Конспект совместной познавательно – речевой деятельности с детьми начальной школы с использованием мультимедийной презентации на тему: "Лисьи загадки".
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Данный материал занятия применяется в работе учителя-логопеда, учителей коррекционных школ для обучающихся начальной школымс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной познавательно – речевой деятельности с детьми начальной школы с использованием мультимедийной презентации.
Тема: «Лисьи загадки».
Цель: Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной (групповой) интеллектуально-творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1 Способствовать обмену информацией о лисе, ее характерных особенностях, среде обитания, образе жизни, повадках, цепи питания, взаимосвязях с объектами живой природы.
2 Стимулировать познавательный интерес детей к составлению загадок с помощью картинок.
3 Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка с помощью вычленения важных для него отличительных признаков объекта.
4 Подвести детей к открытию, что процесс коллективного составления загадки позволяет глубже увидеть изучаемый объект.
5 Способствовать самостоятельному познанию экологической ниши обитания лисы путем целенаправленной практической деятельности
6 Ввести в активный словарь детей путем «проживания нового» словосочетание «лиса мышкует»
Коррекционно-развивающие:
1 Развивать ассоциативное и логическое мышление, внимание (зрительное и слуховое), воображение, доказательную речь, словотворчество
2 Развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение другого, не перебивать собеседника.
3 Побуждать высказывать предположения, самостоятельно их анализировать с целью дальнейшего принятия или отвержения.
Воспитательные:
1 Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов
2 Поощрять стремление договариваться между собой, делать выбор, соподчинять личные желания правилам, установленным коллективом, правилам игры.
3 Нацеливать на достижение цели самостоятельной деятельности.
4 Воспитывать желание представлять и оценивать результаты труда, отмечать собственные достижения и достижения друзей.
5 Подвести детей к мысли, что компьютер можно использовать как источник информации.
6 Поощрять проявление лучших человеческих чувств и качеств: доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому - партнеру по игре, взаимопомощи и дружеской поддержки
Оборудование и материалы: Ноутбук, игровая мультимедийная презентация «Выбери маршрут для путешествия», маска лисицы, карточки для составления коллажа лисицы и других диких животных, наборное полотно, фишки, доска выбора: круг, поделенный на сектора с предполагаемыми заданиями для совместной деятельности. Колокольчик. Обруч большой. Картонные цветные шарики с напечатанными на них качествами, проявленными детьми в ходе выполнения заданий: «Замечательному артисту», «За сообразительность, «За находчивость и смекалку», «За интересные высказывания», «За фантазию», «За смекалку», «За умение мыслить», «За любознательность»
Материал для самостоятельной работы: Пластилиновые дощечки для выкладывания из семян разной формы и разного фона Семена подсолнечника, кизила, фасоли. Две пластиковые бутылки одинакового размера с обозначенной на одинаковом уровне границей, воронки, мерные стаканчики и одинаковые ложки. Рис и пшено для измерения. Бумага для записей, простые карандаши. Шесть лабиринтов разного уровня сложности с зашифрованными словами «всегда», «вместе», «весело», «дружба», «труд». Бумага для записей. Простые карандаши. Игровизоры. Водные фломастеры. Ватные подушечки для стирания.
Логика взаимодействия педагога с детьми
Деятельность детей
Ход занятия.
- Ребята! Сегодня я пришла к вам со своим другом и помощником. Вы узнали его? Да, да – это ноутбук. Для вас это тоже лучший друг? Я знаю, что все вы любите играть в компьютерные игры. А как еще можно использовать компьютер? Ответы детей (найти любую информацию, играть, слушать музыку, рисовать, общаться, печатать) Всё верно, ребята, а ещё с помощью компьютера можно путешествовать. Только вот одной путешествовать неинтересно. Вы не составите мне сегодня компанию? Какие же сегодня у нас маршруты? Давайте, посмотрим на экран. Устраивайтесь вокруг обруча, чтобы всем было видно. - Смотрите, в моём ноутбуке живёт кот Всюдуход. Как вы думаете, почему его так назвали? Давайте посмотрим, куда наш гид предложит сегодня отправиться?
- Посмотрите и выберете маршрут Проблемная ситуация – мнения детей разошлись. Что делать? Педагог подводит к мысли: друзья не бросают друг друга в испытаниях, если разойдемся по разным путям, можем не справиться с испытаниями, надо держаться вместе. Идем в ту страну, которую выбрало большинство детей. Говорят: «Друзья познаются в беде». Будьте бдительны – в дороге могут случиться всякие неожиданности! Вы готовы испытать себя? Тогда в путь!
