Доклад обсуждение на тему "Изучение родного языка и литературы в в условиях ФГОС."
материал

Родной  язык и литература - эти предметы, призванные формировать у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа.

  Задача  это решается путем ярких рассказов о своем селе, о своем народе, о своих героях, об уважении к старшему поколению.  

Одним из актуальных вопросов модернизации современного школьного образования является введение ФГОС нового поколения. В основу обучения, в соответствии с ФГОС нового поколения, положен системно-  деятельностный подход, основным результатом которого должны стать воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.

При переходе на обучение  по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменяются идея, цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Основная идея инновационного образования - учить не мыслям, а мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_1.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

                 на тему:

«Контроль и самоконтроль на уроках родного языка»

Подготовила  учитель      Танбиева Бэла Камиловна

             

                                                 План

  1. Контроль над усвоением знаний учащихся по родному языку.
  1. Рассказ ученика.
  2. Ответы на вопросы.
  3. Подбор слов и составление словосочетаний и предложений учащимися и их анализ.
  4. Организационные формы поверки знаний.
  1. Контроль над сформированностью умений и навыков учащихся по родному языку и их оценка.
  1. Методы проверки учебно-языковых умений.
  2. Контроль над сформированностью правописных умений.
  3. Методы контроля над сформированностью умения правильно писать слова и расставлять знаки препинания.
  4. Критерии оценки орфографической грамотности.
  5. Критерии оценки пунктуационной грамотности.

III. Контроль над сформированностью речевых умений учащихся.

  1. Контроль над сформированностью речевых некоммуникативных умений.
  2. Контроль над формированием связной речи.
  3. Критерии  и нормативы оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений.  

   

Содержание учебного процесса складывают из :

  1. овладения учащимися определенной суммой знаний и комплексом знаний;

     2) отчета учащихся об овладении знаниями и умениями.  

Следовательно, представляется правомерным выделение особой группы методов учёта и контроля в общей системе метода обучения языку.

        Контроль над усвоением знаний  и формированием умений – важнейший этап  учебного процесса, который позволяет констатировать объективный уровень знаний, умений и навыков школьников после изучения темы, а также выяснить, насколько успешно идёт освоение нового материала в ходе его изучения.

        Выделяются следующие функции контроля:

  1. собственно контролирующая,
  2. обучающая,
  3. воспитательная.

В соответствии с содержанием обучения (родному) языку в школе методы делятся на две группы:

       1) методы контроля над усвоением знаний;

       2)  методы контроля над сформированием умений и навыков.

Контроль над усвоением знаний учащихся  по родному языку.

        Знания рассматриваются, прежде всего, как основа сознательного формирования соответствующих умений и навыков. Без знания понятий, норм, языковых факторов нельзя научиться грамотно говорить и писать на родном языке. Следовательно, в процессе обучения учитель должен вести регулярный, целенаправленный контроль над их усвоением.

        При организации проверки знаний необходимо учитывать, каким образом, и какой (форме) объёме изучается то или иное понятие в школе:

Путём формулирования правил или путём непосредственного применения термина к соответствующему языковому факту; способом указания на основные признаки понятия или с помощью расчленения разновидности какой-либо языковой единицы. Например. Школьники изучают раздел «Фонетика и грамматика» и изучают о классификации звуков (русского) языка по различным основаниям: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Как сформулировать вопрос для  проверки знаний по данному материалу? Возможные варианты вопроса таковы: что называется звуками речи? Что такое звуки речи? Какие ты знаешь звуки речи?

Но правомерным является лишь третий вопрос, так как на все остальные учащиеся ответить не смогут; определения звука речи в школе не даётся. Понимание теоретического материала проверяется в процессе  воспроизведения его учащимися путём выполнения практических заданий. Для этого используются связное сообщение ученика, ответы учащихся на вопросы, подбор примеров. С помощью первых двух методов знания проверяются на основе воспроизведения учащимися формулировки и определений учебника  либо на основе расчленения   этих формулировок: выделение нужных признаков понятия, сопоставление его с другими.

        С помощью подбора примеров понимания теоретического материала проверяется непосредственно путем проверки умений учащихся, подбора и анализа примеров.

 Рассказ ученика.

Рассказ ученика как метод контроля над знаниями применяется для проверки относительно законченной части темы или самостоятельных тем курса.

