Технологическая карта логопедического занятия для 1 класса.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект логопедического занятия для 1 класса. Использование здоровосберегающих технологий. Тема : "Уточнение пространственно-временных отношений".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (1 класс)
Тема занятия | Тип занятия. Обобщения и уточнение полученных знаний. | |||||||||||
Тема: Уточнение пространственно-временных отношений. | ||||||||||||
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма, связанных с недоразвитием пространственно-временных представлений. | ||||||||||||
Задачи: образовательные: - восполнить пробелы в знаниях об окружающем мире связанные с пространственными представлениями; -развивать умение ориентироваться в пространстве, закрепить понятия «лево-право-верх-низ»; -учить ориентироваться в схеме тела; -учить выражать мысли с помощью предложений, записывать предложения при помощи схем; -закреплять умение определять количество слов в предложении и графически показывать их количество; коррекционные: -развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память; -развивать умение ориентироваться в тетради; -развивать самоконтроль; -формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации; воспитательные: -воспитывать умение слушать и слышать друг друга; -воспитывать вежливое отношение к педагогу, товарищу. | ||||||||||||
Планируемые результаты занятия | ||||||||||||
Предметные: -правильно определять пространственные отношения; -ориентироваться в схеме тела; -составлять предложения к иллюстрациям, ориентироваться в схеме предложения. | Метапредметные: -научиться применять полученные знания в самостоятельной деятельности; -использовать знаково-символические средства; -осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений; -уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; -осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на занятии. | ||||||||||
Межпредметные связи Обучение грамоте, тема «Предложение. Слово». (УМК «Школа России», учебник «Азбука. 1 класс», Горецкий В.Г. и др.) | ||||||||||||
Формы работы: фронтальная (ФР), в парах (ПР), индивидуальная (ИР). | ||||||||||||
Ход занятия | ||||||||||||
Содержание деятельности учителя-логопеда | ||||||||||||
| Форма организации учебной деятельности | Виды деятельности обучающихся | Коррекционно-развивающие задачи | |||||||||
Приветствие. Учащиеся занимают рабочие места по инструкции. - Первым сядет тот, у кого светлая рубашка, вторым сядет тот у кого карие глаза, и т.д. 2. Кинезиологическое упражнение «Колечки». На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самое делает другая рука. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками. 3. Сообщение темы занятия. Чтение учителем стихотворения В. Берестова, выделяя голосом подчеркнутые слова: Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево – понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал. Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал. «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево – узнал ученик. Предположение о теме предстоящего занятия: -Как вы думаете, чему мы сегодня будем на занятии учиться? Учитель обобщает ответы детей: - Сегодня мы с Буквой и Звуком будем учиться ориентироваться в пространстве. Сегодня наши герои отправляются на прогулку. | ФР | Учащиеся приветствуют друг • друга и педагога, занимают • свои рабочие места. | Развивать слуховое внимание | |||||||||
ФР ФР ФР | Выполняют упражнение. Анализируют текст стихотворения. Выдвигают предположения о теме занятия. | Развивать межполушарное взаимодействие через согласование разнотипных движений рук. | ||||||||||
| ||||||||||||
-Сейчас я буду говорить слова, а вы назовите лишнее слово среди них. 1. Лево, право, зима, вниз; 2. Вверх, вниз, вторник, вперед.
Су-Джок. Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Задание 1. - Звук и Буковка отправились на прогулку. Определите, кто куда пойдет. Задание 2. - Буковка отправилась в лес и нашла удивительную полянку, на которой летали бабочки. Раскрасьте бабочек, летящих вправо, желтым цветом, бабочек, летящих влево, - красным. Проверьте друг друга. Задание 3. -Мальчик Звук гулял в парке и повстречал там детей. Они предложили поиграть. Динамическая пауза. Игра «Веселые гномы». Учитель демонстрирует видео «Веселые гномы», предлагает повторить движения. - Повтори движение верхнего левого гнома, нижнего правого и т.д. Затем учитель предлагает внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы. -Какое время года изображено на картинке? -Какая погода на улице? -В какой руке мальчик держит листья? -Составьте свое предложение. Учитель опрашивает индивидуально: «Сколько слов в предложении? Назови 3 слово в предложении (или последнее слово, или 2 слово и т.п.). Слово «листья», какое по счету в твоём предложении?» Нарисуйте схему своего предложения.
Задание 4. -Мальчик Звук поиграл, отправился дальше. На дорожке он увидел геометрические фигуры. А какие геометрические фигуры знаете вы? -Составьте фигуры и узоры из геометрических фигур по образцу (у каждого учащегося свой образец). Сравните свою работу с образцом. Проверьте друг у друга. Задание 5. Игра «Пройди лабиринт» - Помоги Буковке собрать цветы (камешки Марлбс) в корзину. (Камешки Марлбс разложены на песке в контейнере). Гимнастика для глаз «Веселая неделька». -Наши глазки немного устали, поэтому предлагаю вам игру для глаз «ВЕСЁЛАЯ НЕДЕЛЬКА». - Какой сегодня день недели? Вспомните, какую гимнастику мы проводим в этот день. — Всю неделю по порядку, Глазки делают зарядку. — В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). — Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя! Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.
