Технологическая карта логопедического занятия «Развитие навыка количественного, позиционного анализа слов в предложениях с предлогом»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Представленное занятие является частью планомерной работы над языковым анализом и синтезом у учащихся вторых классов, имеющих трудности в овладении письменной речью. Недостаточное развитие выше перечисленных функций и процессов приводит к специфическим ошибкам при письме и чтении на уровне предложения, что безусловно требует коррекционных и профилактических мер. Наблюдается: необоснованное раздельное написание слов, обычно имеющих приставочно-суффиксальный способ образования (подорожник — по дорожник); слитное написание предлогов с последующим словом, слитное написание прилагательных с существительными (в дупле — вдупле, синий дым — синидым);
Отсутствие четких и дифференцированных представлений о способах выражения в речи различных пространственных отношений приводит детей при построении или записи предложений к пропуску или вставке лишнего предлога, к замене или смешению одного предлога другим, к вставке других служебных частей речи, к нарушению связи с падежной формой.
Поэтому с самого начала коррекционной работы необходимо уделить большое внимание практическому овладению пространственными значениями и их грамматическим выражением в языке.
Представленное занятия разработано для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 8 – 9 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБУ ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга
Логопедическое занятие
«Развитие навыка количественного
позиционного анализа слов в предложениях с предлогом»
Подготовила и провела
учитель- логопед
Евстигнеева Лада Олеговна
Санкт-Петербург 2025
Аннотация
Письменная речь является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия. Поэтому это расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Л.С.Выготский отмечал в своих трудах, что к началу освоения письменной речи, все основные психические функции, лежащие в ее основе, не закончили и даже не начали процесса своего развития; обучение опирается на незрелые, только начинающие первый и основной циклы развития, психические процессы, незрелость функций.
Некоторые исследования последних лет показали тесную связь трудностей в формировании письма у младших школьников не столько с недоразвитием речи, сколько с несформированностью невербальных форм психических процессов, зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координации, общей моторики, процесса внимания, а также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями, к этому времени недостаточно сформированы и мотивы поведения ребенка. Поэтому в структуру занятия входят упражнения, направленные на развитие невербальных форм психических процессов.
В последние годы у учеников начальных классов все чаще наблюдается:
1. неустойчивое внимание
2. недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям
3. недостаточное развитие способности к переключению
4. недостаточное развитие словесно-логического мышления
5. недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного
материала
6. недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области
языковых явлений
7. недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности
8. недостаточное развитие слуховой памяти, зрительно-пространственных представлений, гнозиса
9. недоразвитие языкового анализа и синтеза
Представленное занятие является частью планомерной работы над языковым анализом и синтезом у учащихся вторых классов, имеющих трудности в овладении письменной речью. Недостаточное развитие выше перечисленных функций и процессов приводит к специфическим ошибкам при письме и чтении на уровне предложения, что безусловно требует коррекционных и профилактических мер. Наблюдается: необоснованное раздельное написание слов, обычно имеющих приставочно-суффиксальный способ образования (подорожник — по дорожник); слитное написание предлогов с последующим словом, слитное написание прилагательных с существительными (в дупле — вдупле, синий дым — синидым);
Отсутствие четких и дифференцированных представлений о способах выражения в речи различных пространственных отношений приводит детей при построении или записи предложений к пропуску или вставке лишнего предлога, к замене или смешению одного предлога другим, к вставке других служебных частей речи, к нарушению связи с падежной формой.
Поэтому с самого начала коррекционной работы необходимо уделить большое внимание практическому овладению пространственными значениями и их грамматическим выражением в языке.
Представленное занятия разработано для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 8 – 9 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.
В процессе занятия формируются универсальные учебные действия (УУД):
- коммуникативные умения
- творческий потенциал и любознательность
- постановка и решение проблемы
- саморазвитие
- оценка и самооценка
Технологическая карта логопедического занятия.
Автор занятия: учитель-логопед Евстигнеева Лада Олеговна
Форма занятия: групповое логопедическое.