        Для обучения школьников рассказу об изученных понятиях и языковых фактах в учебнике используются такие виды знаний, как составление плана рассказа о том, или ином явлении; предъявлении готового плана для подготовки задания, данного в учебнике.

        Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы практикуются на всех этапах  изучения теоретического материала. Ответы на вопросы практикуются на всех этапах изучения теоретического материала. Вопросы могут быть составлены таким образом, чтобы ученик в своём ответе ориентировался на воспроизведение данных учебнике формулировок определений и правил: что называется местоимением? Каковы основные признаки словосочетания? Это вопросы к памяти учащихся, проверяющие, как они запомнили изученные факты, явления, правила. Если необходимо выяснить, как ученик осмыслил то, или иное правило, формулируются вопросы, в большей степени, активизирующие его мыслительную деятельность. Это вопросы – проблемы.  

         Подбор слов и составление словосочетаний предложений учащимися и их анализ.

Этот метод контроля поверяет знание учащихся в единстве с умениями и  навыками. Они используются также на всех этапах изучения программного материала. Для реализации этого метода правомерны следующие виды заданий: подбор и запись примеров на определенное правило, для иллюстрации того или иного явления: задание на применение правил, в основе которых лежит анализ данных учителем примеров; классификация данных учителем примеров по различным основаниям.

Организационные формы проверки знаний учащихся.

Знание учащихся проверяются, как правило, в процессе опроса, который проводится как в ходе изучения темы (текущий контроль). В практике школьного обучения наиболее распространёнными являются две формы опроса: 1) фронтальный опрос; 2) индивидуальный.

Фронтальный опрос проводится в конце изучения темы или раздела школьного курса. Сущность его заключается в проверке знаний одновременно у большинства учащихся. Фронтальный опрос организуется следующим образом. Учитель формулирует серию вопросов задаваемых всему классу, затем на вопросы поочерёдно отвечают отдельные ученики в течение урока по одним и тем же вопросам.

В результате урок оценивается  по урочным баллам, который выводится с учётом качества всех ответов, полученных в течение урока.

Из этого следует, что при организации опроса учитель должен спланировать опрос, наметить 5 – 6 учеников.

Остальные тоже принимают участие. При проведении фронтального опроса необходимо соблюдать следующие требования:

         1) Чётко и правильно формулировать вопросы и задания для учащихся.

         2) Запланировать и поставить перед учащимися не только вопросы воспроизводящего характера, но и вопросы, создающие в классе проблемные ситуации.

         3) При оценке ответов учитывать не только фактическую правильность ответа, но и его речевое оформление, воспитывать бережное отношение к слову, стремление к точному выражению мысли.

При проведении фронтального опроса надо учитывать не только его положительнее сторон, но и его недостатки.

         1) Фронтальный опрос ограничивает возможность развёрнутых высказываний учащихся.

         2) Краткость, отрывчивость ответов на уроке приводит к тому. Что изученные факты не укладываются в сознании учащихся в виде целостной системы.

         3) возможность отвечать на уроке односложно, неразвёрнуто приводит к тому, что учащиеся не готовятся дома к уроку серьёзно.

Индивидуальный опрос – это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. При индивидуальном опросе вопрос адресуется одному учащемуся. Отметка сразу же заносится в классный журнал.

В ходе этого опроса ученик даёт полный развёрнутый ответ на вопрос теоретического характера. В это время остальные выполняют специальные задания, связанные с осмыслением ответа товарищей и его предварительной оценкой. Одним из возможных вариантов индивидуального опроса является опрос с предварительной подготовкой, в ходе которой ученик делает необходимые для ответа записи на классной доске. Доска должна быть с распашными створками, чтобы учащиеся не видели, что записывается отвечающим. Пока ученик готовится к ответу, класс включается в работу: проверяет правильность примеров, задаёт вопросы.

Устный ответ ученика рассматривается, как рассуждение, в котором выделяется тезис и доказательство: а) пример, б) его объяснение. Если ученик получил задание ответить на вопрос, какие односоставные предложения называются безличными, он должен, прежде всего, высказать определённое положение – тезис. В данном случае это определение односоставных предложений. Это положение доказывается примером и его объяснением. Именно пример приводимый учеником в качестве доказательства выдвинутого положения, и  его объяснение помогают учителю судить об истинных знаниях ученика, о степени их осознанности.

