Интегрированный логопедический урок по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: «Транспорт» в 4-ом классе.
план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему

Прозументова Наталья Анатольевна

Урок развивает устную речь учащихся  через расширение, обобщение и систематизацию знаний о видах транспорта, правилах пользования наземным транспортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_urok.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида  2 г. Владимира»

Интегрированный

логопедический урок

по  развитию речи

на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

по теме: «Транспорт»

в  4-ом  классе.

 

Учитель - логопед:  Прошакова В. И.

Учитель- дефектолог: Прозументова Н. А.

                                             

Владимир 2014 г.

Цель: развивать устную  речь учащихся  через расширение, обобщение и систематизацию знаний о видах транспорта, правилах пользования наземным транспортом.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Уточнить и расширить представление детей об окружающем мире по теме «Транспорт».
  2. Расширить кругозор учащихся, познакомить с историей развития троллейбусного движения во Владимире, познакомить с профессиями водителя троллейбуса, кондуктора.
  3. Учить применять полученные знания в жизни.
  4. Расширять активный  и  пассивный словарь учащихся.
  5. Формировать осознанное отношение к работе над речью.

 Коррекционно – развивающие:

  1. Корригировать фонетическую сторону речи учащихся  через связанные высказывания, диалог, чтение стихов.
  2. Корригировать слуховую память, внимание  детей через задания педагогов, чтение стихов.
  3.  Корригировать зрительную память детей через восприятие картинного материала.
  4. Корригировать и развивать мышление и другие психические процессы через выполнение заданий педагогов.
  5. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику  детей через проведение арт. гимнастики,  физминуток.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать познавательную активность учащихся через игровые приёмы работы, применение ИКТ.
  2. Воспитывать любовь детей  к родному краю, культуру речи и поведения, чувство коллективизма, доброжелательности.
  3. Воспитывать социально – бытовую ориентацию учащихся.

Оборудование: ИКТ (интерактивная доска «Smart»  ПО «Smart  Noteboor» 10.0 , зеркала, дидактическая кукла, картинный  предметный материал, картинный план к орг.моменту, атрибуты для ролевой игры и инсценирования стихотворения, раздаточный материал, стихотворный материал.

 Ход урока:

Организационный момент.

У. –Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня в нашем классе много гостей, и сегодняшний урок – занятие проведут учитель и логопед.

Л.- На гостей все повернулись и гостям все улыбнулись. Я думаю, что вы постараетесь и будете хорошо работать. А что для этого нужно?

Д.- (С опорой на сигнальную схему.) Нужно внимательно смотреть, слушать и запоминать, отвечать на вопросы и правильно говорить.

Л. -  Сегодня на уроке вы будете много говорить. Старайтесь произносить правильно все звуки, которые вы научились произносить. Для этого нужно подготовить язык к работе, сделать артикуляционную гимнастику. Артикуляционная зарядка улучшает подвижность языка, разогревает его мышцы. Поможет нам провести арт.зарядку весёлый герой. Попробуйте отгадать его.

Заранее подготовленный ученик читает загадку:

Он зелёный, без хвоста

Любит мокрые места.

Глаза на макушке.

Кто это? (Лягушка.)

Артикуляционная гимнастика.

Появляется кукла лягушонок  Квака. Дети вместе с лягушонком перед зеркалами выполняют логопедические упражнения: «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Часики», …

Л. – Давайте научим Кваку выполнять трудное упражнение. Дети выполняют и читают стихотворение. «Грибок».

Л. – Ребята, сегодня на уроке у нас очень интересная тема. Попробуйте отгадать её.

(Педагог выставляет ряд предметных картинок. Дети должны выделить в названиях картинок первый звук, составить из них слово. Появляется название темы урока. «ТРАНСПОРТ»

Содержание урока.

У. - Слово «транспорт» пришло к нам из Греции. В переводе с греческого означает «перемещать». Сначала транспортом называли грузовые морские суда. Позже слово «транспорт» стало обозначать «доставка чего- либо».

У. – Ребята, для чего нужен транспорт?

Д. –(Транспорт нужен для перемещения людей и перевозки грузов.)

У. – Какие виды транспорта вы знаете?

Д. – (Пассажирский и грузовой).

Ещё можно выделить специальный транспорт. Он предназначен для специальных служб (пожарной, скорой помощи, полицейской, аварийной и др. служб).

У. – Какой вид транспорта был распространён раньше?

Д. – (Лошади, олени, верблюды, мулы.) Некоторые из них и сейчас используются человеком.)

  Но животных постепенно вытеснила техника. Человек теперь может передвигаться по земле, воде, воздуху. Поэтому, на какие группы можно ещё разделить транспорт?

