Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Решение нестандартных задач  как средство развития

творческих способностей обучающихся на уроках русского языка

(Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов)

Многие учителя   подтвердят мое высказывание о том, что уроки русского языка нельзя назвать любимыми для многих учеников начальных классов.  Как сделать урок русского языка для них интересным? Как воспитать познавательный интерес к предмету? Как развить творческие способности учащихся? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Именно об использовании нестандартных заданий на своих уроках хотелось бы остановиться подробнее  в своем выступлении.

Что же можно назвать нестандартными заданиями? Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главным отличительным признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Как показывает  опыт, нестандартные задания помогают оживить урок. Их  необычность  вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

В своем выступлении мне хотелось бы рассказать о тех видах нестандартных заданий, которые использую в своей работе на протяжении нескольких лет.

На уроках   я применяю такие нестандартные виды лексических заданий как работа с кроссвордами, терминологические диктанты, сравнительный анализ лексики двух славянских языков, а также поисковые задания этимологического характера. 

С целью развития интереса к языку, пополнения лексического запаса учащихся средствами фразеологии, воспитания культурного высокоразвитого человека применяю и такой нестандартный вид работы как сравнительный анализ фразеологических единиц двух   языков. Задания такого рода использую и на обычных уроках, и во время проведения командных игр. Чтобы проиллюстрировать эту работу, приведу пример. Дети получают задание, сформулированное так: догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят: а)Птицы одинакового оперенья держатся вместе .б) Чёрная овца в семье. в)Не стоит пороха и дроби. и  др.  

Нравится учащимся и такой вид заданий как лингвистические «угадайки». Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от "перевода с русского на русский", они должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием "кроссворд" (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание). Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды). Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:  угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку; расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам; разгадывание загадок (в том числе и лингвистических); игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др. Приведу несколько примеров.  а) Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать."Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки. б) Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл. 1. Не воробей. 2.  Продукт, который маслом не испортишь. 3. Она пуще неволи.4. Суп, сваренный Демьяном. 5.Отсеминедужник. и др.

В 4 классе, когда дети уже имеют достаточный запас знаний, ввожу такой вид заданий как лингвистические почемучки. Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле. К заданиям этой группы относятся:  вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов); вопросы занимательного характера (в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы). Например, а) Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына?  б) Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.  в) Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность? Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота?  В каком городе живет дядька, если в огороде бузина?  Какую строчку не прочитать?  Какую шляпку нельзя надеть на голову? Чего не следует сыпать на рану?

Нравятся детям и такие задания: Лингвистический диктант: Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем.   Вода, от воды, к воде... Математический диктант:  Вытянутый квадрат.   1000 грамм. 100 килограмм. 1000 килограмм. 1000 метров.   и др. 

Использование нестандартных заданий обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, а также способствует углублению знаний по русскому языку, повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления, обогащению их словарного запаса, развивает смекалку, сообразительность, воспитывает «языковое чутьё». Нестандартные задания (шутки, ребусы, кроссворды и др.) требуют языкового анализа, а это один из эффективных методов обучения русскому языку.

В своей совокупности нестандартные занимательные задания на уроках русского языка должны способствовать развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитию умений и творчества, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке. Нестандартные задания по русскому языку разнообразят учебный материал, делают его ярче, живее. Такие задания должны способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развивать смекалку, сообразительность, воспитывать «языковое чутьё», столь необходимое каждому культурному человеку. Необычность заданий вызывает у ребят удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

Таким образом, работа с нестандартными заданиями на уроках русского языка носит системный характер, отсюда и положительный результат. Показателями развития познавательного интереса к русскому языку и эффективности проведения уроков с применением нестандартных заданий является: 1) появление у учащихся устойчивого интереса к предмету; дети  начинают задумываться над смыслом слова, над его исконным значением.  2) у многих учащихся  формируется  навык самостоятельной работы, укрепляющий познавательный интерес.  3) применение нестандартных заданий активизирует работу учащихся, развивает их творческие способности,   многие учащихся по собственному желанию стремятся принять участие в обсуждении вопросов, дополнить и исправить ответы товарищей, качество ответов - всё это следует считать признаками наличия у них познавательного интереса. Более чем у 50% ребят возрастает  активность на уроках и во внеурочное время.

 Мною разработаны и систематизированы различные виды нестандартных заданий, которые можно использовать как на уроках , так и во внеурочной деятельности, например, при подготовке к олимпиадам, различным конкурсам, мониторинговым исследованиям .

Решение нестандартных задач  как средство развития

творческих способностей обучающихся на уроках русского языка

(Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов)

Юрина Н.В.

2013-2014 учебный год

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...

развитие творческих способностей обучающихся на уронах русского языка и литературного чтения

Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка

Выступление на педагогическом совете. Виды работ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).

В статье рассматривается методика  написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается  воображение детей, фантазия....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного....

Развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.

В этой статье говорится  о нетрадиционных подходах к работе с обучающимися  на уроках русского языка....