Примеры принципов используемемых в работе логопеда
материал по логопедии

Наталья02

Работа логопеда должна строиться на основе принципов. В данном материале собраны принципы структурирующие работу логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primery_ispolzovaniya_printsipov_v_rabote_logopeda.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Общие принципы логопедии

  1. Принцип научности.

Так как я работаю в государственном учреждении в своих логопедических заключениях я не использую термины таких видов нарушений, как диспраксия. Отстаю от времени. Исправлюсь. Однако причину и следствие в логопедических характеристиках и заключениях указываю.

Пример: В связи с значительным снижением показателей слухоречевой памяти, при написании под диктовку предложения состоящего из 4 слов, ребёнок выпускает последнее слово.

  1. Принцип систематичности и последовательности.

Работа по коррекции слоговой структуры слова строится в соответствии с типами слов по Марковой. Отработав этапы по коррекции слоговой структуры слова (развитие гнозиса, слухового восприятия, пространственной ориентировки, умения ориентироваться в пространстве и т.д.) на словах 1 типа (киса, зая). Переходим к словам 2 типа опираясь на приобретённые умения ребёнком, сформированные ранее в рамках данной работы.

  1. Принцип доступности

Для детей с аутизмом диагностический материал использую такой, в котором отсутствуют дополнительные рисунки, которые могут вызвать не желательные реакции (не более 3 изображений на одном белом листе).

С учениками первого дополнительного класса в работе по обучению обобщения, использую объёмные фигуры и только после усвоения перехожу к картинному материалу (овощи, фрукты и т.д.).

  1. Принцип наглядности

Использую баночки настроения (в одной корица, в другой горчица. В конце урока откручиваем баночки нюхаем и ставим на смайлик с улыбкой баночку с корицей, если занятие понравилось или не понравилось то на сердитый смайлик баночку с горчицей). Учимся соотносить запах с настроением.

Так же использую для развития саматагнозиса мячики различных текстур, массажные коврики. В работе с детками дошкольного возраста различной наполняемости сенсорные коробочки. Аудио материал, для развития фонематического восприятия, слухоречевой памяти. В работе над развитием артикуляционного аппарата, использую варенье (если ребёнок не понимает или трудности в запоминании положения языка, например: упражнение язык вверх, мажу верхнюю губку вареньем и ребёнок слизывает. Такой метод хорошо формирует ассоциативную память и процесс идёт быстрее).

  1. Принцип прочности

В работе по коррекции слоговой структуры слова на одном занятии использую не более 3-4 слов. И включаю их в структуру всего занятия.

Пример: Это киса. Это коза. Это сова. Ищем предметы в сенсорной коробке называем предметы. Выкладываем ряды. Ходим по массажным коврикам. Кладём ко инструкции в большую или маленькую коробку и проговариваем, что тут киса и т.д. Переходим к словам другого типа только после полного усвоения предыдущего типа слов.

  1. Принцип сознательности и активности

В работе с аутистами использую визуальное расписание, где ребёнок сам выбирает, чем будем заниматься в данный момент. Из двух предложенных поощрений выбирает, какое он хочет сегодня. Пример: в коррекции мальчик, выбирает из: колбаса или мармеладные мишки. Предлагаю выбор цвета карандаша, цвета бумаги (зависит от целей урока подбираю материал с возможностью выбора).

  1. Принцип индивидуального подхода

При выборе наглядности учитываю особенности ребёнка. Есть в коррекции мальчик (аутист), у которого при виде картинок с кашей, киви, молока начинаются аффективные реакции.

Другой пример. В коррекции мальчик (дизартрия, СДВГ) с низкой мотивацией, но очень любит всё с динозаврами. Включаю динозавров во все этапы работы. На каждое занятие стараюсь брать разных (рисунки, игрушки, презентации на компьютере).

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИИ

  1. Принцип развития

После проведения диагностики я пишу маршрут индивидуальной работы на каждого ребёнка. Например: у ребёнка, обучающегося по первому варианту, я прописываю работу на первый триместр по изучению гласных букв, предполагая, что конкретный ученик будет читать. В индивидуальном маршруте ученика (2 вариант) указываю работу: понимание речи, обогащение словарного запаса формирование навыков коммуникации и т.п.

  1. Принцип комплексности

К сожалению, принцип комплексности в своей работе не использовала. Прислушаюсь к описанию этого принципа Марианной Ильиничной и обязательно буду использовать в работе.

Сейчас в частной практике, в коррекции мальчик 4,5 лет (дизартрия, нарушение слоговой структуры слова). Брала и постановку звуков и работу над ссс в одно занятие. Теперь пересмотрю структуру занятий. Ходит 3 раза в неделю. Буду 2 раза в неделю работать над слоговой и 1 раз над постановкой. Только пока не очень понимаю, как это осуществить на практике?

  1. Принцип системности

В работе по коррекции слоговой структуры слова на каждом занятии отрабатываем правильность произнесения слов того типа, которые вызывают затруднения. Но при этом работа ведётся комплексно по всем этапам. Структура занятия строится таким образом, что бы отработка слов осуществлялась: в процессе формирования слухового восприятия, пространственной ориентировки и т.д., в зависимости от выявленных дефицитов.

Так же обстоит дело и на занятиях по автоматизации и введении в речь звука. Речевой материал с нужным звуком подбираю таким образом, что бы его было возможно использовать и при решении других задач (это зависит от выявленных дефицитов лексика, грамматика и т.д.)

