Принципы и направления работы учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у детей.
статья на тему

Самсонова Юлия Николаевна

Работа учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у младших школьников должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе прогаммы воспитания образовательного учреждения. Устойчивое формирование цености здорвья у детей невозможно без создания условий для самостоятельного и творческого проявления ребёнка. Управляющю деятельность учителя по формированию ценности здоровья у учащихся рекомендуется рассматривать как цикл, образованный следующими видами деятельности (функциями) учителя, как: аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, коррекционая и рефлексивно-оценочная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Принципы и направления работы учителя начальных классов

по формированию ценности здоровья у детей.

        Учитель начальной школы - предметник и классный руководитель в одном лице. Его работа должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе программы воспитания образовательного учреждения. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы ориентирует учителя, в первую очередь, на привитие детям ценности здоровья и культуры здорового образа жизни.

      Устойчивое формирование ценности здоровья у детей невозможно без создания условий для самостоятельного и творческого проявления ребенка. Само понятие образования в этом аспекте трактуется как «формирование образа Я» и строится на особых принципах, которые можно назвать «здоровьетворческими».

      Н. К. Смирнов перечисляет следующие принципы, по которым должна выстраиваться работа с младшими школьниками  по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни:

1) принцип формирования ценностных установок детей на здоровый образ жизни;

2) принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;

3) принцип культуросообразности, то есть включение детей в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности;

4) принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья, то есть  признание за школьниками активного начала в здоровьетворческой деятельности;

5) принцип здоровьетворческой активности - опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни;

           6) принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, - учителей, родителей и детей, - направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.

           Для осуществления данных принципов учитель начальных классов должен создать, в первую очередь, комфортную среду для детей. Это поможет детям наиболее полно реализовать свои возможности по сохранению здоровья, развитию индивидуальных способностей, склонностей и самостоятельности, формированию умения осуществлять управление и контроль над своей здоровьесберегающей деятельностью.

         Управляющую деятельность учителя по формированию ценности здоровья у учащихся  рекомендуется рассматривать как логичный цикл. Этот цикл образуется такими взаимосвязанными и последовательно сменяющими друг друга видами деятельности (функциями), как: аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, профилактико-коррекционная и рефлексивно-оценочная деятельность.

Данные виды деятельности показаны схематически.

Взаимодействие функций классного руководителя  по                                  формированию ценности здоровья

АНАЛИТИЧЕСКАЯ                                                                       КОНСТРУКТИВНАЯ

РЕФЛЕКСИВНО-                                ОРГАНИЗАЦИОННО-

ОЦЕНОЧНАЯ                                        ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ

ПРОФИЛАКТИКО-

КОРРЕКЦИОННАЯ

           Аналитическая деятельность учителя начальной школы направлена на получение и изучение информации о состоянии здоровья, психофизиологических особенностях, нравственных качествах детей, их семейном окружении.  

При подготовке к урокам и внеучебным мероприятиям на первый план выходит конструктивная деятельность учителя. Она определяет:

           - цели, задачи, содержание уроков и мероприятий по формированию ценности здоровья у учащихся;

- отбор обучающих, воспитательных, а также здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения и воспитания.

Организационно-исполнительская деятельность - основная при осуществлении запланированных уроков и внеучебных мероприятий. Она заключается в таких составляющих, как:

- организация усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;

- создание ситуации успеха, положительного эмоционального настроя, благоприятного психологического климата в классе;

- применение здоровьесберегающих технологий, направленных на охрану всех сторон здоровья детей.

Профилактико-коррекционная деятельность учителя начальной школы раскрывается в принятых специальных мерах по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у детей отклонений от норм медицинского или социального здоровья. Реализуя профилактическую функцию, педагог решает такие задачи, как:

- создание психоэмоционального настроя учащихся на работу, мобилизация их психологических ресурсов посредством психогимнастики, музыки, движения и т. д.;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- предупреждение умственного и зрительного утомления детей.

Помимо названных аспектов (их можно назвать прикладными), в центре внимания учителя должна стоять важнейшая задача по формированию и коррекции духовно-нравственного развития личности учащихся. Формы и методы коррекционного воздействия определяются в зависимости от степени отклонения и индивидуальных черт развития детей.

Рефлексивно-оценочная деятельность учителя способствует созданию необходимых условий для самопознания и самоанализа детьми своих поступков, действий, намерений.

Все перечисленные функции учителя начальной школы сопровождают весь учебно-воспитательный цикл - от подготовки занятий и внеучебных мероприятий до подведения их итогов.

В соответствии с перечисленными принципами и функциями, выстраиваются следующие конкретные направления деятельности учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у детей:

1) мониторинг показателей здоровья учащихся;

2) предупреждение заболеваний;

3) организация психологической и теоретической поддержки;

4) профилактика вредных привычек;

5) физическое воспитание;

           6) духовно-нравственное воспитание.

          Таким образом, эти принципы, функции и направления деятельности учителя начальных классов являются необходимыми предпосылками для формирования ценности здоровья у младших школьников.

         Управляющую деятельность учителя по формированию ценности здоровья у учащихся рекомендуется рассматривать как цикл, образованный следующими видами деятельности (функциями) учителя, как: аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, коррекционная и рефлексивно-оценочная. Целевая часть является необходимой предпосылкой в работе с ценностной сферой детей.

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС

Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...

«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...

Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности.

Система работы современной школы по развитию оптимального навыка чтения в условиях ФГОС начальной школы....

Семинар по теме : "Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности"

Семинар по теме : "Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности"...

Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

В своем выступлении я описала свою работу в начальной школе по здоровому образу жизни, где подробно описаны  мероприятия по профилактике здорового образа жизни....

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в формировании письменной речи у детей с ОНР

Статья о взаимодействии логопеда и учителя начальной школы по формированию письменной речи у детей с общим недоразвитием речи...