Задание 6. - Когда Буковка и Звук вернулись с прогулки домой, они увидели странную картину. Некоторые предметы исчезли. Буковка взяла свой волшебный карандаш и вернула все на место. Помогите ей, ребята. Давайте дорисуем картинку. Слушайте внимательно задания и рисуйте: 1. Вверху слева нарисуй солнышко. 2. Справа от солнышка размести еще две тучки. 3. Пусть над домом летают 4 птички. 4. Справа от дома у реки растут 2 дерева. 5. Под деревьями – грибы. 6. За забором около дома есть качели. 7. Перед домом клумба с цветами. 8. Над цветами летают бабочки. 9. Между домом и клумбой стоит лавочка. 10. Мимо дома справа внизу плывет лодочка. - Сравните свою работу с образцом и проверьте друг у друга. | ФР
ИР ИР ИР ПР
ФР ФР, ИР ФР, ИР, ПР ПР ФР ИР ФР | Ответы детей. Называют лишние слова, объясняя свой выбор. Выполняют упражнение. Ответы детей. Учащиеся рисуют дорожку. Выясняют, что Буковка пойдет в лес, а Звук – в парк. Учащиеся определяют и рисуют направление летящих бабочек и раскрашивают их нужным цветом, осуществляют взаимопроверку задания в парах. Выполняют упражнения динамической паузы. Рассматривают картинку, отвечают на вопросы полными предложениями, придумывают предложения по картинке, определяют количество слов, чертят схему предложения. Называют геометрические фигуры и их отличительные признаки. Составляют узоры и фигуры по схемам. Учащиеся проводят пальцем по песку и собирают камешки Марлбс в корзину. Учащиеся выполняют гимнастику для глаз. Дорисовывают картину по инструкции. Оценивают работы друг друга и каждый свою сравнивая с образцом. | Развивать слухового внимания, памяти, словесно-логического мышления. Обогащать знания детей о собственном теле, развитие тактильную чувствительность и мелкую моторику пальцев рук. Развивать наглядно-действенное мышление. Развивать зрительно-пространственную ориентировку, зрительное внимание Способствовать коррекции осанки, укреплению мышц и развитию координации. Развивать навыки языкового анализа и синтеза на уровне предложения, связной речи, фонематического восприятия. Развивать зрительно-пространственные представления, конструктивный праксис, мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию и способность ориентироваться в пространстве. Способствовать увеличению скорости переработки зрительной информации, снять напряжение с глаз. Развивать зрительно-пространственные представления, зрительную ориентировку на листе. | |||||||||
| ||||||||||||
- Чему мы сегодня учились на занятии? - Что больше всего понравилось на занятии? - На каких заданиях у вас возникли затруднения? -Поднимите вверх правую руку и помашите мне. Молодцы! -С помощью смайликов оцените свою работу на занятии. | ФР ИР | Учащиеся отвечают на вопросы по теме занятия, выполняют упражнения. С опорой на вопросы педагога анализируют свою деятельность на занятии. | Развивать у детей способность к самооценке своей деятельности. | |||||||||
Творческое дополнительное задание. Обведите свою левую руку и превратите её в какой-либо предмет или животное. | ||||||||||||
Список используемой литературы
- Воскобовича В.В., Вакуленко Л.С., Развивающие игры Воскобовича. Сборник методических материалов - М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с корекционно-развивающими технологиями. – М.: Академия, 2004.
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. 1001 идея интересного занятия с детьми. Авторский сборник методических разработок. Коррекционное образование. Использование образовательных технологий на логопедических занятиях. – М.: Образ-Центр, 2014.
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Стань буквой! Динамические паузы при обучении грамоте дошкольников и младших школьников: учеб.-метод. пособие. – М.:Редкая птица, 2017.
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий: Программно-методические материалы/Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко; под науч. ред. О.В. Елецкой. – Ч.I.- М.: Редкая птица, 2017.-336 с.- (Логопед-практик).
Самоанализ логопедического занятия.
Игонина Светлана Юрьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория, МБОУ Средняя школа №15.
Форма занятия – подгрупповая.
Тема занятия: «Уточнение пространственно-временных отношений»
Целевая аудитория:
-учащиеся начальных классов с ОВЗ, имеющие особенности развития, препятствующие овладению навыками чтения и письма при освоении АООП НОО;
-обучающиеся 1 классов с нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении ООП НОО и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.
Цель: профилактика нарушений устной и письменной речи, связанных с недоразвитием пространственно-временных представлений.
Задачи:
- развивать умение ориентироваться в пространстве и в схеме собственного тела;
- формировать умение определять количество слов в предложении и графически показывать их количество;
- развивать основные психические процессы: мышление, память, внимание;
- развивать тонкую моторику кистей рук;
- развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, проблемно – поисковые.
Дидактическое обеспечение занятия: мячи Су-джок, рабочая тетрадь, коррекционно - развивающие игры, пособие В. Воскобовича «Фонарики», камешки Марлбс, контейнер с песком.
Поставленные цели и задачи соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.
Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал ребенка к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось 40 минут.
Весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями учащихся, что помогло максимально привлечь и распределить внимание детей, заинтересовать их, достичь высоких результатов в работе.
На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: наглядности обучения, сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.
Целесообразно было распределено время на каждый этап. Чтобы дети не переутомлялись, были включены: динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика с мячами Су-Джок.
В конце занятия подводится рефлексивно-оценочный этап, где дети дают оценку своей работе, которая соответствует их настроению и успехам. Поставленные перед детьми цели и задачи решены в полном объёме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня
Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"
Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"
Предлагаю технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
Образовательные.1. Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2. Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....
Технологическая карта логопедического занятия «Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки»
Логопедическая тема: Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки.Лексическая тема: Поздняя весна.Грамматическая тема: Предложение. Текст. Предлоги.Цель: Развитие умения пересказывать текс...
