Технологическая карта логопедического занятия «Развитие навыка количественного, позиционного анализа слов в предложениях с предлогом»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Евстигнеева Лада Олеговна

Представленное занятие является частью планомерной работы над языковым анализом и синтезом у учащихся вторых классов, имеющих трудности в овладении письменной речью. Недостаточное развитие выше перечисленных функций и процессов приводит к специфическим ошибкам при письме и чтении на уровне предложения, что безусловно требует коррекционных и профилактических мер. Наблюдается: необоснованное раздельное написание слов, обычно имеющих приставочно-суффиксальный способ образования (подорожник — по дорожник); слитное написание предлогов с последующим словом, слитное написание прилагательных с  существительными (в дупле — вдупле, синий дым — синидым);

Отсутствие четких и дифференцированных представлений о способах выражения в речи различных пространственных отношений приводит детей при построении  или записи предложений к пропуску или вставке лишнего предлога, к замене или смешению одного предлога другим, к вставке других служебных частей речи, к нарушению связи с падежной формой.

Поэтому с самого начала коррекционной работы необходимо уделить большое внимание практическому овладению пространственными значениями и их грамматическим выражением в языке.

 

Представленное занятия разработано для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 8 – 9 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга

Логопедическое занятие

«Развитие навыка количественного

позиционного анализа слов в предложениях с предлогом»

Подготовила и провела

учитель- логопед

Евстигнеева Лада Олеговна

Санкт-Петербург 2025

Аннотация

Письменная речь является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия. Поэтому это расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Л.С.Выготский отмечал в своих трудах, что к началу освоения письменной речи, все основные психические функции, лежащие в ее основе, не закончили и даже не начали процесса своего развития; обучение опирается на незрелые, только начинающие первый и основной циклы развития, психические процессы, незрелость функций.

Некоторые исследования последних лет показали тесную связь трудностей в формировании письма у младших школьников не столько с недоразвитием речи, сколько с несформированностью невербальных форм психических процессов, зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координации, общей моторики, процесса внимания, а также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями, к этому времени недостаточно сформированы и мотивы поведения ребенка. Поэтому в структуру занятия входят упражнения, направленные на развитие невербальных форм психических процессов.

В последние годы у учеников начальных классов все чаще наблюдается:
1
. неустойчивое внимание

2. недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям

3. недостаточное развитие способности к переключению

4. недостаточное развитие словесно-логического мышления

5. недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного
материала

6. недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области
языковых явлений

7. недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности

8. недостаточное развитие слуховой памяти, зрительно-пространственных представлений, гнозиса

9. недоразвитие языкового анализа и синтеза

Представленное занятие является частью планомерной работы над языковым анализом и синтезом у учащихся вторых классов, имеющих трудности в овладении письменной речью. Недостаточное развитие выше перечисленных функций и процессов приводит к специфическим ошибкам при письме и чтении на уровне предложения, что безусловно требует коррекционных и профилактических мер. Наблюдается: необоснованное раздельное написание слов, обычно имеющих приставочно-суффиксальный способ образования (подорожник — по дорожник); слитное написание предлогов с последующим словом, слитное написание прилагательных с существительными (в дупле — вдупле, синий дым — синидым);

Отсутствие четких и дифференцированных представлений о способах выражения в речи различных пространственных отношений приводит детей при построении или записи предложений к пропуску или вставке лишнего предлога, к замене или смешению одного предлога другим, к вставке других служебных частей речи, к нарушению связи с падежной формой.

Поэтому с самого начала коррекционной работы необходимо уделить большое внимание практическому овладению пространственными значениями и их грамматическим выражением в языке.

Представленное занятия разработано для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 8 – 9 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

В процессе занятия формируются универсальные учебные действия (УУД):

  • коммуникативные умения
  • творческий потенциал и любознательность
  • постановка и решение проблемы
  • саморазвитие
  • оценка и самооценка

Технологическая карта логопедического занятия.

Автор занятия: учитель-логопед Евстигнеева Лада Олеговна

Форма занятия: групповое логопедическое.