Установление контакта с детьми: Внимание на ноутбук Слайд 1:
Приветствие Слайд 2: Дети делают выбор Звучит песня «Дорогою добра…» Дети встают и берутся за руки в знак дружбы Дети сами читают: «Страна умников и умниц», «Страна загадок», «Загадочный лес».
- Перед нами первое испытание: загадка от кота Всюдухода
За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара
- Так кто же это (в результате анализа каждого предположения, дети делают вывод Педагог активизирует мыслительную деятельность детей, рассматривает каждое предположения, в ходе чего дети отвергают, либо оставляют отгадку.
- Проверяем, нашли ли мы отгадку?
- Что скажешь, Всюдуход?
Слайд 3: Дети высказывают свои предположения
Коммуникативная деятельность Слайд 4:
Слайд 5: - Да, это лиса! - Ура! Мы справились. Мы прошли первый уровень! Слайд 6: - Новое испытание: зарядка для ума!
- А вы знаете ребята, что загадки можно загадывать не только словами. А как ещё? (движениями, знаками, картинками).
- У меня есть помощник, это мой волшебный коврик Умнярус. Он загадывает загадки с помощью картинок.
- Давайте посмотрим, как Умнярус загадал загадку про лису картинками. Проблемная ситуация: где мой полосатый коврик? Ребята, у вас острое зрение? Помогите его найти! Дети находят в помещении группы волшебный коврик, подают его воспитателю – картинки рассыпаются.
- Ничего страшного. Давайте, разложим картинки в обруче. Нам нужно отобрать картинки, которые могут нам что-то рассказать о лисе. Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор (логическую связь с повадками лисы).
- Ребята, вам понравилось составлять загадку всем вместе?
-А если бы мы составляли загадку поодиночке, мы бы не справились так быстро и не смогли бы так много рассказать о лисе. Что нам помогло? (дружба)
- Ребята, вы такие интересные собеседники! Вы так много знаете про лису! Слайд 7: Познавательная деятельность: составление загадки Педагог подводит к мысли, что коллективное составление загадки позволяет глубже увидеть изучаемый объект
- Вот она, наша лиса – в поле. Смотрите-ка, она к чему-то прислушивается. Говорят, у лисы острый слух. Что это значит?
Слайд 8: Визуальное восприятие изучаемого объекта – лисы: лиса прислушивается
- А у нас с вами острый слух? А лучше, чем у лисы? Давайте проверим. Игра «Скажи, что услышал» (звуки: ключи звенят, зонт открывается, дождь идет, дверь скрипит, ножницы режут)
Слайд 9: Игра на слуховое восприятие
-Ребята, а зачем наша лиса, такая яркая, как пламя, вышла в поле? Ее же здесь легко заметит охотник? (лиса вышла на охоту)
- Сидят мышки в норке, зёрнышки грызут. Чуть пискнет мышь под землей, лиса сразу услышит. А как же лисе выманить их оттуда? (Ответы детей).
- Когда лиса ловит мышей, охотники называют эту охоту так: лиса мышкует. Хотите посмотреть, как это происходит на самом деле?
Слайд 10: вертикальный разрез - видно и мышей в норке и лису – над ними. Педагог подводит к мысли, что лиса охотится на полевых мышей. На экране ноутбука видеозапись с музыкальным сопровождением.
- Не правда ли, лиса – отличный охотник? А кто бы из вас
Слайд 11: Смотрят видеозапись. Видеозапись «Лиса мышкует» Погружение в природу смог изобразить лису на охоте – умную, быструю, ловкую? Если несколько желающих – выбираем лису считалкой Лисичка одевает шапочку. Ребята, мы будем маленькими мышками. Давайте поищем, где нам устроить норку. Дети забираются под стол.
- Залезайте, мышки в норку, грызите зёрнышки и пищите. А лиса крадётся. Прислушивается. Остановилась у норки и давай прыгать - приплясывать. Испугались мыши, запищали. Ой-ой, что это? Потолок дрожит! Ай! Вся норка трясётся! Земля сверху посыпалась. Надо бежать, спасаться!! Скорее! Ай-ай! Задрожало всё кругом, разбежались мыши вон. Тут-то лиса и хватает мышек. Чтобы ей насытиться, нужно 20 мышей поймать. Ребята, очень удачно наша лисичка помышковала.
