Фронтальное коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме «Предлоги ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Людмила Геннадьевна Трапенок

Формирование представления о смысловой значимости предлогов.Уточнение пространственного значения предлогов за, из-за, перед. Формирование навыков предложного управления. Обучение правильному использованию предлогов в устной речи. Формирование навыка пересказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frontalnoe_korrektsionno.docx630.45 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме «Предлоги ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА»

учитель-логопед Трапенок Людмила Геннадьевна

Цели и задачи:

  • Обучающая: Сформировать у обучающихся понимание значений предлогов «ЗА», «ИЗ-ЗА», «ПЕРЕД» 
  • Коррекционно-развивающая: Формировать представление о смысловой значимости предлогов. Уточнить пространственное значение предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД. Сформировать навык предложного управления. Научить детей правильно использовать предлоги в устной и письменной речи. Развивать логическое мышление. Формировать навыки пересказа.
  • Воспитательная: Формировать самоконтроль.

Оборудование:

  • магнитные фигурки зайца, лисы, ёжика, дерева, куста.
  • графические схемы предлогов «ЗА», «ИЗ-ЗА», «ПЕРЕД».
  • карточки со слогами «ЗА», «ИЗ-ЗА», «ПЕРЕД»
  • карточки со слогами «ПРЕД», «ЛО», «ГИ».
  • доска, магниты.
  • Распечатанные листы из логопедического альбома Т.И. Прокопьевой «Преодоление нарушений письма у школьников 3-5 классов», простые карандаши, ластики.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, а гостям мы очень рады. Улыбнитесь гостям, друг другу и мне.

-Сядет тот, кто назовёт 2 звук в названии времени года, который сейчас за окном.

- Сядет тот, кто назовёт последний звук в названии времени года, которое будет после зимы.

-Сядет тот, кто назовёт количество слогов в названии месяца года, который сейчас за окном.

- Сядет тот, кто назовёт количество слогов в названии дня недели, который будет завтра.

- Сядет тот, кто назовёт последний звук в названии первого дня недели.

2. Подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала

Сообщение темы занятия.

Формулировка целей и задач занятия.

- Ребята, посмотрите на доску. (Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки со слогами «ЛО», «ГИ», «ПРЕД»). Что на доске? (Слоги).

C:\Users\Людмила.TOLMSH\Desktop\1726723256405.jpg

- Прочитайте их, переставьте слоги местами, и вы узнаете тему нашего занятия.

- Как называется тема нашего занятия (Предлоги).

- Сегодня мы продолжаем изучать предлоги.

- Что такое предлог? (Часть речи, маленькое слово).

-Для чего служат предлоги? (Предлоги служат для связи слов в предложении).

-Что помогают понять нам предлоги? (Помогают понять, где находятся предметы).

- Как пишутся предлоги со словами? (Предлоги со словами пишутся раздельно).

 - Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки с названием темы занятия «ПРЕДЛОГИ ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА»

- Мы узнаем значение этих предлогов, правила их написания, будем рисовать их схемы, придумывать предложения с этими предлогами, для того чтобы правильно писать предлоги в предложениях, будем вставлять в предложения подходящие по смыслу предлоги.

- Будьте внимательны на уроке, слушайте учителя и товарищей, выполняйте задания.

3. Усвоение нового материала

Уточнение пространственного значения предлогов ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА.

Учитель-логопед раздает распечатанные листы из логопедического альбома «Преодоление нарушений письма у школьников 3-5 классов»

C:\Users\Людмила.TOLMSH\Downloads\1726724038889.jpg

- Рассмотрите картинку и составьте предложения. (Зайчик прячется за кустом. Ёжик стоит перед кустом. Лис выглядывает из-за дерева.

На доску вывешиваются магнитные фигурки зайца, лисы, ёжика, дерева и куста.

C:\Users\Людмила.TOLMSH\Desktop\1726723256363.jpg

-Нарисуйте схему предлогов и запишите их.

C:\Users\Людмила.TOLMSH\Desktop\1726723256317.jpg

Что обозначает слово «ПЕРЕД»: оно обозначает, что один предмет находится впереди другого предмета, впереди кого- чего-нибудь.

-На строчке запишите предлог ПЕРЕД и подберите к нему слова. Обозначьте окончания в словах: перед школой, столом, кустами, шкафом.

