Технологическая карта логопедического занятия для 1 класса.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Игонина Светлана Юрьевна

Конспект логопедического занятия для 1 класса. Использование здоровосберегающих технологий. Тема : "Уточнение пространственно-временных отношений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (1 класс)

Тема занятия

Тип занятия. Обобщения и уточнение полученных знаний.

Тема: Уточнение пространственно-временных отношений.

Цель: Профилактика нарушений чтения и письма, связанных с недоразвитием пространственно-временных представлений.

Задачи:

образовательные:

- восполнить пробелы в знаниях об окружающем мире связанные с пространственными представлениями;

-развивать умение ориентироваться в пространстве, закрепить понятия «лево-право-верх-низ»;

-учить ориентироваться в схеме тела;

-учить выражать мысли с помощью предложений, записывать предложения при помощи схем;

-закреплять умение определять количество слов в предложении и графически показывать их количество;

коррекционные:

-развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;

-развивать умение ориентироваться в тетради;

-развивать самоконтроль;

-формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации;

воспитательные:

-воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

-воспитывать вежливое отношение к педагогу, товарищу.

Планируемые результаты занятия

Предметные:

-правильно определять пространственные отношения;

-ориентироваться в схеме тела;

-составлять предложения к иллюстрациям, ориентироваться в схеме предложения.

Метапредметные:

-научиться применять полученные знания в самостоятельной деятельности;

-использовать знаково-символические средства;

-осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;

-уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

-осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на занятии.

Межпредметные связи

Обучение грамоте, тема «Предложение. Слово». (УМК «Школа России», учебник «Азбука. 1 класс», Горецкий В.Г. и др.)

Формы работы: фронтальная (ФР), в парах (ПР), индивидуальная (ИР).

Ход занятия

Содержание деятельности учителя-логопеда

  1. Мотивация к деятельности

Форма организации учебной деятельности

Виды деятельности обучающихся

Коррекционно-развивающие задачи

  1. Организационный момент                                                                              

Приветствие. Учащиеся занимают рабочие места по инструкции.

- Первым сядет тот, у кого светлая рубашка, вторым сядет тот у кого карие глаза, и т.д.

2. Кинезиологическое упражнение «Колечки».

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца.

То же самое делает другая рука. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

3. Сообщение темы занятия.

Чтение учителем стихотворения В. Берестова, выделяя голосом подчеркнутые слова:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал.

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик:

Где право, где лево – узнал ученик.

Предположение о теме предстоящего занятия:

-Как вы думаете, чему мы сегодня будем на занятии учиться?

Учитель обобщает ответы детей:

- Сегодня мы с Буквой и Звуком будем учиться ориентироваться в пространстве. Сегодня наши герои отправляются на прогулку.

ФР

Учащиеся приветствуют друг

•        друга и педагога, занимают

•        свои рабочие места.

Развивать слуховое внимание

ФР

ФР

ФР

Выполняют упражнение.

Анализируют текст стихотворения.

Выдвигают предположения о теме занятия.

Развивать межполушарное взаимодействие через согласование разнотипных движений рук.

  1. Организация познавательной деятельности обучающихся.

  1. Игра « Четвертый лишний».

-Сейчас я буду говорить слова, а вы назовите лишнее слово среди них.

1. Лево, право, зима, вниз;  

2. Вверх, вниз, вторник, вперед.

  1. Пальчиковая гимнастика с шариком

Су-Джок.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  1. Работа по основной теме занятия.

Задание 1.

- Звук и Буковка отправились на прогулку. Определите, кто куда пойдет.

Задание 2.

-  Буковка отправилась в лес и нашла удивительную полянку, на которой летали бабочки. Раскрасьте бабочек, летящих вправо, желтым цветом, бабочек, летящих влево, - красным.

Проверьте друг друга.

Задание 3.

-Мальчик Звук гулял в парке и повстречал там детей. Они предложили поиграть.