Ошибки, допускаемые учеником при построении устного ответа:

  1. Ученик не приводит примеры и не объясняет их без напоминания учителя.
  2. Ученик приводит пример, не соответствующий сути того положения, которое выдвигается.
  3. Ученик правильно приводит пример, но не объясняет его.
  4. Ученик использует не то способ объяснения примера. Так, к определению имени существительного ученик даёт такое _ _ _ _ _.

Оценивая устный ответ ученика нужно учитывать следующее:

а) полноту и правильность ответа;

б) степень осознанности, понимания изученного;

в) языковое оформление ответа.

Распространённая в настоящее время форма контроля – тестовая проверка.

        С помощью тестов можно проверить изученную тему, орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований. Описки – это следствие и скопления звукового облика слова. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Орфографические ошибки бывают: 1)на изученные правила,

  1. на неизученные правила, 3) на правила не изучаемые в школе.

Такие ошибки учитываются как одна ошибка.

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых  отрезков в предложении, в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым: 1)ошибки в выборе знака;  2) ошибки связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действие основного правила.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по родному языку.

Контроль над сформированностью речевых умений учащихся.

В школе контролируется сформированность обоих видов речевых умений – некоммуникативных и коммуникативных предложений.

Основным методом проверки орфографической  и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе итогового контроля. Чтобы контрольный диктант показал объективную картину состояние орфографической грамотности учащихся, необходимо правильно, методически обосновано подобрать текст диктанта.

С помощью контрольного диктанта можно проверить следующее:

Время проведения диктанта

Что проверяется.

I. Начало изучения темы.

1. Степень угасания правописных навыков.

2. Прочность овладения навыками правописания.

II. Конец изучения темы.

1. Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в данной теме.

2.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в предыдущей теме (всех, если не более трёх)

3. Усвоение основных и важнейших орфограмм и правил пунктуации.  

III. Конец года.

1. усвоение основных орфограмм и правил пунктуации, с которыми учащиеся познакомились, в данном классе.

2. Усвоение основных и важнейших орфограмм и пунктуационных норм.

Критерии оценки орфографической грамотности.

         В письменных работах учащихся, встречаются неверные написания двух видов:

1. При использовании условных и графических обозначений, ученик не должен делать лишнюю работу и выделять то, что в  данном случае не является значимым.

2. Объясняя написание или постановку знаков препинания, ученик должен использовать и словесные формулировки, а не только грамматические средства.

        Наиболее типичные ошибки, которые может допустить учащейся при выполнении подобных заданий:

  1. Выделение всех морфем в слове, а не тех, в которых находят анализируемых орфограммы.
  2. Неправильное подчёркивание.
  3. Отсутствие указания на характер согласного, влияющего на выбор написания.

Методы контроля над сформированностью умения правильно писать слова и расставлять знаки препинания.

        Осуществить такой контроль можно с помощью следующих видов заданий: списывания, диктанта, составления предложений, изложения, сочинения.

        Списывание как контрольное упражнение используется в качестве диагностирующего характера, если даётся к нему дополнительное задание.

Изложения и сочинения не являются основными способами проверки правописных умений и навыков учащихся, так как эти виды заданий используются для проверки сформированности навыков связного высказывания.

Однако при записи самостоятельно созданного текста ученик должен продемонстрировать умение правильно записать слова в процессе изучения всех тем школьного курса даргинского языка. Для этого могут быть использованы те же виды заданий, которые применяются в процессе обучения на этом формирования правописных умений. Примеры заданий, которые могут быть предъявлены учащимся как контрольные:

  1. Нахождение орфограмм, выделение условий выбора правильных написаний.
  2. Орфографический и пунктуационный разбор.
  3. Группировка слов с определёнными орфограммами и пунктуационными знаками.

Задания такого характера предъявляются в качестве  дополнительных к текстам диктантов, к заданиям на списывание. Они носят диагностирующий характер, позволяют вести постоянное наблюдение за состоянием орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. С помощью названых заданий учитель проверяет, как идёт усвоение орфографического материала в целом, в чём причина устойчивости ошибок учащихся.

Оценка заданий подобного характера ведётся с учётом тех же критериев, выделение её опознавательных признаков и обозначение условий выбора написания, ученик должен продемонстрировать умение пользоваться соответствующими условными и графическими обозначениями и знать, что смешение условий обозначений приводит к ошибке.  

