Консультация – практикум учителя-логопеда для воспитателей детского сада и учителей начальных классов «Методика формирования и коррекции звукопроизношения у дошкольников и младших школьников. Обзор дидактических методов и приёмов работы».
методическая разработка по логопедии
Практическая деятельность учителей-логопедов показывает, что без комплексного подхода логопеда, воспитателей, учителей и родителей трудно достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе. Консультация - практикум проводится в рамках методической работы по преемственности в работе детского сада и школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация – практикум
учителя-логопеда для воспитателей детского сада
и учителей начальных классов
«Методика формирования и коррекции звукопроизношения
у дошкольников и младших школьников.
Обзор дидактических методов и приёмов работы»
Проводится в рамках методической работы по преемственности в работе детского сада и школы.
Актуальность.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости.
Практическая деятельность учителей-логопедов показывает, что без комплексного подхода логопеда, воспитателей, учителей и родителей трудно достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе.
Цитата дня.
Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку, - можно творить.
К.С.Станиславский
Цель:
Повышение уровня компетентности педагогов и специалистов ДОУ и начальной школы в вопросах воспитания звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников и младших школьников.
Задачи:
- ознакомление педагогов с методикой формирования и коррекции звукопроизношения у дошкольников и младших школьников;
- обзор дидактических методов и приёмов работы по развитию звуковой стороны речи;
- активизация обмена информацией, обеспечение преемственности в работе детского сада и школы.
Оформление аудитории:
Цитата дня; мультимедийный проектор; выставка специальной литературы по теме консультации; папка-раскладушки по теме консультации; выставка фотографий индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда.
Оборудование:
По количеству присутствующих гостей:
- столы, стулья;
- индивидуальные зеркала;
- бумажные и влажные салфетки;
- памятка по теме консультации-практикума для самостоятельной работы, заметок по ходу консультации.
Вступительное слово учителя-логопеда.
Считается, что освоение фонетической системы родного языка заканчивается к 5-тилетнему возрасту. Однако, не все дошкольники могут самостоятельно освоить произношение отдельных звуков, а взрослые не всегда улавливают на слух дефекты речи или не придают этому особое значение, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой (в действительности бывает и так: артикуляционный аппарат ребенка развивается, совершенствуется фонематический слух, увеличивается объём словаря, повышается речевая нагрузка и появляется правильный, акустически чистый звук). Но так бывает не всегда, и наша задача вовремя заметить дефект, понять его природу, помочь ребенку в преодолении нарушений звукопроизношения, а также грамотно и доступно объяснить родителям причину речевого нарушения и способы коррекции.
Неправильное звукопроизношение приносит ребенку много огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверстники замечают, посмеиваются, взрослые постоянно делают замечания, в тетрадях появляются ошибки, не связанные с правилами правописания. Ребёнок начинает стесняться отвечать на уроках, выступать на праздниках, общаться с детьми и взрослыми и продолжает получать неудовлетворительные оценки. Ребёнку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться требованиями говорить лучше.
Причины нарушений звукопроизношения различны, часто требуют одновременной помощи специалистов: при механических нарушениях не обойтись без консультации и лечения у ортодонта, при таких нарушениях, как механическая или полиморфная дислалия, дизартрия, ринолалия требуется медикаментозное лечение у невролога, лор-врача, часто требуются сеансы массажа для нормализации мышечного тонуса. Специфична структура нарушений фонетического строя речи у детей с ЗПР, ЗПРР, у детей с интеллектуальной недостаточностью - таким детям необходимо комплексное медицинское обследование и лечение, в том числе у психиатра.
Этапы работы по коррекции звукопроизношения.
Работа над дефектным звуком ведётся поэтапно. Все этапы важны как по отдельности, так и в своей совокупности. Исключить какой-либо из них недопустимо: каждый имеет свои специфические особенности и не ограничен временными рамками относительно других. Итак, в логопедической практике принято выделять четыре основных этапа работы над звуком.
- Подготовительный этап.
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
- вызвать интерес к занятиям, даже потребность в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья – конультации врачей-узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, ЛФК, физиопроцедуры и др.)
