к процессам духовного развития обще ства и нации.
В условиях сохранения народных традиций сельского социума наиболее весомым влиянием на формирование гражданских, духовных и нравственных ценностей личности ребенка могут стать уроки родного языка этнокультурной направленности.
Самый эффективный способ овладения частью этнокультуры народа - постижение родного языка. Одной из важных задач современной методики преподавания русского языка в начальной школе является формирование языковой компетентности, национальное воспитание средствами русского языка, включение этнокультурологического компонента в учебный процесс.
Культура нашего народа обладает свойством активизации внутренних потенциальных возможностей детей, рождает в них глубокий эмоциональный отклик, пробуждает интерес к творческому участию в учебном процессе, вовлекает в этот процесс родителей, помогает тем самым укреплению связей между поколениями. Истинная эффективность и плодотворность восприятия народной культуры возникает тогда, когда дети сами непосредственно участвуют в поисковой работе, знакомятся с историей своего края, устным народным творчеством. Ко многим урокам мы готовимся заранее: расспрашиваем своих бабушек и мам о праздниках, обрядах и традициях нашего села.
На уроках родного языка мы способствуем приобщению детей к народной культуре, памятникам старины, лучшим произведениям словесного искусства. Знание устного народного творчества, литературы и этнографии развивают фантазию детей, активизируют их сознательность.
На уроках родного языка мы используем тексты для списывания, письмо под диктовку о традициях и обычаях русского народа. Это предоставляет широкие возможности для познавательного интереса учащихся, следовательно, их мышления, формирует высокую коммуникативную культуру младшего школьника, учебные умения, связанные с развитием правильной и образной речи.
На всех уроках родного языка мы активно используем тексты этнокультурной направленности, кото рые являются основой урока. Приведу пример использования этнокультурных текстов, на уроках родного языка в 1 классе.
Текст № 1
Грамматическая тема «Правописание безударных гласных в корне слова».
Этнокультурная тема «Народные праздники. Масленица».
Масленица.
Последним зимним праздником является Масленица. Этот праздник связан с проводами зимы. На Масленицу пекут блины, поют веселые песни, катаются на санках. Люди исполняют обряды, чтобы ускорить приход весны. Любимое занятие в этот праздник – сжигание чучела зимы. Хороша русская Масленица!
Задания к тексту:
- Прочитайте текст.
- О каком празднике сообщается в тексте?
- Дополните текст двумя – тремя предложениями.
- Определите, какое последнее предложение по цели высказывания и по интонации.
- Найдите в толковом словаре значение слов: обряд, масленица, блин.
- Выпишите слова с безударными гласными в корне, подберите проверочные слова.
Текст № 2
Грамматическая тема: «Имя прилагательное»
Этнокультурная тема: «Народные праздники. Крещение».
Крещение празднуется 19 января. В этот зимний день крестили Иисуса Христа. Главное событие праздника - водосвятие. Крещенская вода считается целебной. Она простоит долгое время и не испортится. Чудесную силу припи сывали и крещенскому снегу. Его собирали, и целый год использовали в лечеб ных целях.
Задания к тексту:
- О чем этот текст?
- Когда русские люди празднуют Крещение?
- Отмечают ли этот день в твоей семье?
- Перескажите текст, придумайте к нему заголовок.
- Объясните, как вы понимаете значение слов: крещение, водосвятие.
- Как люди использовали крещенские снег в быту.
- Выпишите имена прилагательные.
Текст № 3
Грамматическая тема «Устное народное творчество. Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы».
Этнокультурная тема «Народные праздники. Рождество Христово».
Рождество Христово
Рождество открывает календарь зимних праздников и отмечается 7 января. Накануне Рождества ряженые ходили по хатам и пели рождественские песни, а хозяева щедро награждали их рождественскими лакомствами. Этот обычай назывался колядованием.
По-своему отмечали этот праздник жители села Казацкое. Для них это был самый теплый домашний праздник. Вечером под Рождество в одной хате собирались молодые девчата и парни. Обычно девушки наряжались в белые полотняные рубахи и сарафаны. Расшита была рубаха крестиком, для чего использовались черные шерстяные нитки. Дополняла наряд завеска, которая тоже была вышита крестиком и обшита дорогой лентой. На голову покрывался большой платок.
Парни надевали сатиновые рубахи и полотняные штаны. Рубаху обычно подвязывали подпояской.
Вот в таком наряде всей гурьбой шли колядовать по хатам. Хозяева одаривали пирогами и пряниками.
Приведем пример колядки:
Пришла коляда накануне Рождества.
Дай бог тому, кто в хорошем дому.
Ему рожь густую да хату полную.
Задания к тексту:
- Когда празднуется Рождество Христово?
- Как назывался обычай, когда пели рождественские песни?
- Какие рождественские песни знаете вы, приведите пример.
- Как сейчас отмечается этот праздник накануне Рождества Христова?
- Объясните, как вы понимаете значение слов: ряженые, коляда, колядка; найдите значение этих слов в толковом словаре.
- Перескажите текст.
Практика работы показывает, что именно на уроках родного языка формируются этнокультурные знания школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Туранина Н.А. Формирование этнокультурной компетентности в процессе изучения орфографии и пунктуации русского языка. Москва, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода в процессе изучения русского языка"
Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Вежливые слова"....
Презентация о необходимости изучения родного языка (татарского) во внеурочное время
…Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общаясистема нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважениек родному языку, к ...
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА
Слово является важнейшей единицей лексической системы языка. В нем заключены неисчерпаемые возможности для выражения тончайших оттенков мысли, для раскрытия самых глубоких чувств.Слово - это единство ...
Проект "Изучение родного языка"
Проектын сэдэб: «Түрэл арадайнгаа түүхэ заншал түүрээн магтая!»...
Доклад обсуждение на тему "Изучение родного языка и литературы в в условиях ФГОС."
Родной язык и литература - эти предметы, призванные формировать у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа. Задача это...
Изучение родных языков в современной образовательной практике.
laquo;Относитесь к родному языку бережно илюбовно. Думайте о нем, изучайте его,страстно любите его, и вам откроется мирбезграничных радостей, ибо безграничнысокровища русского языка».В. Л...
Изучение родного языка через марийский фольклор
образовательный проект...