Программа Коррекция Регуляторной дизорфографии
рабочая программа по логопедии (4 класс)
Коррекционно-развивающая логопедическая программа "Коррекция Регуляторной дизорфографии"
Программа состоит из четырех модулей:
1.Формирование учебной мотивации.
2.Формирование умения устанавливать цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.
3.Формирование организовывать действия по времени.
4.Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской округ Красногорск Московской области
Частное общеообразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа «Исток» им. Ю.С. Ларькина
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор школы
_________________Н.С Жидкова ____________О.Артемьева
«31» августа2022г. «31» августа2022 г.
Рабочая программа
КОРРЕКЦИЯ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИЗОРФОГРАФИИ
У УЧАЩИХСЯ 3- 4-Х КЛАССОВ
Всего часов на изучение программы -16 ч.
Количество часов в неделю-2 ч.
Разработала : учитель –логопед Блащук М.В
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Согласно Федеральным государственным стандартам общего образования, предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.
Одним из серьезных препятствий на пути усвоения программного материала по предмету «Русский язык» является ДИЗОРФОГРАФИЯ.
ДИЗОРФОГРАФИЯ-это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих этот процесс у детей.
Одной из форм нарушения орфографической компетенции у школьников, согласно исследованиям О.В Елецкой, Е.А Логиновой, при которой наблюдается недостаточность всех компонентов учебной деятельности, является регуляторная дизорфография. Это обстоятельство обусловливает необходимость включения в систему коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление дизорфографии, мероприятий, направленных на формирование и совершенствование учебной деятельности учащихся.
Становление учебной деятельности школьника –это процесс формирования умения учиться –самостоятельно ставить цели и самостоятельно находить средства их достижения.
На логопедических занятиях должны закладываться внутренние механизмы процесса учения и развития-учебно-познавательный интерес, принятие и постановку учебных задач, поиск общих способов (принципов )решения задач, действия самоконтроля и самооценки.
Программа «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» является составной частью программы «Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов» и используется на подготовительном этапе работы по коррекции регуляторной дизорфографии.
Цель программы: формирование основных компонентов учебной деятельности,
являющихся базовыми для решения орфографических задач.
Задачи программы:
- формирование учебной мотивации;
-познавательной активности и учебной самостоятельности;
-умения устанавливать цель и управлять поведением. направленным на ее достижение;
-формирование и развитие навыков планирования ,организации учебной деятельности
-формирование развитие умения организовывать свои действия во времени;
-формирование и развитие навыков самоконтроля и рефлексии, умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов .
-развитие коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Адресат: обучающиеся 3-4 классов с дизорфографией, в структуре дефекта которой преобладает недостаточность регуляторных компонентов учебной деятельности.
Характеристика группы учащихся с регуляторной дизорфографией:
В структуре нарушения формирования и автоматизации орфографического навыка письма у этих школьников доминирующим является неполноценность УД в звене программирования и контроля:
-неумение сосредоточиться на задании, ориентироваться в нем,анализировать учебные задания;
-непонимание условия орфографической задачи;
-неумение подчинить свое учебное поведение словесным инструкциям;
-недостаточность словесной регуляции учебной деятельности;
-несформированность умения планировать свои действия и выполнять их в определенной последовательности, отслеживая правильность выполнения;
-неумение работать с образцом;
-отсутствие самокоррекции, что проявляется в неспособности заметить и исправить ошибки;
-несформированность самоконтроля;
-неполноценность способности оценить результаты своей учебной деятельности;
-медленный темп учебной деятельности;
-прекращение учебной деятельности в ситуациях минимального дискомфорта .
Планируемые результаты:
После прохождения курса логопедических занятий по данной программе у школьников должны быть сформированы следующие умения и навыки :
-умение ориентироваться в учебной ситуации;
-умение определять цель ,составлять план учебных действий и организовывать работу по выполнению этого плана;
-умение произвольно регулировать внимание, вовремя включаться в деятельность группы и класса, переключать внимание в процессе смены видов работы, поддерживать общий темп работы группы и класса.