- Что обозначает слово «ЗА»: оно обозначает, что один предмет находится позади другого предмета, по ту сторону, позади кого- чего-нибудь: «заяц позади куста», «лиса позади дерева».

- Что обозначает слово «ИЗ-ЗА»?: оно обозначает направление, движение откуда-нибудь, из места закрытого чем-нибудь».

-Ребята, слово «ИЗ-ЗА» имеет ещё одно значение: «по причине чего-нибудь, по вине кого- чего-нибудь. Например: Из-за дождя мы не пошли гулять.

Преодоление аграмматизма на письме.

-Придумайте предложения с данными в таблице словами и предлогами ЗА, ИЗ-ЗА.

-Запишите предлоги со словами. Обозначьте корень и окончания в словах.

за стол-ом       из-за стол-а

за стол-ами     из-за стол-ов

за парт-ой       из-за парт-ы

за парт-ами     из-за парт

за ведр-ом      из-за ведр-а

за ведр-ом      из-за ведер

4. Физкультминутка

- Ребята, встаньте из-за парт.

- Встаньте друг за другом.

- Лиза, за кем ты стоишь (Я стою за …).

- Артём, кто стоит перед тобой (Передо мной стоит…). И т.д.

- Даша, встань за Тимуром, Матвей, встань за Лизой и т.д.

- Матвей, выйди из-за Лизы.

- Встаньте в ряд, послушайте задания, запомните их и в точности повторите: сначала выполните 5 приседаний, потом 4 прыжка на двух ногах, потом 3 прыжка на правой ноге, потом 2 прыжка на левой ноге. Выполняйте.

Молодцы, ребята! Садитесь за парты.

5. Закрепление изученных предлогов.

-Прочитайте предложения, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

   Недалеко _______ деревней находится светлая берёзовая роща.  _______  рощей – большая поляна и глубокий овраг. ________ оврагом есть грибное место. Утром солнышко выглянуло _______ туч. Дети пошли _____ лес _____ ягодами и грибами. _______ небу плыли тёмные облака. Днём солнце  спряталось _____ тучи и полил сильный дождь. _______ плохой погоды ребята вернулись домой. Бабушка стояла _______ домом и ждала детей. _____ крыльце _______ дверью лежала кошка _____ котятами. Ребята выложили грибы __________ корзин и показали их бабушке.

- Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга работы.

6.Формирование навыка пересказа.

- Как вы считаете, это текст или отдельные предложения? (Это текст, потому что предложения связаны по смыслу.)

-Как можно озаглавить текст? (За грибами. Поход за грибами.)

- На какие части можно разделить текст? Выделите карандашом части текста – абзацы.

- Выразите основную мысль каждой части. Это будет план пересказа.

1. Грибное место

2. Погода

3. Ожидание

При выполнении задания можно использовать мнемотехнику. По каждому разделу рассказа в тетрадях дети рисуют схематические рисунки, которые будут являться опорой при пересказе.

C:\Users\Людмила.TOLMSH\Desktop\1726723256300.jpg

- Прочитайте текст ещё раз. Перескажите его, опираясь на план и рисунки.

6. Подведение итогов занятия

Вот и подошло к концу наше занятие.

Давайте подведём итог занятия:

  • Какие предлоги мы сегодня изучали?
  • Зачем мы изучаем предлоги? (Чтобы правильно употреблять их в устной речи, грамотно писать).
  • На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?
  • Понравилось вам занятие?
  •  Молодцы! Все ребята хорошо работали на занятии. Занятие закончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие на тему: «Предлоги»

Логопедическое занятие   на тему: «Предлоги»....

Конспект логопедического занятия по теме: «Предлоги. Путешествие по сказкам»

Данное логопедическое занятие направлено на закрепление знаний учащихся о предлогах, а увлекательная форма подачи материала повысит интерес детей к изучаемому материалу....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ по теме:Предлоги В, НА.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕпо  теме:  П Р Е Д Л О Г И       В,  НА....

Конспект группового логопедического занятия по теме «Предлоги» (2 класс)

Тема: Предлоги.Цели:1.      Образовательные:·         уточнить представления о роли предлогов;·...

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.

Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Логопедические занятия"

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Логопедические занятия", вариант 7.1, 4 класс...

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 3 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [р] в словах, предложениях.

Нарушение произношения звука [р] является наиболее частым у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Данное занятие "Автоматизация звука [р] в словах, предложениях" способствует корр...