  1. Онтогенетический принцип

При постановке звуков учитываю возрастные нормы появления звука.

Но, как и многие коллеги ошибалась и постановку вибрантов брала в последнюю очередь. Пересмотрю свой подход. Попробую первым ставить Р,РЬ, затем шипящие и только после Л,ЛЬ.

  1. Принцип связи речи и мыслительными процессами

В моей работе всегда в структуру занятий включаю задания способствующие развитию и внимания и памяти и мышления. Пример: посади муху ни на красный ни на зелёный круг. Посади муху в банку в правом верхнем углу, а осу в нижнем правом углу и т.п. Накорми ёжика только фруктами, а зайца овощами. Положи под толстую книгу красный треугольник, а под тонкую книгу синий.

  1. Принцип деятельностного подхода

С ребятами школьного возраста подбираю материал в соответствии с ведущей деятельностью «учебная», работаем большес печатным материалом (обведи все слова с звуком РЬ ), в тетрадях и прописях, предлагаю материал для самостоятельного прочтения. С детками дошкольного возраста (до 6 лет) использую сюжетные, ролевые игры. Игры придумываю в соответствии с целью занятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В mapmethod

  1. Принцип вторичности речевого синдрома по отношению к аффективному и когнитивному статусу

В коррекции ученик (аутизм, 13 лет), случается, что проявляет агрессию в отношении меня на занятиях (царапается), случаются такие моменты, когда мама приводит уже в перевозбуждённом состоянии. Медикаментозно помогать ребёнку не хочет. Она абсолютно уверена, что он так поступает, потому, что не может сказать, что хочет. А как только научится говорить, так сразу всё пройдёт. Мама твёрдо стоит на своей позиции, объясняя тем, что она тоже коррекционный педагог. И приём медекоментов повредит внутренним органам. Не брать мальчика не могу, государственная школа-интернат. А в частной практике получается так, что родители почти всегда прислушиваются, редко приходится прощаться.

  1. Облигатность лонгитюдной дифференциальной диагностики структуры нарушения

В условиях школы провожу диагностику 3 раза в год. Начало, середина и конец года. Теперь, обязательно возьму в работу лонгитюдный метод диагностики. (диагностика по каждому из разделов задач. Ставим 4 задачи на 12 занятий. После 12 занятий проводим диагностику).

  1. Активное включение родителей в логопсихотерапевтический процесс по определению безречия

У себя в школе-интернате веду родительский клуб «Вместе». В рамках работы клуба, рассказываю родителям доступным языком о причинах возникновения того или иного речевого нарушения и что могут делать они (как родители). Делюсь доступными для родителей методами коррекции и профилактики речевых нарушений. Работа клуба проходит в формате очных встреч. К сожалению информация о контракте цветного поведения мне не знакома. Но это отличный повод ознакомиться с ним.

  1. Определение стратегии комплексной абилитации в зависимости от ведущего нейропсихологического фактора

В процессе диагностики, обследую уровень развития памяти и внимания. При выявлении дефицитов в структуру занятий я включаю упражнения на развитие памяти и внимания при. Например: при изучении числительных ставлю предметы, ребёнок называет по порядку. Затем закрываю и убираю один. Открываю, ребёнок говорит чего не стало).

В коррекции подросток ДЦП (экспрессивная речь отсутствует), лёгкая умственная отсталость. Строю работу над речью с помощью альтернативной коммуникации.

  1. Семантикоассоциативная центрированность организации и содержания занятий

Понятия «единое семантическое поле» и «семантические ассоциации» реализую на логопедических занятиях в контексте тематических недель. Пример темы «Животные». Организация «единого семантического поля» реализуется, за счёт объединения различных животных по общим признакам (домашние и дикие животные, парнокопытные или грызуны). Выстраивать симантические ассоциации можно в соотношении предметов (лошадь-подкова, грызуны-нора, поле). Выстраивание ассоциативных связей, помогает детям проследить и осознать связь и зависимость предметов, явлений, форм и категорий друг от друга.

  1. Формирование активной речи (актуализация слов) только после четкого понимания и осмысления их в импрессиве

Данный принцип хорошо применим при запуске речи. Первым этапом, является работа над пониманием речи. А затем переходим к формированию экспрессивной речи.

  1. Протоколизирование всей системы абилитации ребенка

На основе обследования речевого развития ребенка я делаю заключение об уровне его речевого развития и разрабатываю рекомендации по дальнейшей логопедической работе. Результаты диагностики состояния речи протоколирую в логопедическом заключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Принципы и положения работы с технологическими картами уроков

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней...

Основные принципы формирования умения работать с художественным текстом у младших школьников.

С учетом различных особенностей младших школьников формирование умения работать с художественным текстом – процесс длительный, трудоемкий и требующий большого терпения со стороны учителя.Художественно...

Мои принципы и приемы работы на занятиях по духовно-нравственному направлению во внеурочной деятельности.

Данная статья содержит ответы на вопросы: какие принципы и какие приемы можно использовать при организации работы по духовности на кружках и внеурочке....

Принципы и направления работы учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у детей.

Работа учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у младших школьников должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе прогаммы воспитания об...

"Использование ЗСТ в коррекционной работе логопеда на примере одного занятия"

Основная цель разработки - проиллюстрировать на практических примерах  варианты использования  ЗСТ  на различных этапах одного коррекционного занятия....