Класс: 1
Дата:
Продолжительность: 40 минут
Тема занятия: «Развитие навыка количественного позиционного анализа слов в предложениях с предлогом»
Цель занятия:
Задачи занятия:
Коррекционные:
1. формирование умения вычленять предлоги в потоке речи
2. Формирование навыка количественного и позиционного анализа слов в предложении
3. формирование умения определять место предлога в предложении
Развивающие:
1. Развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия
2. Развитие зрительно-пространственных представлений
3. Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков
4. Развитие языкового, слогового, фонематического анализа и синтеза
5. Развитие навыка чтения
6. Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
расширять кругозор и словарный запас обучающихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивных: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
Познавательных: принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Воспитательных:
1. Воспитание познавательного интереса
2. Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям
3. Воспитание усидчивости и аккуратности в работе
4. Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии
5. Формирование познавательного интереса учащихся к чтению
Универсальные учебные действия, которые формируются в ходе занятия:
- регулятивные: целеполагание, планирование
- познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение коммуницировать со сверстниками в процессе решения образовательных задач
Планируемые результаты:
Коррекционно-развивающие:
#1056;азвитие навыка количественного анализа слов в предложении с предлогом
2. Развитие навыка позиционного анализа слов в предложении с предлогом
3. Развитие навыка определения места предлога в предложении
Метапредметные:
1. Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда.
2. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться
3. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Личностные:
1. Проявлять мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
2. Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
3. Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Развитие навыка количественного позиционного анализа слов в предложениях с предлогом», индивидуальные рабочие тетради, индивидуальные фингер-борды, карандаши.
План урока
- Организационный этап. 2 минуты
- Подготовительный этап 5 минут
Упражнения на развитие мелкой моторики:
1. пальчиковая гимнастика
2. упраженения с фингербордами
- Этап постановки цели и задачи. 10 минут
1. Упражнение на зрительно-пространственную ориентацию, понимание инструкций, имеющих в своей основе предложные конструкции.
2. Упражнение, направленное на развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, гнозиса.
3. Упражнение, на зрительное внимание, переключаемость графо-моторных операций.
- Этап работы по теме- 18 мин.
1. Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти, навыка вычленения предлогов в речевом потоке.
2. Физкульминутка Игра «Не разорви цепочку»
3. Выборочный диктант
- Рефлексия деятельности. Домашнее задание 5
Характеристика и содержание этапов урока
Название этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
Организационный этап. | - Доброе день! Сегодня на уроке нам понадобится: (перечисляет необходимые предметы) Ребята, сейчас я с каждым их вас поздороваюсь глазами. А вы в ответ глазами покажете, какое у вас настроение. Варианты комментариев: - Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится. - Настроение бывает разное, постараемся, чтобы к концу занятие у всех было хорошее настроение | Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя. Слушают учителя, выполняют его инструкции. Пытаются глазами передать своё настроение в данный момент. | Личностные: - умение позитивно настраиваться на работу - развитие эмоционального интеллекта Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность.