Динамическая пауза. Игра «Веселые гномы».

Учитель демонстрирует видео «Веселые гномы», предлагает повторить движения.

- Повтори движение верхнего левого гнома, нижнего правого и т.д.

Затем учитель предлагает внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы.

-Какое время года изображено на картинке?

-Какая погода на улице?

-В какой руке мальчик держит листья?

-Составьте свое предложение. Учитель опрашивает индивидуально:

«Сколько слов в предложении? Назови 3 слово в предложении (или последнее слово, или 2 слово и т.п.). Слово «листья»,  какое по счету в твоём предложении?»

Нарисуйте схему своего предложения.

 

Задание 4.

-Мальчик Звук поиграл, отправился дальше. На дорожке он увидел геометрические фигуры. А какие геометрические фигуры знаете вы?

-Составьте фигуры и узоры из геометрических фигур по образцу (у каждого учащегося свой образец).

Сравните свою работу с образцом. Проверьте друг у друга.

Задание 5.

Игра «Пройди лабиринт»

- Помоги Буковке собрать цветы (камешки Марлбс) в корзину.

  (Камешки Марлбс разложены на песке в контейнере).

Гимнастика для глаз «Веселая неделька».

-Наши глазки немного устали, поэтому предлагаю вам игру  для глаз  «ВЕСЁЛАЯ НЕДЕЛЬКА».

- Какой сегодня день недели?

 Вспомните, какую гимнастику мы проводим в этот день.

— Всю неделю по порядку,

Глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз.

 

Задание 6.

- Когда Буковка и Звук вернулись с прогулки домой, они увидели странную картину. Некоторые предметы исчезли. Буковка взяла свой волшебный карандаш и вернула все на место. Помогите ей, ребята. Давайте дорисуем картинку. Слушайте внимательно задания и рисуйте:

1. Вверху слева нарисуй солнышко.

2. Справа от солнышка размести еще две тучки.

3. Пусть над домом летают 4 птички.

4. Справа от дома у реки растут 2 дерева.

5. Под деревьями – грибы.

6. За забором около дома есть качели.

7. Перед домом клумба с цветами.

8. Над цветами летают бабочки.

9. Между домом и клумбой стоит лавочка.

10. Мимо дома справа внизу плывет лодочка.

- Сравните свою работу с образцом и проверьте друг у друга.

 ФР

 

ИР

   ИР

    ИР

    ПР

 

 ФР

ФР, ИР

ФР, ИР, ПР

   ПР

  ФР

   ИР

   ФР

Ответы детей. Называют лишние слова, объясняя свой выбор. 

Выполняют упражнение.

Ответы детей.

Учащиеся рисуют дорожку. Выясняют, что Буковка пойдет в лес, а Звук – в парк.

 Учащиеся определяют и рисуют  направление летящих бабочек и раскрашивают их нужным цветом, осуществляют взаимопроверку задания в парах.

Выполняют упражнения динамической паузы.

Рассматривают картинку, отвечают на вопросы полными предложениями,  придумывают предложения по картинке, определяют количество слов, чертят схему предложения.

Называют геометрические фигуры и их отличительные признаки.

Составляют узоры и фигуры по схемам.

Учащиеся проводят  пальцем по песку и собирают камешки Марлбс в корзину.

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.

Дорисовывают картину по инструкции.

Оценивают работы друг друга и каждый  свою  сравнивая с образцом.

Развивать слухового внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Обогащать знания детей о собственном теле, развитие тактильную чувствительность и мелкую моторику пальцев рук.

Развивать наглядно-действенное мышление.

Развивать зрительно-пространственную ориентировку, зрительное внимание

Способствовать коррекции осанки, укреплению мышц и развитию координации.

Развивать навыки языкового анализа и синтеза на уровне предложения, связной речи, фонематического восприятия.

Развивать зрительно-пространственные представления, конструктивный праксис, мелкую моторику.