Класс: 1

Дата:

Продолжительность: 40 минут

Тема занятия: «Развитие навыка количественного позиционного анализа слов в предложениях с предлогом»

Цель занятия:

Задачи занятия:

Коррекционные:

1. формирование умения вычленять предлоги в потоке речи

2. Формирование навыка количественного и позиционного анализа слов в предложении

3. формирование умения определять место предлога в предложении

Развивающие:

1. Развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия

2. Развитие зрительно-пространственных представлений

3. Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков

4. Развитие языкового, слогового, фонематического анализа и синтеза

5. Развитие навыка чтения

6. Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

расширять кругозор и словарный запас обучающихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивных: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

Познавательных: принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Воспитательных:

1. Воспитание познавательного интереса

2. Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

3. Воспитание усидчивости и аккуратности в работе

4. Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

5. Формирование познавательного интереса учащихся к чтению

Универсальные учебные действия, которые формируются в ходе занятия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование
  • познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение коммуницировать со сверстниками в процессе решения образовательных задач

Планируемые результаты:

Коррекционно-развивающие:

#1056;азвитие навыка количественного анализа слов в предложении с предлогом

2. Развитие навыка позиционного анализа слов в предложении с предлогом

3. Развитие навыка определения места предлога в предложении

Метапредметные:

1. Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда.

2. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться

3. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Личностные:

1. Проявлять мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

2. Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

3. Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Развитие навыка количественного позиционного анализа слов в предложениях с предлогом», индивидуальные рабочие тетради, индивидуальные фингер-борды, карандаши.

План урока

  1. Организационный этап. 2 минуты
  2. Подготовительный этап 5 минут

Упражнения на развитие мелкой моторики:

1. пальчиковая гимнастика

2. упраженения с фингербордами

  1. Этап постановки цели и задачи. 10 минут

1. Упражнение на зрительно-пространственную ориентацию, понимание инструкций, имеющих в своей основе предложные конструкции.

2. Упражнение, направленное на развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, гнозиса.

3. Упражнение, на зрительное внимание, переключаемость графо-моторных операций.

  1. Этап работы по теме- 18 мин.

1. Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти, навыка вычленения предлогов в речевом потоке.

2. Физкульминутка Игра «Не разорви цепочку»

3. Выборочный диктант

  1. Рефлексия деятельности. Домашнее задание 5

Характеристика и содержание этапов урока

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

Организационный этап.

- Доброе день! Сегодня на уроке нам понадобится: (перечисляет необходимые предметы)

Ребята, сейчас я с каждым их вас поздороваюсь глазами. А вы в ответ глазами покажете, какое у вас настроение.

Варианты комментариев:

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.

- Настроение бывает разное, постараемся, чтобы к концу занятие у всех было хорошее настроение


Проверяет готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя.

Слушают учителя, выполняют его инструкции.

Пытаются глазами передать своё настроение в данный момент.

Личностные:

- умение позитивно настраиваться на работу

- развитие эмоционального интеллекта

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Подготовительный этап.

Упражнения на развитие мелкой моторики, ручной ловкости.

1. Пальчиковая гимнастика – разминка спортсменов.

Организует деятельность учащихся. Демонстрирует выполнение упражнений

Демонстрация видео. Слайд 2

Выполняют упражнения комплекса под контролем учителя.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики

- совершенствование навыка контроля над своим телом

- развитие пространственных представлений

2. Выполнение упражнений с фингербордами*

Ребята, представим, что мы с вами спортсмены, которые готовятся к соревнованиям. Наши пальцы – это ноги, они могут сгибаться в «коленях».

1. волнообразное катание за счёт сгибания указательного и среднего пальца правой руки вправо и влево

2. волнообразное катание за счёт сгибания указательного и среднего пальца левой руки вправо и влево

3. разнонаправленная езда на двух колесах с помощью среднего пальца

4. разнонаправленная езда на двух колесах с помощью указательного пальца

5. выполнение трюка переворачивания фингер-борда на 365 градусов по длинной оси с помощью двух пальцев – тренировка обеими руками.

Организует деятельность уч-ся. Демонстрирует выполнение упражнений

Выполняют упражнения комплекса под контролем учителя.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики

Личностные:

- формирование позитивного отношения и интереса к логопедическим занятиям

Этап постановки цели и задачи

1. Упражнение на зрительно-пространственную ориентацию, понимание инструкций, имеющих в своей основе предложные конструкции.