|
Подготовительный этап. | Упражнения на развитие мелкой моторики, ручной ловкости. 1. Пальчиковая гимнастика – разминка спортсменов. | Организует деятельность учащихся. Демонстрирует выполнение упражнений Демонстрация видео. Слайд 2 | Выполняют упражнения комплекса под контролем учителя. | Развивающие: - развитие мелкой моторики - совершенствование навыка контроля над своим телом - развитие пространственных представлений |
2. Выполнение упражнений с фингербордами* Ребята, представим, что мы с вами спортсмены, которые готовятся к соревнованиям. Наши пальцы – это ноги, они могут сгибаться в «коленях». 1. волнообразное катание за счёт сгибания указательного и среднего пальца правой руки вправо и влево 2. волнообразное катание за счёт сгибания указательного и среднего пальца левой руки вправо и влево 3. разнонаправленная езда на двух колесах с помощью среднего пальца 4. разнонаправленная езда на двух колесах с помощью указательного пальца 5. выполнение трюка переворачивания фингер-борда на 365 градусов по длинной оси с помощью двух пальцев – тренировка обеими руками. | Организует деятельность уч-ся. Демонстрирует выполнение упражнений | Выполняют упражнения комплекса под контролем учителя. | Развивающие: - развитие мелкой моторики Личностные: - формирование позитивного отношения и интереса к логопедическим занятиям | |
Этап постановки цели и задачи | 1. Упражнение на зрительно-пространственную ориентацию, понимание инструкций, имеющих в своей основе предложные конструкции. - Вы видите серый цилиндр. Возьмите карандаш и нарисуйте
| Даёт инструкции, демонстрирует правильное выполнение в конце задания слайд 3 | Выполняют упражнение. | Коррекционные: - закрепление навыка ориентировки в пространстве, - развитие навыка понимания словесных инструкций - развитие зрительного внимания, переключаемости графо-моторных операций Коммуникативные - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции |
2. Упражнение направленное на развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, гнозиса. (Рабочая тетрадь задание 2) - Не прибегая к помощи рук, только глазами сосчитайте, сколько в таблице раз написано на… над… под…к…от… - Что написано в таблице? - Что такое предлог? - Чему он служит? - Как он пишется с другими словами в предложении? - На какой вопрос отвечает предлог? - Сегодня мы будем продолжать учиться находить предлоги, составлять с ними предложения. | Даёт инструкции, задаёт наводящие вопросы. Корректирует ответы детей. Обобщает ответы и сообщает детям тему занятия. Демонстрирует правильные ответы слайды 4,5 | Выполняют упражнения. Отвечают на вопросы учителя, учатся делать выводы из заданных вопросов. | Регулятивные -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Личностные: - развитие познавательных интересов | |
3. Упражнение, на зрительное внимание, переключаемость графо-моторных операций. Работаем с заданием 2. Обведи в кружок предлог НА, в квадрат предлог НАД, в треугольник ПОД Обменяйтесь работами и проверьте друга. Если найдёте пропущенный предлог, поставьте точку | Даёт инструкции к выполнению задания. | Выполняют упражнение. Проверяют выполнение упражнения друг у друга. | Развивающие: - развитие зрительного внимания, гнозиса - развитие зрительно-моторной координации и межполушарного взаимодействия - развитие навыков самоконтроля и навыков контроля | |
Этап работы по теме | 1. Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти, навыка вычленения предлогов в речевом потоке. - Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в первом облачке. У куста растёт ромашка. Под кустом сидит букашка. Над кустом летает пташка. На кусте висит рубашка. - Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в следующем облачке справа. Сидел прохожий на скамье, - Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в следующем облачке слева. На реке поймали рака, Из-за рака вышла драка. Это Лешка – забияка Снова в реку бросил рак - Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в следующем облачке справа. На поляне возле елок Дом построен из иголок, За травой не виден он, А жильцов в нем – миллион. - Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в следующем облачке слева. Белые снежинки на веточках висели, Белые снежинки от ветра полетели: На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку - Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в следующем облачке справа: Сидит Ваня на диване, Под диваном ванночка В этой ванне вместо бани Часто мылся Ванечка | Организует работу учащихся; Формулирует задание, контролирует и координирует их деятельность. Демонстрирует правильное выполнение. Слайд 6 . | Выполняют задание. Проверяют себя, сравнивая с образцом. | Развивающие: - развитие слухового внимания, слуховой памяти - развитие навыка вычленения предлогов в речевом потоке. - развитие навыков самоконтроля |