Развивать зрительно-моторную координацию и способность ориентироваться в пространстве.

Способствовать увеличению скорости переработки зрительной информации, снять напряжение с глаз.

Развивать зрительно-пространственные представления, зрительную ориентировку на листе.

  1. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.

- Чему  мы сегодня учились на занятии?

- Что больше всего понравилось на занятии?

- На каких заданиях у вас возникли затруднения?

-Поднимите вверх правую руку и помашите мне. Молодцы!

-С помощью смайликов оцените свою работу на занятии.

  ФР

  ИР

Учащиеся отвечают на вопросы по теме занятия, выполняют упражнения.

С опорой на вопросы педагога анализируют свою деятельность на занятии.

Развивать у детей способность к самооценке своей деятельности.

Творческое дополнительное задание. Обведите свою левую руку и превратите её в какой-либо предмет или животное.

Список используемой литературы

  1. Воскобовича В.В., Вакуленко Л.С., Развивающие игры Воскобовича. Сборник методических материалов - М.: ТЦ Сфера, 2015.
  2. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с корекционно-развивающими технологиями. – М.: Академия, 2004.
  3.  Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. 1001 идея интересного занятия с детьми. Авторский сборник методических разработок. Коррекционное образование. Использование образовательных технологий на логопедических занятиях. – М.: Образ-Центр, 2014.
  4.  Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Стань буквой! Динамические паузы при обучении грамоте дошкольников и младших школьников: учеб.-метод. пособие. – М.:Редкая птица, 2017.
  5.  Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий: Программно-методические материалы/Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко; под науч. ред. О.В. Елецкой. – Ч.I.- М.: Редкая птица, 2017.-336 с.- (Логопед-практик).

Самоанализ  логопедического занятия.

Игонина Светлана Юрьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория,  МБОУ Средняя школа №15.

Форма занятия – подгрупповая.

Тема занятия: «Уточнение пространственно-временных отношений»

Целевая аудитория:

-учащиеся начальных классов с ОВЗ, имеющие особенности развития, препятствующие овладению навыками чтения и письма при освоении АООП НОО;

-обучающиеся 1 классов с нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении ООП НОО и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.

Цель: профилактика нарушений устной и письменной речи, связанных с недоразвитием пространственно-временных представлений.

Задачи:

  • развивать умение ориентироваться в пространстве и в схеме собственного тела;
  • формировать умение определять количество слов в предложении и графически показывать их количество;
  • развивать основные психические процессы: мышление, память, внимание;
  • развивать тонкую моторику кистей рук;
  • развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, проблемно – поисковые.

         Дидактическое обеспечение занятия:  мячи  Су-джок, рабочая тетрадь, коррекционно - развивающие игры, пособие В. Воскобовича «Фонарики», камешки Марлбс, контейнер с песком.

 Поставленные цели и задачи соответствуют содержанию занятия.  Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах.  Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал ребенка к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия.  Занятие длилось 40 минут.

        Весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными  особенностями учащихся, что помогло максимально привлечь и распределить внимание детей, заинтересовать их, достичь высоких результатов в работе.

        На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы.  Учитывались следующие дидактические принципы: наглядности обучения, сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, дифференцированного и индивидуального подхода.  Все эти принципы были реализованы на занятии.

Целесообразно было распределено время  на каждый этап. Чтобы дети не переутомлялись, были включены: динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика с мячами Су-Джок.

В конце занятия подводится рефлексивно-оценочный этап, где дети дают оценку своей работе, которая соответствует их настроению и успехам.         Поставленные перед детьми  цели и задачи решены в полном объёме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"

Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"

Предлагаю  технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

Образовательные.1.    Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2.    Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....

Технологическая карта логопедического занятия «Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки»

Логопедическая тема: Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки.Лексическая тема: Поздняя весна.Грамматическая тема: Предложение. Текст. Предлоги.Цель: Развитие умения пересказывать текс...