Подвижная игра в среде группы «Лиса мышкует» Предлагаю ребёнку изобразить лисью пляску с постукиванием руками по столу Звенит звонок.
- Ребята, слышите звонок? Нас зовет в дорогу Кот Всюдуход. Ура! Мы справились с заданием и перешли на третий уровень! А вот и поощрительные фишки от кота Всюдухода. Эти фишки помогут нам в следующем испытании.
Слайд 12: Поощрение детей - Кот Всюдуход решил проверить наши деловые качества. Ведь друзья познаются не только в беде, но и в настоящем деле. Какую работу он нам приготовил?
1. Выложить на пластилиновой доске из семян лесного зверя, а мы угадаем. 2. Составить загадки для Умняруса из предложенных карточек, а мы их потом отгадаем.
3. Помочь мышонку заполнить норки разными злаками, используя одинаковые мерки. Сосчитать, сколько мерок пришлось всыпать.
4. Провести мышонка по лабиринту. Из букв, которые встретятся ему по дороге составить волшебные слова.
- Кот предлагает вам выбрать занятия по душе с помощью этого круга. Подумайте, где бы вы смогли проявить свои лучшие качества: смекалку, сообразительность, художественные способности.
- Выбрали дело по душе? Тогда поставьте свою фишку на соответствующий сектор. Учтите, что в каждом деле может быть занято ограниченное количество человек – видите цифры на каждом секторе?
- Ребята, свою работу вы закончите, когда услышите звонок колокольчика, у вас ведь острый слух? Договорились?
- На звон колокольчика собираемся снова вокруг нашего обруча и представляем результаты Дети распределяются по центрам активности. Учитель уточняет, правильно ли они поняли задание. Дальше дети выполняют задания в центрах активности самостоятельно
Слайд 13: Выбор деятельности. Используется круг выбора и фишки. Соподчинение желаний детей и заданных возможностей. Предлагается выбор познавательной, художественно-творческой, экспериментальной деятельности Самостоятельная практическая деятельность детей в центрах активности
Итоговый сбор: Дети собираются вокруг обруча.
1. Отгадывают загадки, загаданные детьми
2. Угадывают, каких зверей выложили дети из семян.
3. Дети читают слова, которые составили в лабиринтах.
4. Сверяем результаты измерения крупы, слушаем вывод, обсуждаем Представление результатов деятельности.
Коммуникация Ребята, мы справились с заданиями? А что нам помогло в путешествии? А когда вы в компьютере заканчиваете игру или проходите уровень, что обычно происходит?
- Давайте посмотрим, как наш кот Всюдуход оценил нашу работу? Смотрите, какой красивый салют из шариков в вашу честь! Да тут и слова. Педагог читает: «за любознательность», «за смекалку», и т.д.
- А вот и сами шарики с добрыми словами. Педагог распределяет их вместе с детьми между участниками, отмечая качества каждого ребёнка в совместной деятельности.
- А теперь нам пора на прогулку к нашим друзьям
Слайд 14: Педагог помогает детям оценить проявленные качества (проявил фантазию, смекалку, сообразительность, сообщил интересные факты…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем в сказку" Конспект занятия по внеурочной деятельности "Театр в начальной школе"
Конспект занятия "Играем в сказку"+презентация.Инсценирование сказки "Репка " на новый лад, представление на ширме "Три поросёнка"...

Использование информационных технологий на уроках русского языка для формирования речевой деятельности учащихся в начальной школе.
Необходимость повысить качество формирования языковой, лингвистической и некоторых других типов компетенций требует применения новых средств для совершенствования процесса обучения. Открываются новые ...

Использование мультимедийных презентаций в начальной школе с целью активизации познавательных интересов.
Использование мультимедийных презентаций...

Педагогическое мероприятие по познавательно-речевому развитию с детьми в возрасте от 3-х до 4-х лет "Весёлое путешествие в страну домашних животных". (( с применением мультимедийной технологии))
На данном мероприятии, мы будем говорить с детьми о домашних животных и чем они отличаюся от диких животных....
«Особенности контроля и оценивания устной речевой деятельности учащегося в начальной школе»
Обсудим вопрос, что такое формирующее оценивание и какие техники можно применять для его обеспечения.Данный материал подойдёт для выступления на педсовете или для обсуждения с коллегами на кафедре нач...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебник - воздух»
Данный НОД позволяет детям не только узнать что - то новое. но и самим попробывать себя в роле экспериментатора.Данный вищд деятельности завораживает и оживляет детей. вызывает желание к продолжению и...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...