Коррекционно - равивающее логопедическое занятие по теме: Словосочетания образованные по типу управления. (Р.п.)
план-конспект по логопедии
Групповое занятие для обучающихся 5 класса (6 человек со сходными нарушениями и логопедическим заключением)
Логопедическое заключение: СНР лёгкой степени с нарушением письменной речи по типу смешанной дисграфии с ведущей аграмматической дисграфией (с акустической дисграфией, с дисграфией на почве недоразвития языкового анализа и синтеза на уровне слова) на фоне лёгкой умственной отсталости. (по Р.И. Лалаевой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_krlz_5_klass.docx | 398.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Комович Елена Валерьевна, учитель – логопед ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»
Методическая разработка, предназначенная для учащихся 5-9 классов вариант 1
Коррекционно – развивающее логопедическое занятие
Группа обучающихся 5 класса (6 человек со сходными нарушениями и логопедическим заключением)
Логопедическое заключение: СНР лёгкой степени с нарушением письменной речи по типу смешанной дисграфии с ведущей аграмматической дисграфией (с акустической дисграфией, с дисграфией на почве недоразвития языкового анализа и синтеза на уровне слова) на фоне лёгкой умственной отсталости. (по Р.И. Лалаевой)
Тема: Словосочетания образованные по типу управления. (Р.п.)
Цель: коррекция аграмматизмов в устной и письменной речи.
Задачи:
- Упражнять учащихся в практическом употреблении существительных (одушевлённых и неодушевлённых) в форме единственного и множественного числа родительного падежа.
- Корректировать аграмматизмы в устной и письменной речи через игры и упражнения на сравнение, анализ, синтез; активизировать словарного запаса.
- Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: презентация, картинки птиц с вырезанными фрагментами и клювов (как фрагмента картинок) для игры «Чей клюв?», индивидуальные карточки, тетради, ручки, карандаши.
Ход занятия
I. Орг. момент:
- Какое сейчас время года, какой месяц?
- Февраль - это начало, середина или конец зимы?
- Какое сегодня число, день недели, время суток?
II. Сообщение темы и задач занятия
См. презентация:
слайд 2
- Кого вы видите на экране?
- Как сказать одним словом, кто это? (? если не назовут обобщающее слово - птицы)
- Задайте вопрос к этим словам? (дети отвечают по одному, задавая вопрос к каждой картинке и называя птиц: - Кто это? – Это дятел.)
- Какой вопрос вы задавали? (кто?)
- Какие слова отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? (слова – предметы или существительные)
Игра: «Чей клюв?»
(картинки птиц и клювов на доске)
- Всё правильно?
- Что не так?
- Дятел без клюва. Задайте вопрос к словам без клюва.
- Дятел без ……? (чего?) и т.д. к каждой птице.
- Помогите задать вопрос: «Птицы без ………?» (чего?)
- А без чего птицы? (без клювов) – обратить внимание детей на множественное число существительного птицы и клювы (клювов).
- Найдите подходящий клюв каждой птице. (найти клюв и добавить птице, посмотреть правильно ли получилось)
- Присоединяя проговариваем словосочетание «Клюв кого? - дятла, …. и т.д.»
- Птицы были без ….. задайте вопрос (- без чего?)
- А почему мы про птиц спрашивали Кого? а про клювы Чего? (птицы - одушевлённые, а клюв - неодушевлённый)
Обращаю внимание детей на картинку к игре «Чей клюв?» проговариваю:
- Какие вопросы вы задавали? (Кого? Чего?)
- Вопросы, какого падежа вы назвали? (Кого? Чего? – родительный падеж.)
Выход на тему занятия: Обращаю внимание детей на слайд презентации и картинку к игре «Чей клюв?» проговариваю:
Кто? Что? Это существительные, Кого? Чего? – это вопросы родительного падежа, составляли и проговаривали мы словосочетания,
- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? (составлять словосочетания в родительном падеже)
Сегодня мы будем составлять словосочетания с существительными в родительном падеже.
III. Работа над темой занятия
А) Устранение аграмматизмов в устной речи
Слайд 4
Задание 1.
«Чьи это следы».
На слайде следы различных животных, птиц, человека.
- Определи, кто наследил и соедини линиями следы с тем, кто их оставил.
- отвечая проговариваем фразу: «Это следы (кого?) лисы; …. и т.д.»
Слайд 5
Задание 2.
«Кто чей детеныш?»
- Кого видите на слайде? (домашних животных. Если дети не назовут что животные домашние, задаю конкретизирующие вопросы: Какие животные? Почему их называют домашние.)
- Найдите каждому животному его детёныша, проведите линию, проговаривая: «Жеребенок — детеныш (кого?) лошади, …….. и т.д.)
(Лошадь, жеребенок; корова, теленок; коза, козленок; овца, ягненок; свинья, поросенок; собака, щенок; кошка, котёнок)
Физ. пауза. Упражнения с карандашом.
Возьмите в руки карандаш и покатайте между ладошек. Затем показываю различные переплетения карандаша через пальцы, прошу детей сделать так же.
Б) Устранение аграмматизмов в письменной речи
Работа в тетрадях.
- Откройте тетради, запишите число. (Число записано на доске)
- Прочитайте задание в карточке 3.
- Что нужно сделать? (закончить словосочетания, изменяя слова в скобках)
(Записываем словосочетания по типу комментируемого письма, задавая вопросы кого? или чего? При этом поясняя, вопрос кого? задаём одушевлённым существительным, а вопрос чего? неодушевлённым.
Задание 3. Закончите словосочетания, правильно изменяя слова, данные в скобках. Гнездо (ласточка). Письмо (сестра). Улицы (город). День (Победа). Цветок (клевер). Листья (береза). Кроны (деревья). Следы (птица). Чешуя (рыба). Стволы (сосна). |
Самостоятельная работа в тетради по карточке 4.
- В задании 4 попробуйте сами ответить на вопрос, придумывая слова, подходящие по смыслу.
Задание 4. Закончите словосочетания, отвечая на вопросы: Листья чего? … Крылья кого? … Корни чего? … Плод чего? … Хвост кого?... След кого? … Щепотка чего? … Нора кого? … |
- Проверяем выполнение задания. (дети читают свои варианты ответов)
Задание 5.
- Выберите словосочетание из задания 4 и составьте с ним предложение. (дети проговаривают составленные предложения)
IV. Итог занятия:
- Возьмите зелёный карандаш и поставьте себе оценку за работу в тетради.
- Хочу сказать, что вы молодцы, внимательно слушали, думали, правильно проговаривали слова, составили красивые предложения, это вам поможет не делать ошибок на уроках русского языка.
Литература
- Голунчекова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций , реализующих АООП. Изд.7.; М «Просвещение» - 2022 г.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1989
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. «Владос» 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж"
Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж" .Логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи (III уровень)», подготовительный специальный (коррекционный) класс V...
Конспект группового коррекционно-логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Б] - [Б\'] в словах и слогах"
Групповое логопедическое занятие с учащимися первых классов с ОВЗ...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах и словах
Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ...
Конспект индивидуального интегрированного логопедического занятия по теме: " Зима. Звук [р] в словах и словосочетаниях."
Разработка новой технологии интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Предлагаемое логопедическое занятие является интегрированным. Ведущей дисциплиной, выступающе...
План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.
Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия»
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...
Фронтальное коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме «Предлоги ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА»
Формирование представления о смысловой значимости предлогов.Уточнение пространственного значения предлогов за, из-за, перед. Формирование навыков предложного управления. Обучение правильному использов...