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания со стороны учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя и учителя, и, безусловно, родителей, соответственно больших затрат времени.
Чтобы заинтересовать ребёнка, используем игру и игрушки, художественное слово, загадки, сюжетные картинки, рисование, создаём мотивирующие ситуации ((получили письмо от знакомого мультипликационного героя с просьбой, предложение оказать помощь Чебурашке, научить Лунтика, исправить ошибки Маши, побывать на необитаемом острове и др. мотивирующие ситуации).
На подготовительном этапе мы должны познакомить детей со строением артикуляционного аппарата, названием органов речи и их частей, названием основных движений этих органов. В процессе знакомства учим детей чувствовать положение органов речи, учим описывать собственную артикуляцию.
У меня для вас, ребятки,
Приготовлена загадка.
Вы загадку отгадайте,
Моего дружка узнайте.
Если б не было его, не сказал бы ничего.
Игрушка «Язычок».
Этот маленький дружок – твой весёлый язычок…
Чтоб он ловким был, умелым, чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай,
Перед зеркалом шутя.
Как вы думаете, можно ли произносить звуки, говорить без языка? А давайте проверим? Прикусите язычок и назовите своё имя… Ах, не получается!.. Нужен язык? Да!
Я на первых занятиях тоже знакомлю детей с органами речи. У меня для этого есть вот такая игрушка « Улыбающийся Ротик», картинка «Строение артикуляционного аппарата», запас загадок (например: красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей, любят зверушки конфеты и плюшки).
- Гигиена. Знакомя дошкольников с органами речи, мы напоминаем и о необходимости следить за чистотой носовой и ротовой полостей, объясняем зачем нужно полоскать рот после каждого приёма пищи, для чего и как освобождать носовую полость от слизи. У меня правило: перед занятием вымыть руки, нос, прополоскать рот. На занятиях всё, что во рту, показываем языком (либо ватной палочкой).
- Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Сначала возможно предложить ребёнку общеразвивающие упражнения, затем подбирается специальный комплекс упражнений для выработки артикуляционного уклада нарушенного звука.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов речи.
Я предлагаю вам посмотреть подборку упражнений артикуляционной гимнастики, наиболее часто встречающихся в практике логопеда и воспитателей.
Правила проведения артикуляционной гимнастики:
- Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, несколько раз в течение дня, чтобы двигательные навыки закрепились и стали более прочными.
- Не следует выполнять сразу после еды, лучше подождать 1 – 2 часа. Во-первых это исключит обильную саливацию, во-вторых, предотвратит нежелательный рвотный рефлекс.
- А.Г. выполняется сидя перед зеркалом, с соблюдением правильной осанки. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Зеркало должно хорошо освещаться, чтобы исключить тень.
- Из комплекса упражнений выбираем 3 – 4 статических и динамических упражнения. Учим ребёнка удерживать заданную артикуляционную позу в течение нескольких секунд, затем – пауза, во время которой напоминаем о необходимости глотать слюну.
- Одно упражнение подбираем на развитие воздушной голосовой струи.
- Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
- В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Артикуляционные упражнения выполняются под счет, под музыку. Каждому упражнению даётся название, подбирается интересное стихотворение, песенка, потешка.
Презентация «Артикуляционная гимнастика»
«УЛЫБКА» Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброго дня и солнцу, и птицам,
Доброго дня улыбчивым лицам!
«ХОБОТОК» Хоботок слонёнок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки трубочкой сложи
И слонёнку покажи.
«ОКОШКО» Белые зверушки
Сидят в избушке.
В окошко глядят,
Гулять хотят.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
«ГРИБОК» На лесной опушке
Вырос гриб волнушка-
Шляпка на макушке.
Ветер по морю гуляет.
«МАЛЯР» Красить потолок пора
Пригласили маляра.
Он приходит в новый дом
С кистью, краской и ведром.
«КАЧЕЛИ» На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Показ пособий для АГ: картинки (сюжетные, графическое изображение).