2. Физкульминутка Игра «Не разорви цепочку» Дети встают в круг. - Сейчас мы с вами поиграем в игру. Она называется «Не разорви цепочку». Мы будем передавать мяч по кругу, каждый раз называя предлог. Повторяться нельзя. Мяч передаём таким образом, как это начну делать я. Будьте внимательны, я могу поменять способ передачи мяча. Речевой материал: без, близ, в (во), вместо, для, вне, до, за, из(изо), из-за, из-под, к (ко), между (меж), на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед(передо), по, под(подо), при, про, ради, с(со), сквозь, среди, у, через, около, возле, | Логопед разъясняет условия игры, помогает детям при затруднениях. Рекомендовано использовать сенсорный мяч с шипами для стимуляции проекционных зон на ладонях. | Выполняют задание. | Развивающие: - развитие межполушарного взаимодействия - развитие мелкой моторики, переключаемости движений - развитие координации речевого и двигательного анализатора Познавательные: - обогащение словаря | |
3. Выборочный диктант - Ребята, сейчас мы с вами будем записывать предложения, но не обычным способом, а с помощью схем. Слова мы будем обозначать полосочками, а предлоги V (галочками). Не забывайте ставить точку в конце предложения. Речевой материал: Дети собирали на морском берегу камушки. Хлеб пекут из пшеничной муки. Высокая ель бросила тень на куст. Пчёлки перелетают с цветка на цветок. В чаще растёт душистый ландыш. Солнышко шлёт на землю теплые лучи. | Приглашает детей по очереди к доске. Диктует предложения. | Выходят по очереди к доске. Те, кто в данный момент не у доски – выполняют задание в рабочих тетрадях. Выполняют упражнение. Проверяют себя и других. | Развивающие: - развитие языкового анализа - умение вычленять предлог в предложении | |
Рефлексия деятельности | Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии. Что вам больше всего понравилось делать. Что вы узнали про предлоги? Какое сейчас у вас настроение. Нарисуйте смайлик, который его характеризует. Домашнее задание вы найдете в вашей рабочей тетради на последней странице. | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности, Подводит учащихся к выводу. Информирует о домашнем задании. | Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце урока), рисуют смайлик в конце рабочей тетради. | Личностные: - оценивать собственную деятельность Познавательные: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение Коммуникативные: - рефлексия своих действий. - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: -слушать и отвечать в соответствии с целевой установкой. - дополнять, уточнять высказанные мнения. Развивающие: - развитие эмоционального интеллекта |
Используемые ресурсы
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Книголюб, 2003.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.
#1057;адовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
4. М,В, Мальм, О,В, Суслова. Дисграфия. Языковой анализ и синтез. 2 класс. Издание 10-е – Ростов- на – Дону, Феникс, 2024
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя-логопеда Евстигнеевой Лады Олеговны. Рабочая тетрадь к занятию «Развитие навыка количественного, позиционного анализа слов в предложениях с предлогами»
Задание 1
Задание 2
НА | НАД | У | ПОД | В | С |
ПОД | У | ДО | ДО | ПОД | ЗА |
В | ЗА | НА | НА | ДО | В |
ЗА | ПОД | ДО | У | В | С |
В | НА | К | ПОД | С | В |
ОТ | НА | ПО | НАД | ЗА | ОТ |
К | ЗА | НА | ОТ | У | ПО |
НАД | ОТ | К | У | ПО | ЗА |
ДО | НА | С | ПОД | В | К |
Задание 3
Задание 4.
Собака сидит на цепи.
.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 5.
Раздели текст чертой на предложения. Спиши текст, соблюдая правила. Подчеркни заглавные буквы в начале предложений и обведи точки в конце предложений. Подчеркни предлоги.
вечеромвсясемьясобираетсядомапапасмотритновости
мамавяжетдетииграютссобакойсобакавеселопрыгаети
бегаетсмячикомпередсномвсепьютчайсвареньемхорошовкругусемьи
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."
Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.Лексическая тема: Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях"
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях" может быть использована при проведении занятия в 1 классе....
Технологическая карта логопедического занятия по теме "Развитие языкового анализа и синтеза"
Технологическая карта логопедического занятияУчитель-логопед Лесных Елена Анатольевна3 В класс, I группа Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослогов...
Технологическая карта логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза односложных, двусложных слов. Овощи и фрукты".
Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза односложных, двусложных слов.Лексическая тема: Овощи и фрукты.Грамматическая тема: Звуки и буквы.Цель: Развитие ...
Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза. Восстановление деформированного текста".
Тема занятия. Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза. Восстановление деформированного текста. Лексическая тема: Перелетные птицы.Грамматическая тема: Предложение. Текст....

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».
Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...

Технологическая карта логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».Возрастная группа: ребенок 10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: индивидуальное занятие.Цель: закреплени...