Д. – (Наземный, водный, воздушный)

У. - Послушайте, пожалуйста, стихотворение, попробуйте запомнить все виды транспорта, которые нужно будет разделить на три группы:

На транспорте ездим мы все постоянно.

Автобусы возят нас всех непрестанно,

Трамваи, троллейбусыЕсть и метро,

Которое спряталось очень хитро.

Вот в небе над нами летят самолёты,

И в них за штурвалом, конечно, пилоты.

По морю большие плывут корабли,

С бортов их давно уж не видно земли.

Мы знаем ещё мотоциклы, мопеды

И очень удобные велосипеды.

Конечно, есть  лодки и есть катера,

Но нам на картинки взглянуть уж пора.

Дети называют виды транспорта, которые названы в стихотворении. (Слайд 2)

Затем на доске распределяют по группам автобус, троллейбус, трамвай, поезд, корабль, мотоцикл, …Остались ракета, воздушный шар.

У. – К какому виду транспорта они относятся?

- Для какого вида транспорта не нашлось места?

Д. – (Метро. Это подземный вид транспорта.)

У. – Как вы думаете, какой вид транспорта самый молодой?

Д. – (Воздушный. Человек сравнительно недавно научился летать.)

У. – Какой вид транспорта можно увидеть в нашем городе? Для этого давайте продолжим предложение: (Слайд 3)

На улицах города Владимира люди ездят на …,   …,   …,   …,   … .

Дети должны выбрать из списка слов (автобус, троллейбус, трамвай, поезд, корабль, мотоцикл, метро, велосипед, ракета, воздушный шар) нужные.

У. – Ребята, сегодня я предлагаю совершить небольшую поездку по нашему городу. А на каком виде транспорта мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку….

Подготовленный ученик читает загадку:

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус). - Как вы думаете, почему я выбрала этот вид транспорта? (У него небольшая скорость, поэтому он наиболее безопасный. Троллейбус - самый экологически чистый вид транспорта.)

  Троллейбусное движение во Владимире открылось 5 ноября 1952г. по маршруту «Буревестник - Химический завод». Ездило всего 2 троллейбуса. В настоящее время по улицам нашего города ездят 102 троллейбуса по 8 маршрутам. Мы отправимся в наше небольшое путешествие на троллейбусе по маршруту 8. Как называется этот маршрут?

Д. – («Кольцевой». Он так называется, потому что у этого маршрута нет ни начала, ни конца.) (Слайд 4)…

У.- Кто управляет троллейбусом?

Д. – Водитель, шофёр.

У. – Что должен уметь водитель троллейбуса?

Д.- Водитель троллейбуса должен уметь управлять транспортным средством, хорошо знать и выполнять ПДД, быть внимательным, вежливым.

Учитель предлагает одному из учеников стать водителем воображаемого троллейбуса. Сегодня водителем нашего воображаемого троллейбуса будет Дима. Дима, проведи, пожалуйста, с ребятами зарядку.

Дети выполняют физминутку «Мы - шофёры»:

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шофёры – хоть куда!

У.- Кого мы ещё видим в салоне троллейбуса?

Д. – Кондуктора.

У. – Что делает кондуктор?

Д. – Кондуктор принимает плату за проезд, следит за порядком в салоне, следит за безопасностью пассажиров.

Учитель предлагает одной из учениц стать кондуктором воображаемого троллейбуса.

У. – Ребята, нас ожидает троллейбус на остановке «Улица Пичугина». Кто знает, почему эту улицу так назвали? (Дети отвечают и читают информацию на слайде .5.)

Водитель: - Граждане пассажиры, наш троллейбус следует по маршруту  8. Будьте внимательны, двери закрываются, мы отъезжаем от остановки «Улица Пичугина», следующая остановка «Золотые Ворота».

Кондуктор: - Граждане пассажиры, занимайте свободные места, держитесь за поручни, не задерживайтесь у дверей. Прошу оплатить проезд.

1-ый пассажир: - Скажите, пожалуйста, сколько стоит проезд?

Кондуктор: - Проезд стоит 15 рублей.

1-ый пассажир: - Дайте, пожалуйста, один билет.

2-ый пассажир: - А нам с другом дайте, пожалуйста, два билета.

Кондуктор: - С вас 30 рублей.

2-ый пассажир: - У нас 50 рублей.

Кондуктор: - Вот ваши билеты и 20 рублей сдачи. Ау вас что за проезд?

3-ый пассажир: - У нас проездные билеты. Мы взяли справку в школе и купили билеты в троллейбусном парке.