-умение организовывать учебные действия во времени;
-умение ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его;
-умение осуществлять самоконтроль и рефлексию, мониторинг своей деятельности и самооценку ее результатов;
-умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками;
-умение выражать собственное мнение, строить понятные для учителя и одноклассников высказывания;
-наличие у школьников познавательных мотивов учебной деятельности, позитивного отношения к обучению, чувства уверенности в своих способностях.
Содержание программы:
Программа «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» является составной частью программы «Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов» и используется на подготовительном этапе работы по коррекции регуляторной дизорфографии.
Программа состоит из четырех модулей:
1.Формирование учебной мотивации.
2.Формирование умения устанавливать цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.
3.Формирование организовывать действия по времени.
4.Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов.
Курс коррекционных занятий по данной программе 16ч
Продолжительность занятия: 40 мин.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Форма занятий: подгрупповые, индивидуальные.
Программно-методическое обеспечение.
1. О.В Елецкая, Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников. .-М, Редкая птица, 2018
2. О.В Елецкая. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией.-М.НКЦ,2016
3. О.В Елецкая. Методика коррекции дизорфографии у школьников.-М.Форум,2016
• дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Учебные средства.
1. О.В Елецкая, Китикова А.В. Я учусь учиться! Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией.-М, Редкая птица, 2018.
Календарно-тематическое планирование занятий
к программе «Коррекция регуляторной дизорфографии у учащихся 3-х-4-х классов».
№ |
Тема | Кол-во часов | По плану | Факт |
Обследование устной и письменной речи. Диагностика сформированности компонентов учебной деятельности. | ||||
1 МОДУЛЬ. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ | ||||
1 | «Я хочу учиться!» | 1 | -24.09 | |
2 | «Все работы хороши-выбирай на вкус» | 1 | -27.09 | |
2 МОДУЛЬ. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕЛЬ,СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ И ОРГАНИЗОВЫВАТЬ РАБОТУ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА | ||||
3 | «Учусь определять цель и составлять план» | 1 | -1.10 -4.10 | |
4 | «Учусь выполнять план и достигать цель» | 1 | -15.10 | |
5 | «Учусь действовать по инструкции» | 1 | -17.10 | |
6 | «Учусь организовывать свою работу» | 1 | -22.10 | |
7 | «Учусь организовывать свою работу и действовать по инструкции» | 1 | -24.10 | |
3 МОДУЛЬ. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ | ||||
8 | «Линия времени. Учусь организовывать свои действия во времени» | 1 | -29.10 | |
9 | «Части суток .Единицы измерения времени» | 1 | -31.10 | |
10 | «Колесо времени . Дни недели» | 1 | -5.11 | |
11 | «Времена года. Месяцы» | 1 | -7.11 | |
4 ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МОНИТОРИНГ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ | ||||
12 | «Учусь осуществлять самоконтроль и самооценку, составлять алгоритмы» | 1 | -12.11 | |
13 | «Учусь осуществлять самоконтроль и самооценку, работать по алгоритму» | 1 | -14.11 | |
14 | «Учусь проверять и находить ошибки» | 1 | -26.11 | |
15 | «Учусь быть внимательным и осуществлять самоконтроль» | 1 | -28.11 | |
16 | Проверочная работа | 1 | -3.12 | |
Итого часов по программе | 16 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция регуляторной дисграфии на логопедических занятиях
В статье представлен материал по коррекции регуляторной дисграфии. Предназначен для учителей-логопедов общеобразовательных школ....
Что такое дизорфография? Как помочь ребёнку с дизорфографией?
Ваш ребёнок выучил орфографические правила, но упорно допускает ошибки на эти правила? Дополнительные занятия не приводят к желаемому результату? В чём причина неуспеха?...

Что такое дизорфография. Предупреждение и коррекция дизорфографии.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ЧУ ОО "СОШ "Виктория" 13.12.2019 года...
ПОДБОРКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
При несформированности произвольной регуляции (один из компонентов III блока мозга по А.Р.Лурия) у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:• трудности вхождения в задания (замедленное поср...

Упражнения для коррекции регуляторных трудностей на логопедических занятиях
Слабость регуляторных функций может лежать в основе низкой школьной успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний. Регуляторные фу...


