Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Литвинова Наталья Владимировна

Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.            ( Н.А. Умов  )

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 3»  городского округа Самара

Тема по самообразованию

учителя начальных классов Литвиновой Натальи Владимировны

"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".

2018-2019  уч.год

"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".

Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не

развивается инициатива и самостоятельность.

Учащихся нужно приучать не только к мышлению,

но и к хотению.

Н.А.Умов.

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её более эффективной. А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и в последствии, в будущей профессиональной деятельности. Тесты на творческую активность показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%. Их будет гораздо больше, если школа создаст условия для максимального проявления творческой инициативы и если творчество ученика , способность и желание будут поддерживаться и развиваться в учащихся всеми доступными средствами.

        Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу.. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется чем-либо шире школьной программы, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Именно об этом сказал Выготский Л.С.: « Творчество на деле существует только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».

Проявлению творческих способностей способствует и наличие воображения, фантазии, возможность их проявления. Дети с удовольствием участвуют в следующих видах интеллектуальной и творческой деятельности:

- интеллектуальные марафоны;

- малые учебные олимпиады;

- интеллектуальные олимпийские игры;

- творческие интеллектуальные конкурсы;

- интеллектуальные клубы.

По мнению ученых пик интеллектуального развития достигается учеником в 12 лет. Однако, это не значит что 12-ти годами процесс творчества заканчивается. Он только начинается. Именно в этом возрасте начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Выготский отмечал, что « творчество – норма детского развития, особенно характерна для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности. – отличительная черта переходного возраста».

Однако необходимо помнить, что высокая творческая активность зависит от потребности в разнообразной интеллектуальной деятельности. Учитель, работающий с подростками, должен понимать, что чрезмерная критичность, недооценка знаний, умений ученика, пренебрежительное отношение и его достижениям может привести к тому, что способный и творчески одаренный и инициативный ученик не только перестает быть таковым, но и начинает себя вести совершенно противоположным образом.

Учитывая эти особенности, необходимо создать не только возможные условия для проявления творческого начала, но и поддерживать его стремление к творчеству постоянно, а не только от случая к случаю.

Проблемные уроки, уроки – дискуссии, уроки - дебаты, уроки – интерактивные игры, - вот то поле, которое может взрастить потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.

Интересный урок.

        Что мы  вкладываем в понятие «интересный урок» ?        

«Для меня интересный урок – это возможность самостоятельного или с группой ребят решать поставленную проблему. Самостоятельная работа дает возможность проверить себя, свои способности, выводы. Мне всегда интересно, когда урок дает возможность планировать свое продвижение вперед в той или иной теме, когда педагог использует те или иные виды работы, которые соответствуют моим возможностям и умениям.

«Для меня очень важно на уроке, чтобы учитель не только стоял перед нами и сам рассказывал. Это скучно, а порой вызывает раздражение.

Важны такие формы работы учащегося на уроке, как групповая работа, индивидуальные творческие работы ( презентация темы, проблемы, вопросы). Это дает возможность проявить себя и проверить свои способности, умение и волю»

Подростковый возраст (1-4 класс)  является наиболее благоприятным школьным возрастом для развития творческих способностей и приобретения творческого опыта учащихся.

Что значит развитие творческих, познавательных интересов

и способностей учащихся?

Это:

- Активизация творческого мышления через создание атмосферы

сотрудничества на уроках

- Повышения интереса м предмету и вовлечение учащихся в социально-

значительную деятельность

- Формирование нравственно-эстетических качеств личности.

Условия.

организация познавательной деятельности

личностно-ориентированный подход

анализ и самоанализ работы

развитие культуры речи

духовное развитие личности

Средствами являются формы и методы работы

Методы :

диагностический

словесный

наглядный

исследовательский

практический

проектный

частично-поисковый

проблемный

творческий

Формы :

 работа в группах

творческие работы учащихся

самостоятельная деятельность

защита рефератов

тестирование

урок- семинар

урок- лекция и др.

Урок и внеклассная работа тесно связаны между собой. Внеклассная работа является продолжением урока. В свою очередь, она обогащает, расширяет и углубляет знание учащихся. Уроки дают возможность всё время опираться на багаж самостоятельности учащихся, учитывать знания, приобретённые в учебном процессе.

Обучение творчеству- это вооружение учащихся умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее- формулировать её. Это развитие способностей выдвигать гипотезу.

Хорошо известно, что большинство детей не имеют развитого творческого воображения, поэтому их читательские интересы неуклонно снижаются. Ведь понимание, восприятие текста предполагает творческое умение интерпретировать авторскую позицию, умение создавать свой текст. Формирование таких умений является одной из основных задач развития речи.

Для развития творческих способностей учащихся учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся постоянно находились в ситуации решение творческих задач.

Это условия более ярко реализуется на уроках литературы через метод творческого прочтения произведения

Это и иллюстрирование произведения, его досказывание, инсценирование. Данный метод способствует развитию наблюдательности, умений видеть и слышать явления жизни, умений найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений, путём выполнения разного рода творческих заданий.

А это виды деятельности при реализации приёма творческого чтения:

- слушание художественного чтения

- близкие к тексту и сжатые пересказы

- художественное рассказывание

- инсценирование, чтение по ролям

- составление сценариев

- иллюстрирование, словесное рисование

- сочинение разных жанров по картинкам и живым впечатлениям

Максимальное приближение учащихся к произведениям через слова, музыку, рисунок помогает ребятам лучше усваивать изучаемый материал, а, значит, делать процесс обучения боле эффективным. Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений.

В самостоятельном поиске учащихся, организованном учителем, формируется познавательный интерес и высокая активность учащихся.

Выполнение  указанных заданий я стремлюсь обеспечить на специальных  занятиях по русскому языку.

На таких занятиях удаётся оптимально сочетать коллективную, групповую и индивидуальную поисковую деятельность учащихся.

Постоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковоё чутьё и вырабатывает приёмы творческой деятельности.

Во время провидения творческих лабораторий ребята выполняют не только традиционные задания, но и творческие (индивидуальные тематические сообщения, выполнения презентаций, исследование художественных текстов, работа со словарями и справочной литературой).

Учитель может включаться в работу каждой группы в качестве консультанта.

Учащихся учат формировать вопросы и задают их друг другу.

Большую роль в развитие творческих способностей учащихся играют творческие домашние задания. Они могут быть самыми разными.(перечислить).

Уроки обобщения и систематизации знаний помогают наглядно увидеть результат, который каждый педагог старается получить в результате своей деятельности.

Практика показывает, что нестандартное проведение таких уроков более эффективно. Уроки проходят интересно, ребята активны, заинтересованы.

Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством деятельности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

Творческие работы учащихся индивидуальны, в каждой виден характер ребёнка, его отношение к миру.

 

     Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Современная жизнь требует от человека подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач. В связи с этим особенно актуальным становится такая постановка вопроса: именно в школе важно организовать процесс становления качеств творческой личности, именно на это ориентированы ФГОСТ второго поколения. Развитию творческого потенциала способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативности школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...

Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы

Выявление творческих способностей учащихся.Создание ситуаций успеха.Задания для развития творческого мышления учащихся....

Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка

Выступление на педагогическом совете. Виды работ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).

В статье рассматривается методика  написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается  воображение детей, фантазия....