Конспект занятия в первом классе по развитию связной речи на тему: «Зимний лес»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект занятия в первом классе по развитию связной речи на тему: «Зимний лес»
Цель: продолжать формировать представления о признаках зимы, цикличности изменений в природе, закрепить знания о зиме, зимующих птицах, изготовление пластилиновой аппликации: «Снежная веточка».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 209.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в первом классе по развитию связной речи на тему: «Зимний лес»
Разработал: учитель – логопед МБОУ «Школа №75» Лапина Н.В.
Цель: продолжать формировать представления о признаках зимы, цикличности изменений в природе, закрепить знания о зиме, зимующих птицах, изготовление пластилиновой аппликации: «Снежная веточка».
Задачи:
- Развивающие:
- Развитие связной речи, творческого воображения, зрительного восприятия, цветового восприятия.
- Развивать глазомер, ориентировку.
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- Обучающие:
- Уточнение и систематизация словаря.
- Учить создавать индивидуальную аппликацию из пластилина.
- Систематизировать представления детей о признаках зимы, зимнем лесе.
- Воспитывающие:
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческую активность, усидчивость, взаимопомощь.
- Воспитывать интерес к природе и временам года.
- Оборудование: клей, ножницы, цветная бумага, доска, пластилин, стеки, иллюстрации зимних пейзажей, лесных обитателей и их следов, веточки сосны и ели, шишки еловая и сосновая.
- Активный словарь: лепить, катать, вырезать, наклеить, зима, лес, снежинки, лед, снегирь, шишка
- Пассивный словарь: мастерица, трещит, вьюга, лыжи, искристый, чародейка, околдован, бахрома, немой, пилюли, сосновая, еловая, свиристель, клест, вышелушиваются, сытый, исхудать.
- Визуальный ряд: картинки (пейзажи зимнего леса, птицы), веточки ели и сосны, шишки еловая и сосновая.
- Музыкальный ряд: музыка П. И. Чайковского Времена года Плейлист Чайковский Времена года — слушать онлайн бесплатно на Яндекс Музыке (yandex.ru)
Ход занятия:
- Организационный момент
Учитель-логопед: Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в гости к одной удивительной мастерице. А кто она, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы.
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает все кругом
белоснежным серебром. (Зима)
- Да, верно, зима.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зимние слова». Дети хлопайте в ладоши. если услышите слова, связанные с зимой. (Снежинки, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снегурочка, персики, загорать, снегопад. лыжи).
2. Основная часть.
Учитель-логопед показывает пейзажи зимнего леса.
- Ребята, сейчас мы с вами отправимся в зимний лес! Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы с вами постараемся разгадать некоторые из них.
- Ребята, как вы думаете, без чего не бывает леса? (Леса не бывает без деревьев, птиц, животных, насекомых и т. д.)
- Очень тяжело узнать деревья в зимнем лесу. Но некоторые деревья все же мы узнаем.
Игра «С какого дерева ветка?»
Показать детям веточки сосны и ели. Давайте, назовем с какого дерева ветка? С ели, значит - еловая. С сосны - сосновая. Достать шишки еловую и сосновую, показать детям, дети называют (шишка еловая, шишка сосновая)
- Отгадаете загадку? Зимой и летом одним цветом. (Ель)
- Какие еще деревья растут в лесу? (береза, осина, липа, клен, дуб)
- Каких птиц можно встретить в зимнем лесу? (синица, снегирь, клест, воробей, свиристель)
- Перед вами изображения птиц. Посмотрите внимательно и скажите, какие птицы залетели в зимний лес по ошибке? (Дети называют и снимают с кормушки изображение птиц: ласточка, скворец – перелетные, остальные – зимующие. Объяснить почему лишние.)
- Какая птица выводит птенцов зимой?
- Клест, так как клесты питаются семенами шишек, а зимой их много. Оказывается, своих птенцов клесты выкармливают измельченными семенами сосны и ели. А как раз к концу зимы шишки начинают раскрываться и легко вышелушиваются.
- Что птицам страшнее – холод или голод? Объясните, почему? (голод, голодные птицы погибают.)
- Верно, ребята, сытому и мороз не так страшен. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. Если за зиму не исхудать и жир под кожей сохранить, то даже лютый мороз, который сквозь перо пройдёт, и тот не опасен
- Ребята, давайте рассмотрим картину «Зимний лес». Зима как будто заколдовала лес, послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Посмотрите на картину, почему здесь изображены ели не зеленые, а белые? (Ели снежные)
- Подумайте и скажите, что придает особую красоту природе зимой? (Снег)
- Какой бывает снег? (Белый, искристый, пушистый, холодный)
- Зимой все покрыто белым, пушистым снегом. Хотите поиграть с этим словом? Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки – серебристые…(снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает…(снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее…(снегопад)
Словно в белый пуховик нарядился…(снеговик)
На снегу – то, посмотри, - с красной грудкой …(снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…(снег)
- Молодцы! Все слова отгадали. Предлагаю вам размяться.
Физкультминутка:
Весь засыпан снегом лес, (повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка. (машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)
Учитель-логопед: А сейчас я хочу пригласить в нашу снежную мастерскую, где мы с вами сделаем аппликацию пластилином «Снежная веточка». Творить мы будем под музыку П.И. Чайковского Времена года. (Фоном звучит музыка)
Далее педагог раздает детям необходимый материал, разъясняет необходимые приёмы лепки, вспоминает технику работы стеком. Дети приступают к заданию, воспитатель следит за выполнением, оказывает детям индивидуальную помощь.
3. Заключительная часть
Рефлексия:
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в зимнем лесу)
- Веточки каких деревьев мы изучили? (ель, сосна)
- Каких птиц встретили в зимнем лесу?
- Какую веточку мы с вами сегодня сделали (снежную)
- Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?
- Давайте с вами устроим выставку из ваших снежных веточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по развитию связной речи учащихся на уроках письма.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью...
Конспект урока развития связной речи по теме: "Редактирование сочинения по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".
Урок редактирования - урок работы над речевыми ошибками занимает особое место в системе уроков по развитию связной речи младших школьников. В конспекте представлена подробная работа над текстом сочине...

Конспект занятия в первом классе по развитию лексико-грамматического строя речи учащихся с ОВЗ.
Тема: Животный мир Арктики, Антарктики.Это занятие способствует закреплению знаний детей по данной лексической теме, расширяет их кругозор. Обогащает словарный запас существительными, глаголами,...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «День 8 Марта» с использованием конструктора «Тико»
Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Расширение представлений о празднике «8 марта»...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на тему: «Домашние животные»
Цель: систематизировать знания детей о домашних животных.Задачи:Коррекционно-образовательные:- активизировать словарный запас детей по теме;- закрепить обобщающее понятие «домашние животные&raqu...
Конспект занятия для 1 класса по развитию связной речи "Составление рассказа о весне"
Одним из основных моментов логопедических занятий является необходимость активизировать все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Дети должны на занятии проявлять речевую ...

Конспект логопедического занятия с детьми ОНР по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Профессии»
Цель: обобщение знаний по теме «Профессии», закрепление умений составлять описательные рассказы. Коррекционно-образовательные задачи: • расширять и активизировать предикативный и номи...