Музыкальная пауза (скрипичный ключ)
Артикуляционная гимнастика под музыку. Под музыку артикуляционную гимнастику проводим с группой детей после того, как на индивидуальных занятиях отработаны артикуляционные упражнения. Такая гимнастика повышает настроение у детей, мотивацию, вырабатывает темп движений, переключаемость.
В комплекс упражнений включаем упражнения для развития голосовой воздушной струи. Это так называемая энергетическая база речи. Часто у ребенка ключичный тип дыхания, выдох короткий, слабый и его силы просто не хватает для произнесения того или иного звука.
Как образуется звук?
Энергетическая база речи. Выдыхаемый воздух с определенной силой проходит через органы речи (три отдела: дыхательный, голосообразующий, резонаторный), встречая на своём пути преграду. Детям этот процесс мы можем продемонстрировать с помощью шарика и свистка. Интересно? Смотрим…
Наглядная демонстрация с использованием воздушного шарика и свистка.
Развиваем силу и длительность выдоха, используя различные пособия (демонстрация пособий, игрушек, используемых учителем-логопедом на занятиях; свистки, губные гармошки, катушки, коктейльные трубочки, футбольный мяч и т.п.)
- Этап постановки звука.
Это единственный этап работы над звуком, в котором педагоги и родители не могут принимать участие. Постановка звука осуществляется только учителем-логопедом. Но в легких случаях функционального нарушения звукопроизношения, возможно вызывание звука по подражанию, но только в том случае, когда вы уверены в собственном правильном звукопроизношении.
Постановка звуков проводится в определенной последовательности, то есть в той последовательности, как эти звуки появляются в речи ребенка в норме – это онтогенетический принцип.
Свистящие С, З, Ц, Сь, Зь
Шипящий Ш
Сонор Л
Шипящий Ж
Соноры Р,Рь
Шипящие Ч, Щ
При постановке звука используем 3 способа постановки: по подражанию, механический, смешанный.
Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Анализатор – это нервный аппарат, обеспечивающий восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующий специфические ощущения (рецептор – проводящие пути, центральный отдел в коре головного мозга).
Этап автоматизации звука.
Ура! Звук поставлен! Появился чистый, акустически правильный звук! Это момент перехода к следующему этапу – этапу автоматизации.
Автоматизации произношения сложных звуков в логопедической работе отводится достаточное время, которое зачастую не ограничивается рамками.
Автоматизация звука проходит в определённой последовательности. Завершив постановку звука, вызвав у ребёнка правильный, акустически чистый изолированный звук, учитель-логопед начинает автоматизировать этот звук. Вот на этом этапе крайне важна и неоценима помощь педагогов и родителей. Весь речевой материал, предъявляемый ребёнку, должен быть насыщен автоматизируемым звуком.
Автоматизация звука проходит в определённой последовательности: закрепляем изолированный звук (накачиваем насосом шину:с-с-с…, заводим «моторчик» р-р-р…; плывём на пароходе на остров л-л-л; летаем вместе с жуком ж-ж-ж. Здесь возможно использование звуковых дорожек; разноцветных Весёлых шнурочков, вертушек-волчков, пуговиц и т.п…)
Затем автоматизируем звук в слогах разной слоговой структуры: прямой, обратный (ра, ры…; ал, ол, ил…), затем в слогах со стечением согласных с разной позицией звука (ста, сты…; аст, ост…; акс, укс…). Полезно и результативно использование на данном этапе элементом биоэнергопластики и различных упражнений нейрогимнастики («колечки»; «лесенка», «фонарики»).
Продолжая автоматизировать звук в слогах, начинаем включать слова.
Са – са – са – сани, сад, самокат; ас-ас-ас – кислый квас и ананас.
Ры-ры-ры – рыба, рыбак, рыбалка; ир-ир-ир – мир, пир, тир.
Кла-кло-клу- класс, клок, клумба…
Затем в речевой материал включаем слова со сложной слоговой структурой, фразы, чистоговорки, потешки, короткие стихи, загадки, тексты для пересказа.
Чистоговорки:
За – за – за – у Зои коза.
Зу – зу – зу – Зоя посёт козу.
