развитие творческих способностей обучающихся на уронах русского языка и литературного чтения
презентация к уроку по русскому языку по теме

Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области имеют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык и литературное чтение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

СЛАЙД 1

Не секрет, что проблема современной школы в том, что у детей пропал интерес к учению вообще, и к изучению русского языка, литературному чтению в частности. Отсюда низкая грамотность, нежелание читать художественную литературу, подмена книги компьютером. Огромное количество детей не посещают театры, не работают со словарями, дополнительной литературой. Результат – неразвитая речь, память, воображение, неумение анализировать, делать выводы, дополнять.  Поэтому на школу возложена большая ответственность по становлению творческой личности.

Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области имеют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык и литературное чтение.

Вот почему я уже несколько лет работаю по теме самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения».

СЛАЙД 2

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети научились выражать свои мысли в устной и письменной форме, стремились высказывать своё мнение, отстаивать его, умели анализировать ответы учащихся, находить ошибки и уметь объяснить их.

Главная задача моей работы с детьми – научить их мыслить, удивляться, познавать, открывать новое и осознавать свой опыт.

СЛАЙД 3

Я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, для того, чтобы он мог проявить свои способности и таланты, нужно умелое руководство как со стороны учителя, так и родителя. Особая роль, конечно, возлагается на учителя.

Каждый урок его должен быть для ребёнка открытием, и этому, конечно, способствует занимательная форма их проведения, творчество оживляет учебный процесс, активирует и формирует личность.

СЛАЙД 4

Вся работа по развитию творческих способностей ведётся на протяжении всех лет обучения. При этом очень важно учитывать индивидуальные способности учащихся.

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

 Часто использую на уроках дидактические игры. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?», особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.

СЛАЙД 8

Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения, нестандартные уроки, например: урок – путешествие, урок- праздник, урок –игра, урок - исследование. В качестве примера приведу содержание урока-утренника «Идет волшебница - зима»:

  1. Выставка творческих работ учащихся по теме.
  2. Конкурс чтецов.
  3. Инсценировка отдельных произведений.
  4. Конкурс знатоков загадок о зиме.
  5. Викторина.

СЛАЙД 9

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности. Большое значение воображению придавал Л.С. Выготский: «Активизация воображения личности не происходит сама по себе, а для этого необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие.»

Стараюсь как можно больше включить в практику виды деятельности, направленные на активизацию процессов воображения. Например: журнал  «Небылицы в лицах».

Дети с удовольствием составляют и отгадывают кроссворды, сочиняют четверостишия, пишут сочинения. Всё это оформляется в книжки-малышки: «Мои сказки», «Загадки», «Кроссворды»

         В своей работе использую следующие творческие задания: рассказывание историй от имени разных персонажей, сочинение сказок, историй с героями изученных произведений, изменение начала и конца, продолжение произведения, представление себя на месте событий. Пересказ от имени разных персонажей вызывает интерес у детей, требует переосмысливания и воспроизведение произведения. Наблюдая за детьми замечаю, что каждый ребенок готов пересказать сказку по-своему, внося элементы собственного творчества. Большое внимание на уроке уделяю работе с «непонятными» словами: объяснение смысла, составление предложения, пересказ отрывка, в котором употреблено это слово, подбор синонимов, а также составление словарика по теме чтения.

Можно устроить парад «живых книг». (Дети сами выбирают книгу, которую хотят представить, делают обложку, готовят сообщение: как называется (автор и заголовок), кто герой книги, о чем в ней рассказано.)

СЛАЙД 10

               Для развития творческих способностей обучающихся использую такие виды работ:

  • подбор слов, сходных и различных по смыслу;
  • продолжить рассказ;
  • составить памятку;
  • составить предложения;
  • озаглавить рассказ; и т.д.
  • творческие уроки дифференцированного характера;
  • уроки - творчества;
  • библиотечные уроки;
  • уроки - сказки;
  • уроки - утренники;
  • статьи для классной стенгазеты.

• Творческие работы различного содержания:

  • Я и моё имя.
  • Я и мои друзья.
  • Как я провёл лето.
  • Сочиняем сказки.
  • Отзывы о прочитанных книгах.
  • О великих людях и событиях.

СЛАЙД 11

Большой интерес для детей представляют исследовательские проекты, например: «Самолёт будущего»; «Прочитанная книга»; «Памятники искусства».

Развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учат ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать и т. д.

    Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников.

СЛАЙД 12

Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причём обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения.

Дети очень любят сочинять сказки, с удовольствием работают над редактированием текста, отгадывают загадки.

СЛАЙДЫ 13- 34

     Всё вышесказанное приводит к развитию творческого мышления школьника, оживляет учебный процесс, вызывает у ученика желание узнать что-то новое, активизирует и формирует личность. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет.