Интегрированное логопедическое занятие произношение, развитие речи с элементами логоритмики 2 класс. Тема: «Зимнее путешествие»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Елена Владимировна Барабанова

Тип урока (мероприятия, занятия)

Логопедическое групповое  (тематическое занятие)

Цель урока (мероприятия, занятия)

Закрепление приобретенных навыков произношения и дифференциации звуков [С]–[З] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях, путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Коррекционно-образовательные задачи:

•        закрепить навык детей давать сравнительную характеристику звуков [C], [З];

•        совершенствовать и закреплять знания о механизмах образования звуков;

•        закрепление и уточнение активного и пассивного словаря по теме «Зима».

•        формирование навыков словообразования;

Коррекционно – развивающие задачи:

•        развивать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

•        развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;

•        развивать общую и мелкую моторику.

•        развивать речевое дыхание, речевой слух, тонкую, общую и артикуляционную моторику, внимание, чувство ритма, музыкальный слух, мелодико – двигательную координацию.

Коррекционно – воспитательные задачи:

•        воспитывать выразительность движений, переключаемость с одного вида деятельности на другой, умение согласовывать музыку с движением.

•        воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

•        воспитывать у детей самоконтроль за речью;

•        воспитывать чувство товарищества, доброжелательность.

•        формировать интерес к логопедическим занятиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное логопедическое занятие произношение, развитие речи с элементами логоритмики 2 класс.

Тема: «Зимнее путешествие»

Цель: Закрепление приобретенных навыков произношения и дифференциации звуков [С]– [З] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях, путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Коррекционно-образовательные задачи:

• закрепить навык детей давать сравнительную характеристику звуков [C], [З];

• совершенствовать и закреплять знания о механизмах образования звуков;

• закрепление и уточнение активного и пассивного словаря по теме «Зима».

• формирование навыков словообразования;

Коррекционно – развивающие задачи:

• развивать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

• развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;

• развивать общую и мелкую моторику.

• развивать речевое дыхание, речевой слух, тонкую, общую и артикуляционную моторику, внимание, чувство ритма, музыкальный слух, мелодико – двигательную координацию.

Коррекционно – воспитательные задачи:

• воспитывать выразительность движений, переключаемость с одного вида деятельности на другой, умение согласовывать музыку с движением.

• воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

• воспитывать у детей самоконтроль за речью;

• воспитывать чувство товарищества, доброжелательность.

• формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: презентация, картинки и рисунки доска; магниты; карточки для звукового анализа слова; зеркала, бубенцы, ложки, ИКТ.

Ход занятия: (дети заходят в зал под зимнюю мелодию, становятся полукругом)

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. «Приветствие»

- Здравствуйте, ручки,

- Здрав – ствуй – те! (дети в ответ хлопают в ладоши 3 раза)

- Здравствуйте, ножки,

- Здрав – ствуй – те! (дети в ответ топают 3 раза)

- Здравствуйте, девочки,

- Здрав – ствуй – те! (девочки руки на поясе, поворачивают корпус туловища вправо-влево на каждый слог)

- Здравствуйте, мальчики,

- Здрав – ствуй – те! (мальчики кланяются головой 3 раза)

- Здравствуйте, язычки (дети цокают язычками 3 раза)

2. «Загадка»

За окном у нас зима, снег укутал все дома.

Город этот не простой,

Он дремучий и густой.

Встал заснеженной стеной

Угрюмый, тёмный и глухой. (ЛЕС)

В лесное путешествие сегодня приглашаю вас пойти! Интересней приключенья, нам, ребята, не найти! По дорожкам снежным, по лесу, гулять пойдём. И лесных зверей мы с вами обязательно найдём.

3. Развитие пространственной организации движений. Упражнение на координацию речи и движения (музыкальное сопровождение)

Раз, два, три, четыре, пять. В лес отправимся гулять.

По извилистым тропинкам (ходьба змейкой)

Потихоньку мы пойдем,

На носочки дети встали (легкий бег на носочках)

По дорожкам побежали.

А теперь на каблучки – (ходьба на пятках)

По сугробам не спеши.

(Дети останавливаются в кругу.)

4. «Разминка»

( Дети садятся на стульчики)

В путь отправились мы с песней, а пока мои друзья,

Не в ладоши хлопайте, а язычком работайте!

5. «Артикуляционная гимнастика» (Видео)

ОКОШКО

Мы окошко открываем, Зиму в гости приглашаем.

КАЧЕЛИ

На качели лёг снежок

И качается, дружок.

ГОРКА

А на горке ледяной

Покатаемся с тобой

УЛЫБКА

Во дворе лежит снежок

Улыбнись-ка мне дружок

Улыбнёмся всем друзьям,

Без улыбки жить нельзя

ЗАБОРЧИК

На заборе снежок,

На снежке петушок

ЛОПАТКА

Мы лопату дружно взяли

И снежок весь убрали

- Ребята, понравилось вам в нашем лесу?

- Ребята, скажите, пожалуйста, на какой звук заканчивается слово ЛЕС.

- Ребята пока мы с вами путешествовали, кто-то здесь пробегал, посмотрите чьи же следы на снегу?

(зайчьи) Кто их мог оставить? Правильно, ЗАЯЦ.

- Ребята, скажите, пожалуйста, на какой звук начинается слово ЗАЯЦ. Как вы думаете, какая тема нашего занятия

Определение детьми темы урока (дети формулируют тему занятия)

Правильно, тема занятия «Зимнее путешествие» и мы будем сегодня сравнивать звуки [C] и [З].

II. УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С], [З]

Ребята, а сейчас я вас попрошу составить схему слова ЛЕС.

6. Звуковой анализ слова ЛЕС (На магнитной доске схема)

Первый звук? Второй звук? Третий звук?

Сколько всего звуков в этом слове?

Сколько всего букв?

На какой звук заканчивается слово ЛЕС? Дайте ему характеристику.

–Посмотрите в зеркало, и произнесем вместе: с – с – с.

Что делают наши губы, зубы, язык, голос, какая идет воздушная струя?

Какой это звук?

–Посмотрите в зеркало, и произнесем вместе: з – з – з.

Что делают наши губы, зубы, язык, голос, какая идет воздушная струя? Какой это звук?

Что общего у этих звуков?

– Чем они отличаются? Звук [C] глухой, а звук [З] звонкий.

7. «Задание на развитие фонематического слуха»

а) Инструкция: – Если услышите звук [с] – топайте, а если – [з] звоним в бубенцы. (дети берут бубенцы)

Лексический материал:

– со, за, зо, со, су, зы, сы, зу, зна, озн, сны, зну…Замок, сапог, розовый, галстук, синий, мимоза, запах, писали.

;Чистоговорки со звуком [С] на тему «Зима»

Ребята, теперь давайте пропоём чистоговорки со звуком [С]

Са-са-са – Посмотри, бежит лиса!

Со-со-со - Стало всё светлым-светло!

Су-су-су - Сосны снежные в лесу.

Сы-сы-сы – Снежок падает с сосны!

;Чистоговорки со звуком [З] на тему «Зима»

Ребята, теперь давайте пропоём чистоговорки со звуком [З]

За-за-за – Снег летит мне в глаза.

Зо-зо-зо – Мне с коньками повезло.

Зу-зу-зу – В вас на санках я везу.

Зы-зы-зы – Ударили морозы.

- Какой чистый воздух в нашем лесу, свежий и морозный. Давайте подышим воздухом зимнего леса.

(Дети встают в круг)

10. «Дыхательная гимнастика»

Упражнение «Сдуй снежинку»

Мы снежинки собирали и с ладошки их сдували, пусть летят снежинки, снежинки - холодинки

(глубокий вдох носом – длительный выдох ртом)

III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

- Вот мы и в зимнем лесу. Каким бывает зимний лес?

(Морозный, тихий, красивый, снежный, нарядный, добрый, сонный, сказочный, фантастический)

11. «Работа с родственными и однокоренными словами»

- А теперь послушайте стихотворение и помогите мне подобрать нужные слова. Тихо-тихо, как во сне,

Падает на землю снег

С неба всё скользят пушинки – Серебристые снежинки.

На посёлке, на лужок

Всё снижается снежок.

Вот веселье для ребят – Всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в снежки,

Словно в белый пуховик

Нарядился снеговик.

Рядом снежная фигурка – Это девочка-снегурка.

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил снег.

- Ребята, какие слова вы мне говорили?

- А что это за слова, как они называются? (Родственные слова)

- Мы помним, что это те слова, которые звучат, похоже, и связаны друг с другом по смыслу.

- Вот посмотрите на них ещё раз.

- Давайте поищем, в каких словах спряталось слово «снег», они как будут называться?

(Однокоренные)

Логопед: В лесу живет много разных животных и птиц. Может быть, мы с вами кого-то из них встретим сегодня.

Посмотрите на слайд и соберите из букв слово (ЁЖИК) (выставляется слайд с иллюстрацией ежа)

- Вот у меня есть такие ёжики. Давайте поиграем с ними (дети встают в круг).

12. Игра с массажными мячами.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз — подбросим, Два — поймаем,

Три — уроним И... сломаем.

- Ребята, знаете, в лесу есть жители, которых мы можем только услышать, но очень редко можем их увидеть. Посмотрите на слайд по начальным буквам названия картинок, узнаете, кто следующий житель нашего зимнего путешествия (ДЯТЕЛ) (выставляется слайд с иллюстрацией дятла)

- А давайте, и мы поиграем, как стучат дятлы (дети берут ложки)

13. Ритмическая игра «Молоточки»

Возьмем молоточки вместе со мной,

Я первой сыграю, а вы вслед за мной.

Дятел сядет на сучок: тук-тук-тук.

Дятел ищет, где жучок: тук-тук-тук.

Возьмем молоточки вместе со мной,

Я первой сыграю, а вы вслед за мной.

Над дубравой сильный град: туки-туки-тук.

С дуба жёлуди летят: туки-туки-тук.

Возьмем молоточки вместе со мной,

Я первой сыграю, а вы вслед за мной.

Строят хату два бобра: тук-тук да тук.

Без гвоздей, без топора: тук-тук да тук.

Возьмем молоточки вместе со мной,

Я первой сыграю, а вы вслед за мной:

Тук-тук-тук; Туки-туки-тук; Тук-тук да тук…

- Ребята, следующего жителя нашего зимнего леса вы узнаете, если решите ребус. (МЕДВЕДЬ) (выставляется слайд с иллюстрацией медведя)

Правильно, медведь это крупное животное и он любит когда всего много. - А ну-ка, ребята, скажите чего много зимой?

14. «Упражнение один-много».

Снег – много снега

Лёд – много льда

Снежинка – много снежинок

Санки – много санок

Вьюга – много вьюг

Снеговик - много снеговиков

Снежок – много снежков

Сосулька – много сосулек

Гирлянда – много гирлянд

Снегирь – много снегирей

Звезда – много звёзд

День – много дней

Ночь – много ночей

Забава – много забав.

Праздник – много праздников.

- Ребята, мы побывали с вами в зимнем путешествии, но нам пора возвращаться, а на прощанье давайте станцуем весёлый танец.

Танец «Ёлочки - пенёчки» Устали ? (ДА)

15. «Упражнение на расслабление»

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело…

Руки теплые у нас…

Ноги теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется…

Нам понятно, что такое Состояние покоя…

(после длительной паузы, тихим голосом.)

Хорошо нам отдыхать…

Но уже пора вставать.

(голос звучит громко.)

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза, проснуться!

Потихонечку встаем, на дорожку.

И тихо – тихо попрощаемся.

IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

- Что вы узнали сегодня на занятии?

- Какое задание было самым интересным?

Если занятие было полезным и вам все понятно – украсьте наше зимнее дерево весёлыми снежинками.

Если занятие было для вас трудным и многое неясно – то выберите не совсем довольную снежинку.

Теперь нам пора прощаться.

- До свиданья, ручки,

- До сви – дани – я! (дети поют и хлопают в ладоши 4 раза)

- До свиданья, ножки,

- До сви – дани – я! (дети поют и топают 4 раза)

- До свиданья, девочки,

- До сви – дани – я! (поют девочки)

- До свиданья, мальчики,

- До сви – дани – я! (поют мальчики)

- До свиданья, язычки.

(дети цокают язычками 4 раза)

(Музыка – дети выходят из зала)

Приложение3

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

«Зимнее путешествие»

Предмет

Логопедическое занятие

Класс

2

Психолого-педагогическая характеристика класса

Все учащиеся класса активно участвуют в учебной деятельности, у большинства учащихся сформирована стойкая учебная мотивация, выраженная высокой активностью на уроках, стремление получить хорошую оценку на уроке.

Дети умеют коллективно работать и у них это уже неплохо получается, однако еще много надо работать, чтобы дети подавляли собственное желание и старались делать приятное другому.

Классный коллектив в основном дружный. В классе нет ярко выраженных групп, все ребята охотно помогают друг другу и общаются все вместе, они доброжелательно приняли новеньких девочек и помогают им и поддерживают их во всем. Наблюдается контроль со стороны родителей за учебой детей в школе. Многие учащиеся вовлечены во внешкольную и во внеклассную деятельность. Родители учащихся проявляют интерес к школе и учебным достижениям своих детей, стараются участвовать в мероприятиях, проводимых в классе и в школе, проявляют инициативу в помощи классу и школе по подготовке мероприятий и общественной работе.

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Барабанова Елена Владимировна – учитель - логопед

Образовательное учреждение

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 9»

Населённый пункт

р.п. Переяславка

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Логопедическое групповое (тематическое занятие)

Цель урока (мероприятия, занятия)

Закрепление приобретенных навыков произношения и дифференциации звуков [С]–[З] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях, путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Коррекционно-образовательные задачи:

• закрепить навык детей давать сравнительную характеристику звуков [C], [З];

• совершенствовать и закреплять знания о механизмах образования звуков;

• закрепление и уточнение активного и пассивного словаря по теме «Зима».

• формирование навыков словообразования;

Коррекционно – развивающие задачи:

• развивать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

• развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;

• развивать общую и мелкую моторику.

• развивать речевое дыхание, речевой слух, тонкую, общую и артикуляционную моторику, внимание, чувство ритма, музыкальный слух, мелодико – двигательную координацию.

Коррекционно – воспитательные задачи:

• воспитывать выразительность движений, переключаемость с одного вида деятельности на другой, умение согласовывать музыку с движением.

• воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

• воспитывать у детей самоконтроль за речью;

• воспитывать чувство товарищества, доброжелательность.

• формировать интерес к логопедическим занятиям.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Демонстрация презентации Power Point, видео – наглядность, компьютер, видеопроектор, плакаты животных, магнитная доска, музыкальное сопровождение

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Развивает умение ходить по кругу, выполняя несложные двигательные упражнения и ориентируясь в пространстве зала.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц.

Артикуляционные упражнения. Подготавливают артикуляционный аппарат ребёнка к постановке звуков. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика. Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Согласование движений с музыкой. Ребёнок учится согласовывать движения с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе, воспринимать перемену темпа и двигаться в соответствии с характером, динамикой и звуковысотностью музыкального сопровождения.

Ходьба и бег. Ребёнок учится ходить и бегать в колонне по одному и парами, змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя во время движения несложные задания.

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями, видеопроектор, плакаты животных

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Презентация, картинки и рисунки, доска; магниты; карточки для звукового анализа слова; зеркала, бубенцы, ложки, ИКТ.

Список учебной и дополнительной литературы

Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием" Шашкина Г.Р. "Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи".

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

слайд 2

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. С каким настроением мы заканчиваем наше занятие, поделитесь со мной…(на доске изображается ёлочка, которую дети «наряжают» при помощи своих впечатлений, показ ёлочки). Я надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас до конца занятия

Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. «Приветствие»

- Здравствуйте, ручки,

- Здрав – ствуй – те! (дети в ответ хлопают в ладоши 3 раза)

- Здравствуйте, ножки,

- Здрав – ствуй – те! (дети в ответ топают 3 раза)

- Здравствуйте, девочки,

- Здрав – ствуй – те! (девочки руки на поясе, поворачивают корпус туловища вправо-влево на каждый слог)

- Здравствуйте, мальчики,

- Здрав – ствуй – те! (мальчики кланяются головой 3 раза)

- Здравствуйте, язычки (дети цокают язычками 3 раза)

2. «Загадка»

За окном у нас зима, снег укутал все дома.

Город этот не простой,

Он дремучий и густой.

Встал заснеженной стеной

Угрюмый, тёмный и глухой. (ЛЕС)

В лесное путешествие сегодня приглашаю вас пойти! Интересней приключенья, нам, ребята, не найти! По дорожкам снежным, по лесу, гулять пойдём. И лесных зверей мы с вами обязательно найдём.

#1056;азвитие пространственной организации движений. Упражнение на координацию речи и движения (музыкальное сопровождение)

Раз, два, три, четыре, пять. В лес отправимся гулять.

По извилистым тропинкам (ходьба змейкой)

Потихоньку мы пойдем,

На носочки дети встали (легкий бег на носочках)

По дорожкам побежали.

А теперь на каблучки – (ходьба на пятках)

По сугробам не спеши.

(Дети останавливаются в кругу.)

;Разминка»

( Дети садятся на стульчики)

В путь отправились мы с песней, а пока мои друзья,

Не в ладоши хлопайте, а язычком работайте!

;Артикуляционная гимнастика» (Видео)

ОКОШКО

Мы окошко открываем,

Зиму в гости приглашаем.

КАЧЕЛИ

На качели лёг снежок

И качается, дружок.

ГОРКА

А на горке ледяной

Покатаемся с тобой

УЛЫБКА

Во дворе лежит снежок

Улыбнись-ка мне дружок

Улыбнёмся всем друзьям,

Без улыбки жить нельзя

ЗАБОРЧИК

На заборе снежок,

На снежке петушок

ЛОПАТКА

Мы лопату дружно взяли

И снежок весь убрали

- Ребята, понравилось вам в нашем лесу?

- Ребята, скажите, пожалуйста, на какой звук заканчивается слово ЛЕС.

- Ребята пока мы с вами путешествовали, кто-то здесь пробегал, посмотрите чьи же следы на снегу?

(зайчьи) Кто их мог оставить? Правильно, ЗАЯЦ.

- Ребята, скажите, пожалуйста, на какой звук начинается слово ЗАЯЦ. Как вы думаете, какая тема нашего занятия

Определение детьми темы урока (дети формулируют тему занятия)

Правильно, тема занятия «Зимнее путешествие» и мы будем сегодня сравнивать звуки [C] и [З].

1. Организационный этап - прием в стихотворной форме дал положительный эмоциональный настрой и был направлен на то что способствовало быстрому вхождению учеников в работу. На начальном этапе занятия стремилась вызвать интерес к поставленной цели. Подвести учеников к самостоятельному определению темы занятия. Дети сами сформулировали тему и попытались определить задачи занятия. Проведённая разминка на этом этапе помогла развитию коммуникативных качеств и установлению дружеских взаимоотношений, хорошего настроения внутри детского коллектива.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были продуманы наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к речевой и мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в пространстве.

слайд 3

II. УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С], [З]

Ребята, а сейчас я вас попрошу составить схему слова ЛЕС.

6. Звуковой анализ слова ЛЕС (На магнитной доске схема)

Первый звук? Второй звук? Третий звук?

Сколько всего звуков в этом слове?

Сколько всего букв?

На какой звук заканчивается слово ЛЕС? Дайте ему характеристику.

–Посмотрите в зеркало, и произнесем вместе: с – с – с.

Что делают наши губы, зубы, язык, голос, какая идет воздушная струя?

Какой это звук?

–Посмотрите в зеркало, и произнесем вместе: з – з – з.

Что делают наши губы, зубы, язык, голос, какая идет воздушная струя? Какой это звук?

Что общего у этих звуков?

– Чем они отличаются? Звук [C] глухой, а звук [З] звонкий.

7. «Задание на развитие фонематического слуха»

а) Инструкция: – Если услышите звук [с] – топайте, а если – [з] звоним в бубенцы. (дети берут бубенцы)

Лексический материал:

– со, за, зо, со, су, зы, сы, зу, зна, озн, сны, зну…Замок, сапог, розовый, галстук, синий, мимоза, запах, писали.

;Чистоговорки со звуком [С] на тему «Зима»

Ребята, теперь давайте пропоём чистоговорки со звуком [С]

Са-са-са – Посмотри, бежит лиса!

Со-со-со - Стало всё светлым-светло!

Су-су-су - Сосны снежные в лесу.

Сы-сы-сы – Снежок падает с сосны!

;Чистоговорки со звуком [З] на тему «Зима»

Ребята, теперь давайте пропоём чистоговорки со звуком [З]

За-за-за – Снег летит мне в глаза.

Зо-зо-зо – Мне с коньками повезло.

Зу-зу-зу – В вас на санках я везу.

Зы-зы-зы – Ударили морозы.

- Какой чистый воздух в нашем лесу, свежий и морозный. Давайте подышим воздухом зимнего леса.

(Дети встают в круг)

10. «Дыхательная гимнастика»

Упражнение «Сдуй снежинку»

Мы снежинки собирали и с ладошки их сдували, пусть летят снежинки, снежинки - холодинки

(глубокий вдох носом – длительный выдох ртом)

Интеграция образовательных областей: доминирующая область – художественно эстетическое развитие (музыкальная деятельность), интегрируемые – познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Для вызова интереса и активизации познавательной деятельности детей на протяжении всего занятия, использовала загадки, ребусы, шарады. Всё занятие было в виде прогулки по зимнему лесу, где дети встречали разных лесных жителей и выполняли их задания: Игра «Молоточки», «Один - много», «Добавь словечко» способствовали не только решению задач занятия, но и задач семинара в рамках которого было проведено это занятие, а именно «Развитие лексико-грамматического строя речи».

III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

- Вот мы и в зимнем лесу. Каким бывает зимний лес?

(Морозный, тихий, красивый, снежный, нарядный, добрый, сонный, сказочный, фантастический)

;Работа с родственными и однокоренными словами»

- А теперь послушайте стихотворение и помогите мне подобрать нужные слова. Тихо-тихо, как во сне,

Падает на землю снег

С неба всё скользят пушинки – Серебристые снежинки.

На посёлке, на лужок

Всё снижается снежок.

Вот веселье для ребят – Всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в снежки,

Словно в белый пуховик

Нарядился снеговик.

Рядом снежная фигурка – Это девочка-снегурка.

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил снег.

- Ребята, какие слова вы мне говорили?

- А что это за слова, как они называются? (Родственные слова)

- Мы помним, что это те слова, которые звучат, похоже, и связаны друг с другом по смыслу.

- Вот посмотрите на них ещё раз.

- Давайте поищем, в каких словах спряталось слово «снег», они как будут называться?

(Однокоренные)

Логопед: В лесу живет много разных животных и птиц. Может быть, мы с вами кого-то из них встретим сегодня.

Посмотрите на слайд и соберите из букв слово (ЁЖИК) (выставляется слайд с иллюстрацией ежа)

- Вот у меня есть такие ёжики. Давайте поиграем с ними (дети встают в круг).

12. Игра с массажными мячами.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз — подбросим, Два — поймаем,

Три — уроним И... сломаем.

- Ребята, знаете, в лесу есть жители, которых мы можем только услышать, но очень редко можем их увидеть. Посмотрите на слайд по начальным буквам названия картинок, узнаете, кто следующий житель нашего зимнего путешествия (ДЯТЕЛ) (выставляется слайд с иллюстрацией дятла)

- А давайте, и мы поиграем, как стучат дятлы (дети берут ложки)

13. Ритмическая игра «Молоточки»

Возьмем молоточки вместе со мной,

Я первой сыграю, а вы вслед за мной.

Дятел сядет на сучок: тук-тук-тук.

Дятел ищет, где жучок: тук-тук-тук.

Возьмем молоточки вместе со мной,

Я первой сыграю, а вы вслед за мной.

Над дубравой сильный град: туки-туки-тук.

С дуба жёлуди летят: туки-туки-тук.

Возьмем молоточки вместе со мной,

Я первой сыграю, а вы вслед за мной.

Строят хату два бобра: тук-тук да тук.

Без гвоздей, без топора: тук-тук да тук.

Возьмем молоточки вместе со мной,

Я первой сыграю, а вы вслед за мной:

Тук-тук-тук; Туки-туки-тук; Тук-тук да тук…

- Ребята, следующего жителя нашего зимнего леса вы узнаете, если решите ребус. (МЕДВЕДЬ) (выставляется слайд с иллюстрацией медведя)

Правильно, медведь это крупное животное и он любит когда всего много. - А ну-ка, ребята, скажите чего много зимой?

14. «Упражнение один-много».

Снег – много снега

Лёд – много льда

Снежинка – много снежинок

Санки – много санок

Вьюга – много вьюг

Снеговик - много снеговиков

Снежок – много снежков

Сосулька – много сосулек

Гирлянда – много гирлянд

Снегирь – много снегирей

Звезда – много звёзд

День – много дней

Ночь – много ночей

Забава – много забав.

Праздник – много праздников.

- Ребята, мы побывали с вами в зимнем путешествии, но нам пора возвращаться, а на прощанье давайте станцуем весёлый танец.

Танец «Ёлочки - пенёчки» Устали ? (ДА)

15. «Упражнение на расслабление»

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело…

Руки теплые у нас…

Ноги теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется…

Нам понятно, что такое Состояние покоя…

(после длительной паузы, тихим голосом.)

Хорошо нам отдыхать…

Но уже пора вставать.

(голос звучит громко.)

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза, проснуться!

Потихонечку встаем, на дорожку.

И тихо – тихо попрощаемся.

Решению задач по образовательной области речевое развитие способствовали такие приёмы как: вопросы к детям, логоритмические упражнения, работа над ответами детей полными предложениями. В ходе занятия так же применялись здоровьесберегающие технологи: валеологическая распевка – чистоговорки под музыку, массажные мячи, дыхательные и логоритмические упражнения, чтобы помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность в заключительной части я включила игровой релаксационный комплекс на ковриках. Во избежание утомления детей, мною использовалась постоянная смена деятельности.

Разнообразие методов, занимательная форма занятия, игровые приёмы, смена видов заданий, проведение специальных упражнений, сюрпризные моменты - всё это способствовало повышению познавательной активности и сохранению интереса на протяжении всего занятия.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Было использовано всё образовательное пространство музыкального зала, и продуман наглядный материал. В ходе занятия поддерживалась положительная психологическая атмосфера, поскольку в общении с детьми я, как педагог, использовала демократичный стиль общения, а так же в ходе занятия использовала поощрения и похвалы в адрес детей, что дополнительно стимулировало их к работе.

IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

- Что вы узнали сегодня на занятии?

- Какое задание было самым интересным?

Если занятие было полезным и вам все понятно – украсьте наше зимнее дерево весёлыми снежинками.

Если занятие было для вас трудным и многое неясно – то выберите не совсем довольную снежинку.

Теперь нам пора прощаться.

- До свиданья, ручки,

- До сви – дани – я! (дети поют и хлопают в ладоши 4 раза)

- До свиданья, ножки,

- До сви – дани – я! (дети поют и топают 4 раза)

- До свиданья, девочки,

- До сви – дани – я! (поют девочки)

- До свиданья, мальчики,

- До сви – дани – я! (поют мальчики)

- До свиданья, язычки.

(дети цокают язычками 4 раза)

(Музыка – дети выходят из зала)

Итог занятия был организован в виде вопросов и ответов. Дети очень неуверенно отвечали чувствовалась какая-то растерянность ребят.

Чтобы проверить эмоциональный отклик детей необходимо было выбрать снежинку с настроением. Если занятие было полезным и всё было понятно –дети выбирали весёлые снежинки, если занятие было для вас трудным и многое неясно – то выбирали не совсем довольную снежинку. Почти все дети выбрали весёлые снежинки.

Интенсивность урока соответствовала возможностям детей.

Таким образом, чёткая постановка целей занятия, определение его структуры и преемственность этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение их рациональной комбинации (последовательности) – это те условия, которые помогали мне провести качественное, познавательное, обучающее, интересное занятие.

Я считаю, что поставленная цель и задачи, были выполнены. Длительность занятия составила 40 минут, что соответствует требованиям СанПин.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. С каким настроением мы заканчиваем наше занятие, поделитесь со мной…(на доске изображается ёлочка, которую дети «наряжают» при помощи своих впечатлений, показ ёлочки).

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

-

Дополнительная необходимая информация

Использование презентации, наглядно-дидактический материал, видео

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Статья на сайте

Раздел «Логоритмика» на международном образовательном портале МААМ.

Статья на сайте

В помощь учителю

Обоснование, как данную тему оптимально изучать

Заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребёнка. Вот некоторые преимущества таких занятий:

Совершенствование речи.Логоритмика способствует развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы.

Укрепление мышечного аппарата. Занятия помогают сформировать правильную осанку и укрепить мышцы.

Повышение активности в сфере сенсорного и моторного развития. Упражнения учат дошкольников различать темп и ритм, закладывают основы для формирования волевых качеств и выдержки.

Влияние музыки. Приятные для слуха мотивы переводят организм в состояние позитивного эмоционального возбуждения, которое тонизирует ЦНС и повышает внимание. Также музыка улучшает обмен веществ, стимулирует кровообращение и дыхание, повышает тонус коры головного мозга.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной, познавательной.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

- Рациональный режим

-Использование эффективной системы закаливания

-Благоприятная психологическая обстановка в группе

-Систематические физкультурно-оздоровительные занятия

-Правильное питание

Другое

-Открытое логопедическое занятие

Приложение 2

  1. Тип мероприятия – логопедическое (групповое) занятие
  2. Цель мероприятия: Закрепление приобретенных навыков произношения и дифференциации звуков [С]–[З] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях, путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
  3. Задачи мероприятия:

Коррекционно-образовательные задачи:

• закрепить навык детей давать сравнительную характеристику звуков [C], [З];

• совершенствовать и закреплять знания о механизмах образования звуков;

• закрепление и уточнение активного и пассивного словаря по теме «Зима».

• формирование навыков словообразования;

Коррекционно – развивающие задачи:

• развивать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

• развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;

• развивать общую и мелкую моторику.

• развивать речевое дыхание, речевой слух, тонкую, общую и артикуляционную моторику, внимание, чувство ритма, музыкальный слух, мелодико – двигательную координацию.

Коррекционно – воспитательные задачи:

• воспитывать выразительность движений, переключаемость с одного вида деятельности на другой, умение согласовывать музыку с движением.

• воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

• воспитывать у детей самоконтроль за речью;

• воспитывать чувство товарищества, доброжелательность.

• формировать интерес к логопедическим занятиям.

  1. Краткое описание хода мероприятия Организационная часть (приветствие, загадка, упражнение на координацию речи и движения, разминка, артикуляционная гимнастика, упражнения по развитию произношения и дифференциации звуков с-з, чистоговорки, ответы на вопросы, музыкальное сопровождение, работа с карточками «Мое настроение», игры с массажными мячами, подведение итогов.
  2. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут / закрепят / др. ученики в ходе мероприятия -

заключаются в их влиянии на всестороннее развитие ребёнка. Вот некоторые преимущества таких занятий: совершенствование речи. Логоритмика способствует развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы. Укрепление мышечного аппарата. Занятия помогают сформировать правильную осанку и укрепить мышцы. Повышение активности в сфере сенсорного и моторного развития. Упражнения учат дошкольников различать темп и ритм, закладывают основы для формирования волевых качеств и выдержки. Влияние музыки. Приятные для слуха мотивы переводят организм в состояние позитивного эмоционального возбуждения, которое тонизирует ЦНС и повышает внимание. Также музыка улучшает обмен веществ, стимулирует кровообращение и дыхание, повышает тонус коры головного мозга. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной, познавательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)

Развитие речи - процесс сложный, творческий.Цель урока достигнута в ходе интегрирования связей на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне текста. Фор...

Коррекционное развивающие занятия по развитию речи с элементами пальчиковой гимнастики. Тема: Лесные ягоды

Цель: формировать представления о ягодах,познакомить детей с понятиями «облепиха», «черника», учить составлять рассказ по плану.Коррекционно-образовательные  цели: Расширить знания о разнови...

Интегрированный логопедический урок по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: «Транспорт» в 4-ом классе.

Урок развивает устную речь учащихся  через расширение, обобщение и систематизацию знаний о видах транспорта, правилах пользования наземным транспортом....

Логопедическое занятие по развитию речи в 3 классе по теме: «Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему»

Целью занятия является составление предложений по материалам наблюдений на тему «Новогодний праздник».К конспекту занятия предлагается  презентация....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Человек. Части тела”

Уточнение и расширение словаря по теме «Человек. Части тела» (голова, руки, ноги, туловище, волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, шея, плечи, живот, сп...

"Виды транспорта" Открытое логопедическое занятие по развитию речи для 2 коррекционного класса

Отркрытое логопедическое занятие по  развитию речи во 2 коррекционном классе. В группе 9 учащихся....