Тра-тра-тра – в детский сад идём с утра,
Тро-тро –тро – а кто-то едет на метро…
На этом этапе расширяется речевой и картинный материал:
- назови картинки;
- «Пройди по дорожке – не намочи ножки» - выбери картинки с заданным звуком;
- «Запомни, повтори» (кошка – мошка – окошко)
- «Добавь словечко»: Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные... подуШка.
Автоматизируем звук, произносим утрированно, показываем яркую артикуляцию.
Спит спокойно сытый слон,
Стоя спать умеет он.
- Различные лексико –грамматические упражнения: «Один – много», «Много - один», «Назови ласково» (пуговица – пуговиЧка, утро – утреЧко, ложка - ложеЧка),
- «Договори предложение», отрабатываем спряжение в настоящем времени:
Шить штанишки плюшевому мишке.
Я шью штанишки плюшевому мишке.
Ты… Он… Мы… Вы… Они…
- предлагаем короткие тексты для пересказа.
На протяжении всего занятия напоминаем, что нужно правильно произносить автоматизируемый звук.
Подбирая речевой и картинный материал, необходимо помнить, что он должен быть понятен ребёнку (поэтому значение новых и редко используемых слов поясняем); речевой материал должен быть насыщен изучаемым звуком:
- «День рождения у Слонёнка» (подбираем подарки: самокат, сапоги, самолёт, сумка, носки. Пришли в гости к слонёнку, на столе: сыр, суп, салат, сахар, соль, сок, рис, ирис).
При автоматизации поставленного звука из речевого материала должны быть исключены дефектно произносимые звуки, работа над которыми еще не началась. Если такие звуки всё же встречаются, внимание на дефектном произношении не фиксируем – мы автоматизируем данный конкретный звук.
Этап дифференциации звука со звуками данной фонетической группы или со звуками, сходными по артикуляции.
Данный этап начинается не непосредственно после окончания этапа автоматизации, а как бы вплетается в него на уровне слова.
Что такое дифференциация и почему так важно не пропустить этот этап?
Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Работа по дифференциации звуков становится актуальной, когда ребенок уже научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию.
Основная задача работы по дифференциации звуков – воспитать у ребенка стойкий навык правильного употребления в речи того или иного звука, без смешения его с акустически или близкими по артикуляции звуками. Достигается это путем специальных упражнений.
Работа по дифференциации звуков проходит в следующих направлениях:
- развитие слуховой дифференциации;
- закрепление произносительной дифференциации;
- формирование фонематического анализа и синтеза.
Особенное внимание необходимо уделить дифференциации фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих (б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ).
Для того, чтобы процесс дифференциации звуков был более увлекательным и эффективным, детей вовлекают в разные виды игр с использованием самых разных приемов: «Узнай звук», «Поймай звук», «Топни-хлопни» (в ряду звуков, в ряду слогов, слов), «Исправь меня» (педагог намеренно допускает ошибки: «сапка», «мыска», «зук», «лакета»).
33 вагона в ряд тараторят, тарахтят.
За, за, за – вот идет коза!
Жа, жа, жа – мы видели ежа!
Ша-ша-ша – Саша моет малыша.
Су-су-су – не найдем слона в лесу!
Де-де-де – кто в воде? Дил-дил-дил – крокодил!
Ах-ах! Ах-ах! Панцирь есть у черепах!
Использование на занятиях предметов, игрушек несомненно повышает их эффективность, активизирует внимание детей, мотивацию. Дети очень любят играть с мячом, используем этот предмет на занятиях.
«Скажи наоборот» (с –ш, ш – с…; са – ша, шу – су; со словами:сутки – шутки, маска – машка, мыс- мышь, башня – басня…)
«Шифровальщик», «Прочитай письмо».
«Придумай слово». Предложите ребенку прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (шишка – мышка, мишка, крышка, пышка, фишка; коза – коса, оса, лиса и т. д.).
«Чем отличаются слова». Предложите ребенку рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов разницу в звучании этих слов.