При оценке заданий подобного характера на этапе контроля над сформированностью учебно-языковых умений и навыков необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  1. Ученик может оказаться в условиях, когда он должен проанализировать также факты, которые относятся к числу переходных случаев.
  2. Ученик может допустить ошибку в разборе при квалификации языковых явлений в силу объективных причин.
  3. Следует учитывать критерий частотности использования соответствующих знаний, умений и навыков.

Все названые условия следует принимать во внимание при оценке ответов на контрольные вопросы, рассчитанные на проверку учебно-языковых умений учащихся.

Контроль над сформированностью правописных умений.

Правописные умения проявляются, прежде всего, в процессе правильной записи учащимися слов, предложений самостоятельных высказываний. Эти умения формируются, прежде всего, на базе развития орфографической грамотности. Задания на разбор языковых фактов направлены на проверку как опознавательных, так и классификационных умений. На этапе текущего контроля в данном случае используются те же виды заданий, что и при обучении на этапе формирования учебно-познавательных умений и навыков.

На этапе итогового контроля применяются задания на полный разбор языковых фактов.

Это фонетический лексический синтаксический, морфологический и пунктуационный разбор. Но широко увлекаться тестами не следует. Они не должны исключить традиционных форм контроля. Тесты лишь одна из форм проверки, в ходе которой учитель может оперативно получить данные об уровне знаний и сформированности тех или иных знаний.

Контроль над сформированностью умений и навыков учащихся по родному языку.  

Контроль над сформированностью умений и навыков учащихся проводится как в процессе изучения всей темы, так и после изучения раздела или темы. Обычно для проверки уровня сформированности умений и навыков используются те же виды работ, которые применяются при обучении. При итоговом контроле круг этих видов заданий несколько сужается, появляются специфические и пунктуационные зоркости учащихся. Организуя контроль над сформированностью правописных умений и навыков, необходимо помнить, что проверять и контролировать нужно: 1) умение обнаружить орфограмму;

  1. умение правильно записать слова и предложения.

Контроль над сформированностью умения обнаружить орфограмму.

  1. Методы проверки правописных умений;
  2. Методы проверки речевых умений и навыков.

Методы проверки учебно-языковых умений.    

Задания на нахождение изученных языковых явлений, на их распознавание,  выделение из числа других языковых единиц. Это задание типа: подчеркнуть в тексте имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Задания, связанные с подбором и анализом примеров, их группировок и классификацией. Это задания типа: сгруппировать однокоренные слова и т.п.

Задания на полный разбор языкового явления. Примеры таких заданий: разобрать по составу слова.

С помощью заданий первого типа проверяется уровень сформированности опознавательных учебно-языковых умений. Задания второго типа проверяют состояние классификационных умений характерные именно для этого этапа виды контрольных работ.

Контроль над сформированностью речевых некоммуникативных умений.

 На этапе текущего контроля используются следующие виды заданий: творческий, свободный, диктант с предложением.

Контроль над формированием речевых умений  учащихся в данном случае осуществляется одновременно с  проверкой сформированности других умений.

Творческий диктант на этапе контроля без предварительного разбора задания. Учащиеся самостоятельно анализируют задачу, поставленную учителем. Свободный диктант дает учителю возможность проверить умение учащихся воспринимать и запоминать услышанное, передавать его содержание близко к тексту с использованием тех языковых единиц, которые есть у автора.

Диктант с предложением даёт возможность проверить, как формируются важнейшие речевые умения учащихся: определить основную мысль высказывания, развивать сюжет повествования.

Таким образом, учитель может одновременно проверить, как формируются различные виды умений учащихся: правописные и речевые. Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрыть тему и основную мысль;

2) умение правописного характера.

Поэтому, сочинение и изложение оценивается двумя отметками. Первая ставится  за содержание и речевое оформление работы, вторая – за соблюдение   орфографических, пунктуационных и языковых норм.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»

Данный доклад был озвучен на заседании Методического Объединения Школы Самарец А.Е., учителем начальных классов...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

КТП по родному языку и литературе

Календарно-тематическое планирование по родному языку и литературе .автор Гафурова...

Доклад на тему: «Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС»

Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях.Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой...

Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".

Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.            ( ...

Доклад на тему: "Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС"

Доклад на тему: "Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС". Этот материал поможет разобраться с новыми условиями и правильно организовать современный урок ....