Водитель: - Остановка «Золотые Ворота». (Слайд 6)

У. – Почему эта остановка так называется?  ( Золотые Ворота – памятник древнерусской архитектуры. Очень давно Золотые Ворота были парадным въездом в наш город, защищал город от врагов. Памятник сохранился до наших дней. Сейчас в Золотых Воротах находится музей.)

(Водитель: - Мы объезжаем Золотые Ворота справа, т. к. они стоят посередине проезжей части улицы. Мы едем по Большой Московской  улице. Это центр города. Здесь много магазинов, кафе, офисов. На улице много туристов. Наш троллейбус съезжает с центральной улицы на улицу Гагарина. Справа можно увидеть ещё один замечательный памятник древнерусской архитектуры  Успенский собор.Слайд 7)

Водитель: - Остановка «Улица Гагарина».

У. – В честь кого названа эта остановка? ( В честь первого космонавта Земли.)

Логопед: - Ребята, на улицах города очень оживлённое движение. Кто помогает водителям и пешеходам соблюдать правила дорожного движения? (Светофор.)

Давайте вспомним физминутку о нашем  друге.

Ор – ор – ор – это светофор.

Ора – ора – ора – есть глаза у светофора.

Ор – ор – ор – нам моргает светофор.

Красный – стой!

Жёлтый жди,

А зелёный загорит?

Он идти нам разрешит!

Водитель: - Осторожно, двери закрываются.

Л. - Ребята, давайте вспомним ещё очень важное правило поведения в общественном транспорте.

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Рифма».

Водитель: - Мы едем с вами по Ерофеевскому спуску, улице Луначарского, улице Батурина, улице Мира и поворачиваем на улицу Горького.

У. – В честь кого названа эта улица? ( В честь писателя А.М. Горького.)

- С каким произведением А. М. Горького мы познакомились на уроке чтения? («Воробьишко».) Какое интересное слово встретилось в этом произведении? (Чебурахнулся). Вы тоже любите играть в слова. Отгадайте загадку:

Я хорошая машина,

Резво еду без бензина.

Увезу в любые дали,

Только ты крути педали.   (Велосипед).

Л. – Кто умеет управлять велосипедом?

- А какие ещё слова можно придумать с началом  ВЕЛО- ? (Слайд 8) (Велогонка, велосипедист, велотрек, велотренажёр.) Какие слова непонятны? Учитель объясняет значение непонятных слов. (Слайд 9… ,Слайд 10)…

Водитель: Наш троллейбус поворачивает на проспект Строителей.

У. – Ребята, кто из вас живёт на этом проспекте? На какой остановке вы выходите? Как вы думаете, почему так назван проспект? (Ученик, живущий на проспекте Строителей даёт ответ. Данный небольшой рассказ является домашним заданием.) (Слайд 11)

Водитель: Наш троллейбус поворачивает на улицу Чайковского.

У. – Ребята, кто из вас живёт на этой улице? (Ответы детей.) . (Слайд 12)

Водитель: Наш троллейбус поворачивает на площадь 30-летия Победы.

У. – В честь какого события названа эта площадь? (Площадь названа в честь Победы нашего народа над фашистской Германией. (Слайд 13)

Водитель: Наш троллейбус движется по проспекту Ленина. Мы подъезжаем к остановке «Улица Пичугина». Благодарим за поездку, просим не забывать свои вещи. (Дети садятся на свои места.)

Л. – Вспомните, как мы двигались, совершая наше путешествие, дополните  предложения словами – действиями.

На доске предложения с  пропущенными словами: (Слайд 14)

Троллейбус   …    от остановки «Улица Пичугина».

Троллейбус   …   к остановке «Золотые Ворота».

Мы    …   справа «Золотые Ворота».

Троллейбус    ….    с центральной улицы.

Мы     …     на широкий проспект.

(отъехал, подъехал, объехали, съехал, выехали)

Итог урока.

У. – Понравилась ли вам наша поездка? Что понравилось больше всего? Что нового узнали?  

Если вам понравилось, как вы работали, у вас всё получилось, то покажите зелёный фонарик.

Если вы старались, но у вас не всё получилось, то покажите жёлтый фонарик.

Если вам было трудно и вам было не интересно, покажите красный фонарик.

Учитель и логопед подводят итоги,  выставляют отметки, благодарят детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы".

Конспект урока по развитию речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида. тема: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы"....

План - конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Польза овощей и фруктов"

Данный урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида. Урак был дан как мастер - класс для педагогов, на курсах повышения квалификации по программе: "Современные образов...

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.Продолжительность: 1урок – 45 минут.Класс: 4.Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 200...