«Поэт». Прочитайте ребенку двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Предложите ему выбрать для рифмы одно слово из предложенных. Например:
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
Т.о. систематические занятия по формированию звуковой культуры речи помогают сформировать у детей правильную речь, ввести нарушенные звуки в активный словарь.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
проводится в ходе семинара или после теоретической части
- «ЛогоПазлы».
Сегодня вы услышали много специальных терминов, с некоторыми вы были, конечно, знакомы, некоторые используете в своей речи. Давайте еще раз уточним свой понятийный ЛОГОСЛОВАРИК.
Задание даётся в конце практической части.
3 минуты.
- «Артикуляционно-акустическая характеристика звука».
По предложенной артикуляционно-акустической характеристике педагоги называют звук.
Задание даётся после части «Постановка звука».
3 минуты.
- Музыкальная пауза (скрипичный ключ)
Артикуляционная гимнастика под музыку. Под музыку артикуляционную гимнастику проводим с группой детей после того, как на индивидуальных занятиях отработаны артикуляционные упражнения. Такая гимнастика повышает настроение у детей, мотивацию, вырабатывает темп движений, переключаемость.
Проводится после части «Артикуляционная гимнастика».
- минуты.
- «Мнемоника»
«Мнемоника» - система приёмов, облегчающих запоминание путем образования искусственных ассоциаций, схем, условных знаков и т.п.
Педагоги выполняют рисунки для заучивания заданного стихотворения А.Л.Барто. (задача: по выполненным рисункам назвать стихотворение или продекламировать его часть).
В рисунке можно зашифровать слово, обозначающее предмет, его признак или действие, абстрактное понятие. Также в рисунке можно зашифровать словосочетание, и даже короткое предложение.
Образец мнемотехнических карт.
Задание выполняется после части «Этап автоматизации звука».
- минут.
- Нейрогимнастика.
Нейро – значит относящийся к нервной системе. Нейроупражнения улучшают межполушарное взаимодействие, развивают внимание, восприятие, структурируют речь и стимулируют её развитие, а значит полезны и для детей, и для взрослых. Нейроупражнения можно выполнять как самостоятельную гимнастику, так и во время автоматизации звуков.
«Фонарики»
«Лесенка»
«Капитаны»
«Ухо –нос» / с усложнением /с хлопками.
Рефлексия.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
«Смайлы»:
- зелёный - «Спасибо, всё понятно»;
- жёлтый - «Спасибо, интересно, но остались вопросы»;
- красный - «Увы, вопросов больше, чем ответов».
Заключительное слово учителя-логопеда.
Спасибо, коллеги, таким образом, подводя итоги работы нашей творческой группы, можно сделать следующий вывод:
при работе над методической темой, мы:
- познакомились с методикой работы по формированию и коррекции звукопроизношения;
- определили приёмы, которые обеспечат формирование фонетически чистой речи у дошкольников и младших школьников;
- выявили механизмы мотивации.
Таким образом, я считаю, намеченная нами цель работы над данной методической темой в целом достигнута.
Приложение 1.
Консультация - практикум
«Методика формирования и коррекции звукопроизношения
у дошкольников и младших школьников.
Обзор дидактических методов и приёмов работы»
Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку, - можно творить.
К.С.Станиславский
Цель:
Повышение уровня компетентности воспитателей ДОУ, учителей начальной школы в вопросах воспитания звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников и младших школьников.
Задачи:
- ознакомление педагогов с логопедической методикой формирования и коррекции звукопроизношения у дошкольников и младших школьников;
- обзор дидактических методов и приёмов работы по развитию звуковой стороны речи;
- обеспечение преемственности в работе детского сада и школы, активизация обмена опытом.
Коррекция звукопроизношения | |||
I этап | II этап | III этап | IVэтап |
Приложение 2.
Звук ___________________________
Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд.
Зубы сближены, хорошо видны верхние и нижние резцы.
Широкий кончик языка приподнят к альвеолам за верхними зубами и образует щель с твёрдым нёбом, средняя часть спинки языка опускается. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идёт через ротовую полость.
Воздушная струя – сильная, «размытая», тёплая.
Голосовые связки – сомкнуты, напряжены и вибрируют.
Звук _____________________________
Губы – растянуты в улыбке.