- Вы видите серый цилиндр. Возьмите карандаш и нарисуйте

  • над цилиндром круг
  • под цилиндром треугольник
  • стрелку, идущую от цилиндра налево
  • стрелку, идущую от цилиндра направо
  • звёздочку в цилиндре

Даёт инструкции, демонстрирует правильное выполнение в конце задания слайд 3

Выполняют упражнение.

Коррекционные:

- закрепление навыка ориентировки в пространстве,

- развитие навыка понимания словесных инструкций

- развитие зрительного внимания, переключаемости графо-моторных операций

Коммуникативные

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

2. Упражнение направленное на развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, гнозиса.

(Рабочая тетрадь задание 2)

- Не прибегая к помощи рук, только глазами сосчитайте, сколько в таблице раз написано на… над… под…к…от…

- Что написано в таблице?

- Что такое предлог?

- Чему он служит?

- Как он пишется с другими словами в предложении?

- На какой вопрос отвечает предлог?

- Сегодня мы будем продолжать учиться находить предлоги, составлять с ними предложения.

Даёт инструкции, задаёт наводящие вопросы. Корректирует ответы детей.

Обобщает ответы и сообщает детям тему занятия.

Демонстрирует правильные ответы слайды 4,5

Выполняют упражнения.

Отвечают на вопросы учителя, учатся делать выводы из заданных вопросов.

Регулятивные

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Личностные:

- развитие познавательных интересов

3. Упражнение, на зрительное внимание, переключаемость графо-моторных операций.

Работаем с заданием 2. Обведи в кружок предлог НА, в квадрат предлог НАД, в треугольник ПОД

Обменяйтесь работами и проверьте друга. Если найдёте пропущенный предлог, поставьте точку

Даёт инструкции к выполнению задания.

Выполняют упражнение. Проверяют выполнение упражнения друг у друга.

Развивающие:

- развитие зрительного внимания, гнозиса

- развитие зрительно-моторной координации и межполушарного взаимодействия

- развитие навыков самоконтроля и навыков контроля

Этап работы по теме

1. Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти, навыка вычленения предлогов в речевом потоке.

- Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в первом облачке.

У куста растёт ромашка.

Под кустом сидит букашка.

Над кустом летает пташка.

На кусте висит рубашка.

- Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в следующем облачке справа.

Сидел прохожий на скамье,
Держал
в руках кулек.
А
над скамьей сидел скворец,
А
под — лежал бульдог.

- Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в следующем облачке слева.

На реке поймали рака,

Из-за рака вышла драка.

Это Лешка – забияка

Снова в реку бросил рак

- Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в следующем облачке справа.

На поляне возле елок

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нем – миллион.

- Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в следующем облачке слева.

Белые снежинки на веточках висели, Белые снежинки от ветра полетели: На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку

- Послушайте четверостишие. Запишите предлоги, которые вы услышали в следующем облачке справа:

Сидит Ваня на диване,

Под диваном ванночка

В этой ванне вместо бани

Часто мылся Ванечка

Организует работу учащихся;

Формулирует задание, контролирует и координирует их деятельность.

Демонстрирует правильное выполнение. Слайд 6

.

Выполняют задание. Проверяют себя, сравнивая с образцом.

Развивающие:

- развитие слухового внимания, слуховой памяти

- развитие навыка вычленения предлогов в речевом потоке.

- развитие навыков самоконтроля

2. Физкульминутка

Игра «Не разорви цепочку»

Дети встают в круг.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Она называется «Не разорви цепочку». Мы будем передавать мяч по кругу, каждый раз называя предлог. Повторяться нельзя. Мяч передаём таким образом, как это начну делать я. Будьте внимательны, я могу поменять способ передачи мяча.

Речевой материал: без, близ, в (во), вместо, для, вне, до, за, из(изо), из-за, из-под, к (ко), между (меж), на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед(передо), по, под(подо), при, про, ради, с(со), сквозь, среди, у,

через, около, возле,

Логопед разъясняет условия игры, помогает детям при затруднениях.

