Нарушение письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по логопедии (3 класс)
Учитель-логопед оказывает помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в общении и обучении, помогает детям почувствовать себя (пусть не сразу) полноценными людьми, найти своё место в этом мире, в общении. С нарушением письменной речи связано много факторов. Один из самых важных – это нарушение фонематического слуха. В данном сообщении приводятся примеры ошибок, которые допускают учащиеся с ОВЗ и предлагаются направления работы по устранению этих ошибок.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение письменной речи
у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – сложная, кропотливая работа.
Нарушение письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья - проблема, с которой связано много факторов.
Один из самых важных – это нарушение фонематического слуха. Хорошо развитый фонематический слух помогает в правильном произношении, овладении в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, навыками чтения и письма. При нарушении фонематического слуха у детей на письме наблюдаются: замены букв (мишка-миска), пропуски букв и слогов (собка – собака, елька - ельника), перестановки букв и слогов (плюшегово - плюшевого), не дописывание букв (медвед – медведь), слитное написание предлогов (Дети пошли влес.) и раздельное написание приставок (при ехал).
Эта проблема волнует меня больше всего как учителя-логопеда. Прежде всего хочу отметить, что учитель-логопед оказывает помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающие трудности в общении и обучении, помогает детям почувствовать себя полноценными людьми, найти своё место в этом мире, в общении.
Начинать конечно же, необходимо с малого…
Во-первых, установить с ребенком контакт, расположить его к себе, создать благоприятный эмоциональный фон.
Во-вторых донести информацию, которую ребёнок недополучил на уроке в классе.
Во-третьих, кропотливо отработать каждое упражнение, используя различные виды деятельности: наглядность, игровые формы, ресурс из МЭШ.
Следует у детей:
- развивать зрительное восприятие,
- развивать слуховую память и внимание,
- развивать мелкую моторику рук,
- развивать зрительную память,
- развивать фонематический анализ и синтез,
- обогащать и совершенствовать словарный запас детей,
- привлекать к решению данной проблемы родителей.
Путём сравнения наглядного материала (карточки, картинки) важно донести нужную информацию. Дети зрительно смотрят, проговаривают слова, пропевая слоги, использовать отражённое проговаривание изучаемого правила, на протяжении всего занятия чередовать устные и письменные виды работ. Активно использовать на занятиях материалы МЭШ (игры, ресурсы). В конце занятия обязательно подведение итогов. Предложить ребёнку самому оценить (что запомнил, что получилось, что нужно ещё раз повторить).
Не всё получается сразу, потому что дети разные. Необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Необходимо время, чтобы возникло доверие ребёнка к учителю.
Однозначного решения проблемы нет, но задача учителя-логопеда сделать так, чтобы каждый ученик не боялся делать ошибки, умел преодолевать трудности, делал маленькие шажки вперёд на каждом занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланковая методика, как средство развития устной и письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Ф.И.О. Писарева Татьяна Сергеевна...

Причины и характеристики нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ствтье содержится материал по специальной психологии, и будет интересен широкому кругу педагогов....

Лексико-семантические нарушения речи детей с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе рассматриваются лексико-семантические нарушения речи детей с ОВЗ и приемы их коррекции....

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...
Доклад на тему: "Особенности эмоциональных нарушений и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"
Особенности эмоционального поведения детей с ЗПР...
Презентация на тему: "Особенности эмоциональных нарушений и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"
Особенности поведения детей с ЗПР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рабочая программа учителя-дефектолога «Предупреждение и коррекциянарушений письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа) разработана и предн...