Зубы – сближены.
Широкий кончик языка упирается в нижние передние зубы, передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Вдоль языка образуется узкая щель в форме желобка.
Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость.
Воздушная струя – сильная, тонкая, холодная.
Голосовые связки – разомкнуты.
Звук ___________________________
Губы – растянуты в улыбке.
Зубы – разомкнуты.
Язык – кончик языка упирается в верхние зубы или в альвеолы за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята. Боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло.
Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
Воздушная струя – тёплая; воздух проходит по бокам языка.
Голосовые связки – сомкнуты, напряжены и вибрируют.
Приложение 3.
«Логопедические пазлы»
САЛИВАЦИЯ |
СЕМАНТИКА |
КИНЕСТЕЗИИ речевые |
ЛОГОПЕДИЯ |
ФОНИАТРИЯ |
ОМОНИМЫ |
ПАРОНИМЫ |
ТОНУС |
АНАЛИЗАТОР |
ПАРЕЗ |
ТРЕМОР |
НАЗАЛИЗАЦИЯ |
МИМИКА |
АГРАММАТИЗМ |
ДИСЛАЛИЯ |
ДИСГРАФИЯ |
ДИЗАРТРИЯ |
ДИКЦИЯ |
СИГМАТИЗМ |
ФОНЕТИКА |
ГОЛОС |
ПРИКУС |
АЛЬВЕОЛА |
ОРТОДОНТИЯ |
ПРОГНАТИЯ |
ПРОГЕНИЯ |
ЯЗЫК |
ЯЗЫК |
ЛАМБДАЦИЗМ |
АВТОМАТИЗАЦИЯ |
АРТИКУЛЯЦИЯ |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ |
слюноотделение, секреторная деятельность слюнных желез. |
наука, изучающая людей с речевыми нарушениями, разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними. |
раздел оториноларингологии, изучающий физиологию и патологию голосового аппарата человека. |
значение или значения языковых единиц. |
разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка. |
разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. |
длительное, не сопровождающееся утомлением, возбуждение нервных центров и мышц. |
ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании. |
нервный аппарат, обеспечивающий восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующий специфические ощущения. |
уменьшение силы или амплитуды произвольных движений, обусловленное нарушением иннервации соответствующих мышц. |
нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности. |
совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением. |
приобретение звуком носового тембра вследствие опускания нёбной занавески и одновременного выдоха воздушной струю через ротовую и носовую полости. |
ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка, при поражении нервной системы. |
превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические. |
деятельность органов речи, необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов. |
развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования. |
выступание нижней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития. |
раздел языкознания, изучающий акустические и артикуляционные особенности звуков. |
совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата, компонент речи. |
взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании. |
ячейка в челюсти, где помещается корень зуба. |
раздел стоматологии, изучающий диагностику, профилактику и лечение аномалий развития и деформаций зубов, зубных рядов и челюстей. |
выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития. |
расстройство произношения свистящих и шипящих фонем. |
частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки. |
функциональное или механическое нарушение звукопроизношения. |
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. |
подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение звуков, слов, фраз. |
расстройство произношения фонем Л, Л', выражающееся в их искажении, замене или отсутствии в речи. |
расстройство произношения фонем Р, Р', выражающееся в их искажении, замене или отсутствии в речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)
Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств как самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность.Имеющиеся научные данные свидетельствуют о...

План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»
Тема по самообразованию:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»....

План самообразования учителя начальных классов. Тема "Формирование самооценки младшего школьника"
План самообразования учителя начальных классов. Тема работы учителя "Формирование самооценки младшего школьника"...

Тема: «Современные методы обследования и технологии коррекции речи у дошкольников и младших школьников. Модель логопедического сопровождения детей с ОВЗ»
Данный материал поможет руководителям методических объединений учителей-логопедов составить план работы ММО на год....

Тема: «Современные методы обследования и технологии коррекции речи у дошкольников и младших школьников. Модель логопедического сопровождения детей с ОВЗ»
В помощь руководителю ММО учителей-логопедов....

Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...