Рекомендовано использовать сенсорный мяч с шипами для стимуляции проекционных зон на ладонях.

Выполняют задание.

Развивающие:

- развитие межполушарного взаимодействия

- развитие мелкой моторики, переключаемости движений

- развитие координации речевого и двигательного анализатора

Познавательные:

- обогащение словаря

3. Выборочный диктант

- Ребята, сейчас мы с вами будем записывать предложения, но не обычным способом, а с помощью схем. Слова мы будем обозначать полосочками, а предлоги V (галочками). Не забывайте ставить точку в конце предложения.

Речевой материал:

Дети собирали на морском берегу камушки.

Хлеб пекут из пшеничной муки.

Высокая ель бросила тень на куст.

Пчёлки перелетают с цветка на цветок.

В чаще растёт душистый ландыш.

Солнышко шлёт на землю теплые лучи.

Приглашает детей по очереди к доске.

Диктует предложения.

Выходят по очереди к доске. Те, кто в данный момент не у доски – выполняют задание в рабочих тетрадях. Выполняют упражнение. Проверяют себя и других.

Развивающие:

- развитие языкового анализа

- умение вычленять предлог в предложении

Рефлексия деятельности

Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии. Что вам больше всего понравилось делать. Что вы узнали про предлоги?

Какое сейчас у вас настроение. Нарисуйте смайлик, который его характеризует.

Домашнее задание вы найдете в вашей рабочей тетради на последней странице.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности,

Подводит учащихся к выводу.

Информирует о домашнем задании.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце урока), рисуют смайлик в конце рабочей тетради.

Личностные:

- оценивать собственную деятельность

Познавательные:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Обосновывать свое мнение

Коммуникативные:

- рефлексия своих действий.

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

-слушать и отвечать в соответствии с целевой установкой.

- дополнять, уточнять высказанные мнения.

Развивающие:

- развитие эмоционального интеллекта

Используемые ресурсы

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Книголюб, 2003.

2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.

#1057;адовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

4. М,В, Мальм, О,В, Суслова. Дисграфия. Языковой анализ и синтез. 2 класс. Издание 10-е – Ростов- на – Дону, Феникс, 2024



Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя-логопеда Евстигнеевой Лады Олеговны. Рабочая тетрадь к занятию «Развитие навыка количественного, позиционного анализа слов в предложениях с предлогами»

Задание 1

Задание 2

НА

НАД

У

ПОД

В

С

ПОД

У

ДО

ДО

ПОД

ЗА

В

ЗА

НА

НА

ДО

В

ЗА

ПОД

ДО

У

В

С

В

НА

К

ПОД

С

В

ОТ

НА

ПО

НАД

ЗА

ОТ

К

ЗА

НА

ОТ

У

ПО

НАД

ОТ

К

У

ПО

ЗА

ДО

НА

С

ПОД

В

К

Задание 3

Задание 4.

Собака сидит на цепи.

.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 5.

Раздели текст чертой на предложения. Спиши текст, соблюдая правила. Подчеркни заглавные буквы в начале предложений и обведи точки в конце предложений. Подчеркни предлоги.

вечеромвсясемьясобираетсядомапапасмотритновости

мамавяжетдетииграютссобакойсобакавеселопрыгаети

бегаетсмячикомпередсномвсепьютчайсвареньемхорошовкругусемьи


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях"

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и  предложениях" может быть использована при проведении занятия в 1 классе....

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Развитие языкового анализа и синтеза"

Технологическая карта логопедического занятияУчитель-логопед Лесных Елена Анатольевна3 В класс, I группа Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослогов...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза односложных, двусложных слов. Овощи и фрукты".

Логопедическая тема:  Развитие фонематического анализа и синтеза односложных, двусложных слов.Лексическая тема:  Овощи   и фрукты.Грамматическая тема: Звуки и буквы.Цель: Развитие ...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза. Восстановление деформированного текста".

Тема занятия. Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза. Восстановление деформированного текста.   Лексическая тема: Перелетные птицы.Грамматическая тема: Предложение. Текст....

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...

Технологическая карта логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».Возрастная группа: ребенок 10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: индивидуальное занятие.Цель: закреплени...