Работа с раздаточным материалом
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство МАОУ СОШ № 8 г. Лабытнанги
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развития. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образования Российской Федерации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.
МАОУ СОШ № 8 свою образовательную деятельность строит на основе социального заказа, учёта потребностей и интересов детей, пожеланий родителей, педагогов, учёта ресурсов, материальной базы, потенциальных возможностей педагогического коллектива и интеграции возможностей образовательных и других учреждений, включает различные направления деятельности.
Специфика образовательно-воспитательного процесса заключается в нестандартном подходе к обучающимся, который формируется на основе плодотворного опыта работы педагогических работников учреждения. Ребёнку предоставляется максимум возможностей для развития его интересов и способностей. Сотрудничество педагогов, обучающихся, родителей позволяют получить детям заряд творческой энергии, положительное эмоциональное здоровье, определённые знания, умения, навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
В школу приходят дети с разным уровнем готовности к школьному обучению и разным уровнем здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в процессе адаптации к первому классу, в том числе в процессе освоения образовательной программы начального образования. С такими детьми предусмотрена программа коррекционной работы.
Наше учреждение посещают дети-инвалиды, дети с задержкой психического развития, дети с различными отклонениями в развитии, дети с ослабленным здоровьем. Для детей создаются все необходимые условия для развития личности. Педагогическая деятельность направлена на творческое развитие детей в процессе обучения по разнообразным образовательным блокам художественно-эстетической направленности, коррекцию общения и поведения детей (преодоление агрессии по отношению к окружающим, построение положительной эмоциональной сферы).
С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение. С их семьями ведётся тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих школьное образовательное учреждение».
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих школьное образовательное учреждение:
- Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, выявление образовательного запроса;
- Заключение договора между МАОУ СОШ № 8 и родителями (законными представителями);
- Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК;
- Составление индивидуальной программы;
- Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в образовательной организации;
- Реализация индивидуальной программы или маршрута;
- Проведение промежуточной диагностики и анализ;
- Консультирование родителей (законных представителей).
На начальном этапе проводится первичная встреча с семьёй с целью знакомства и сбора информации о развитии ребёнка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.
В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты школы: директор, заместитель директора по административно-хозяйственной части, заместитель директора по научно-методической работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, фельдшер, учителя, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя физической культуры, учитель музыки, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Специалисты и учителя проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе. А также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между школой и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Фельдшер осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям школьной жизни, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня. Консультирует учителей и родителей (законных представителей), даёт рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с диагнозом.
Следующим этапом осуществляется углублённое психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей, чётко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как групповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).
Педагогами и специалистами школы разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу школы. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребёнка, рекомендованные специалистами учреждения.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребёнка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида специалистами на следующем этапе обучения. А также проводятся итоговые встречи с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребёнком, педагогами и специалистами даются рекомендации, советы, консультации.
Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, имеются средства для обучения, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учётом структуры их нарушений:
- «ПБС БОС» предназначен для проведения занятий биологической обратной связи (БОС) по частоте сердечных сокращений и частоте дыхания, который предоставляет логопеду, психологу, работнику социальной сферы многочисленные возможности для эффективности тренинга.
- Edu Touch – это уникальная система для обучения детей с особыми потребностями в увлекательной форме. Система Edu Touch позволяет детям с особыми потребностями проявлять самостоятельность в учебном процессе и более активно участвовать в школьной жизни. Система направлена на поддержку детей, испытывающих трудности в следующих сферах: мелкая и крупная моторика, развитие речи, социально-эмоциональное развитие, когнитивное развитие, адаптация в обществе и самопомощь.
- Один из видов современных технологий сенсомоторного развития – занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития.
В сенсорной комнате имеется следующее оборудование:
- Вращающийся зеркальный шар.
Служит для релаксации и зрительной стимуляции. Вызывает положительные эмоции.
- Воздушно-пузырьковая колонна.
Даёт сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию.
- Сухой бассейн.
Способствует психоэмоциональному развитию, развивает крупную моторику. Дети получают общий массаж.
- Проектор «Меркурий».
Развивает зрительный гнозис. С помощью визуализации способствует развитию воображения, дети с удовольствием знакомятся с животным миром.
- Терапевтическое кресло-кубик.
Способствует расслаблению, релаксации.
- Мягкая форма «Пуфик».
Обволакивающая форма пуфика даёт возможность детям почувствовать защищённость, помогает детям расслабиться, снять напряжение.
- Фиброоптическая тактильная панель.
Развивает зрительную и тактильную стимуляцию, осязательные навыки.
- Световой стол из бука для рисования песком.
Путём песочной терапии развивается у детей с ОВЗ мелкая моторика, тактильная чувствительность, способствует смелости, ловкости, чувства равновесия, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.
Интеграция детей-инвалидов, обучающихся на дому, в образовательную среду школы осуществляется с согласия родителей (законных представителей) через привлечение детей и родителей к участию в традиционных школьных мероприятиях. Посещение детей на дому в рамках школьных акций «Новогодний подарок» и участие детей-инвалидов в школьных мероприятиях отражается в публикациях школьной газеты «Восьмёрочка».
Одним из главных показателей таких мероприятий являются не только социализация, умение общаться в среде сверстников, а так же воспитание толерантного отношения учащихся к детям с особыми образовательными потребностями.
Эти мероприятия имеют положительный отклик родителей и детей.
- Выставка – занятие «Робототехника» привлекает своей новизной, необычностью.
- Общешкольное мероприятие «Фестиваль наук» завершилось закрытием с приглашение детей с ОВЗ, где они были участниками необычных мероприятий и получили огромное удовольствие.
- Создание благотворительной открытки с привлечением представителя благотворительного фонда «Твори добро» для детей ОВЗ, обучающихся на дому.
- интерактивное внеурочное занятие с использованием кукольного театра с целью вовлечения ребёнка с ОВЗ во внеурочную деятельность.
На протяжении всего основного этапа коррекционно-развивающей работы поддерживается систематический контакт с родителями, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах.
Подведение итогов совместной деятельности осуществляется на родительском собрании, круглых столах, где формулируются рекомендации, обеспечивающие перенос достижений ребёнка в реальные обстоятельства жизни, рассматриваются условия, необходимые для дальнейшего развития и саморазвития ребёнка.
Мы считаем, что только грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания и обучения ребёнка обеспечат максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и способностей, это позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе личностного развития.
Формы и методы нашей работы обеспечивают индивидуальный подход к обучающемуся, способствуют организации положительной безбарьерной среды пребывания ребёнка в школе, его обучению и развитию.
Совместная деятельность специалистов по сопровождению детей с ОВЗ делает всё возможное, чтобы дети получили достойное образование, чувствовали комфортность и эмоциональную благополучность в социальной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы
Итоговые проверочные работы:дидактические и раздаточные материалы школа 21 века для 1 класса...

Раздаточные материалы по математике. 4 класс
У ребенка врожденная жажда познания и развития. Ему интересно учиться, узнавать новое, делать открытия, строить гипотезы и искать им подтверждение. Это и есть развитие. Это и есть детство.Не...

Раздаточные материалы по русскому языку. 3 класс
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения....

Дидактический и раздаточный материалы по математике "Виды треугольников"( учебно- наглядное пособие)
Дидактический и раздаточный материалы по математике "Виды треугольников"( учебно- наглядное пособие)...

Создание учебного кабинета как творческой лаборатории по разработке, созданию и апробации дидактического, раздаточного материалов для обучающихся с ТМНР в том числе с расстройством аутистического спектра
Создание эффективного обучающего дидактического материала для организации граммотных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся ТМНР (в т.ч. с РАС) с учетом особенно...

