Принципы и направления работы учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у детей.
статья на тему
Работа учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у младших школьников должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе прогаммы воспитания образовательного учреждения. Устойчивое формирование цености здорвья у детей невозможно без создания условий для самостоятельного и творческого проявления ребёнка. Управляющю деятельность учителя по формированию ценности здоровья у учащихся рекомендуется рассматривать как цикл, образованный следующими видами деятельности (функциями) учителя, как: аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, коррекционая и рефлексивно-оценочная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принципы и направления работы учителя начальных классов
по формированию ценности здоровья у детей.
Учитель начальной школы - предметник и классный руководитель в одном лице. Его работа должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе программы воспитания образовательного учреждения. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы ориентирует учителя, в первую очередь, на привитие детям ценности здоровья и культуры здорового образа жизни.
Устойчивое формирование ценности здоровья у детей невозможно без создания условий для самостоятельного и творческого проявления ребенка. Само понятие образования в этом аспекте трактуется как «формирование образа Я» и строится на особых принципах, которые можно назвать «здоровьетворческими».
Н. К. Смирнов перечисляет следующие принципы, по которым должна выстраиваться работа с младшими школьниками по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни:
1) принцип формирования ценностных установок детей на здоровый образ жизни;
2) принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
3) принцип культуросообразности, то есть включение детей в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности;
4) принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья, то есть признание за школьниками активного начала в здоровьетворческой деятельности;
5) принцип здоровьетворческой активности - опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни;
6) принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, - учителей, родителей и детей, - направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.
Для осуществления данных принципов учитель начальных классов должен создать, в первую очередь, комфортную среду для детей. Это поможет детям наиболее полно реализовать свои возможности по сохранению здоровья, развитию индивидуальных способностей, склонностей и самостоятельности, формированию умения осуществлять управление и контроль над своей здоровьесберегающей деятельностью.
Управляющую деятельность учителя по формированию ценности здоровья у учащихся рекомендуется рассматривать как логичный цикл. Этот цикл образуется такими взаимосвязанными и последовательно сменяющими друг друга видами деятельности (функциями), как: аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, профилактико-коррекционная и рефлексивно-оценочная деятельность.
Данные виды деятельности показаны схематически.
Взаимодействие функций классного руководителя по формированию ценности здоровья
АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНСТРУКТИВНАЯ
РЕФЛЕКСИВНО- ОРГАНИЗАЦИОННО-
ОЦЕНОЧНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ
ПРОФИЛАКТИКО-
КОРРЕКЦИОННАЯ
Аналитическая деятельность учителя начальной школы направлена на получение и изучение информации о состоянии здоровья, психофизиологических особенностях, нравственных качествах детей, их семейном окружении.
При подготовке к урокам и внеучебным мероприятиям на первый план выходит конструктивная деятельность учителя. Она определяет:
- цели, задачи, содержание уроков и мероприятий по формированию ценности здоровья у учащихся;
- отбор обучающих, воспитательных, а также здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения и воспитания.
Организационно-исполнительская деятельность - основная при осуществлении запланированных уроков и внеучебных мероприятий. Она заключается в таких составляющих, как:
- организация усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;
- создание ситуации успеха, положительного эмоционального настроя, благоприятного психологического климата в классе;
- применение здоровьесберегающих технологий, направленных на охрану всех сторон здоровья детей.
Профилактико-коррекционная деятельность учителя начальной школы раскрывается в принятых специальных мерах по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у детей отклонений от норм медицинского или социального здоровья. Реализуя профилактическую функцию, педагог решает такие задачи, как:
- создание психоэмоционального настроя учащихся на работу, мобилизация их психологических ресурсов посредством психогимнастики, музыки, движения и т. д.;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- предупреждение умственного и зрительного утомления детей.
Помимо названных аспектов (их можно назвать прикладными), в центре внимания учителя должна стоять важнейшая задача по формированию и коррекции духовно-нравственного развития личности учащихся. Формы и методы коррекционного воздействия определяются в зависимости от степени отклонения и индивидуальных черт развития детей.
Рефлексивно-оценочная деятельность учителя способствует созданию необходимых условий для самопознания и самоанализа детьми своих поступков, действий, намерений.
Все перечисленные функции учителя начальной школы сопровождают весь учебно-воспитательный цикл - от подготовки занятий и внеучебных мероприятий до подведения их итогов.
В соответствии с перечисленными принципами и функциями, выстраиваются следующие конкретные направления деятельности учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у детей:
1) мониторинг показателей здоровья учащихся;
2) предупреждение заболеваний;
3) организация психологической и теоретической поддержки;
4) профилактика вредных привычек;
5) физическое воспитание;
6) духовно-нравственное воспитание.
Таким образом, эти принципы, функции и направления деятельности учителя начальных классов являются необходимыми предпосылками для формирования ценности здоровья у младших школьников.
Управляющую деятельность учителя по формированию ценности здоровья у учащихся рекомендуется рассматривать как цикл, образованный следующими видами деятельности (функциями) учителя, как: аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, коррекционная и рефлексивно-оценочная. Целевая часть является необходимой предпосылкой в работе с ценностной сферой детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС
Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544473-1417703730.jpg)
«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-572848-1422286177.jpg)
Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности.
Система работы современной школы по развитию оптимального навыка чтения в условиях ФГОС начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-553029-1418910604.jpg)
Семинар по теме : "Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности"
Семинар по теме : "Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/19/picture-200551-1511113142.jpg)
Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"
В своем выступлении я описала свою работу в начальной школе по здоровому образу жизни, где подробно описаны мероприятия по профилактике здорового образа жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207152-1361265260.jpg)
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в формировании письменной речи у детей с ОНР
Статья о взаимодействии логопеда и учителя начальной школы по формированию письменной речи у детей с общим недоразвитием речи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-1273141-1601363430.jpg)
Работа учителя начальных классов по формированию читательских компетенций обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Выступление на семинаре по литературному чтению с презентацией...