Консультации для родителей
консультация по логопедии

в данном материале рассказывается о формах и методах при работе учителя-логопеда в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_rechevogo_razvitiya_detey.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ «НОВАЯ ЭРА» 2025

Практический семинар

для воспитателей детского сада

Формы и методы речевого развития детей

подготовила:

учитель-логопед: Ионец О.В.

        Тулун.2024г.

Повестка:

  1. Теоретическая часть: «Методика обучения детей составлению рассказов с использованием  опорных схем»
  2. Практическая часть «Искусство говорить с детьми»

Теоретическая часть

«Методика обучения детей

составлению рассказов с использованием опорных схем»

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускников детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Но чтобы этому научить необходимо, развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.

Учить детей дошкольного возраста составлять рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично, образно рассказывать способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией.   Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок для успешного обучения в школе.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является составление рассказов: описательных, повествовательных, рассказов – рассуждений.

Рассказ - описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект, а затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или отношение к нему.

Повествование – это сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картинки. Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка элементов может нарушить последовательность изложения событий.

Структура повествования - начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).

Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и  вывод, который из него следует. Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. Особенно важно развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.

Процесс формирования у детей умения составлять связные и последовательные рассказы идет очень медленно, так как ребенку сложно поддерживать постоянное  внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и  внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нём, выдерживать последовательность высказываний.

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление рассказов, является использование опорных схем, они значительно упрощают задачи, делаю высказывания дошкольников четкими, логически связными и последовательными.

Опорные схемы выступают в роли плана – подсказки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие речи- главный показатель умственного развития детей
  2. Значение развития связной речи для подготовки детей к школе
  3. Роль воспитателя в развитии детской любознательности и речевой активности.
  4. Современные активные методы обучения детей.
  5. Что способствует развитию и обогащению речи детей.
  6. Использование беседы для развития связной разговорной речи детей

Практическая часть

Игра «Правильно ли мы говорим»

Задание №1

Вспомните пословицы, в которых встречаются слова «речь», «слово»

Каждому слову свое место

Острое словечко колет сердечко

Слово горы ворочает

Слово – серебро, молчание – золото

Пустые речи и слушать неча

Доброе слово и кошке приятно

Задание №2

Подобрать прилагательное к словам: «язык», «речь», «слово».

Задание №3

Ударения –от ударения зависит очень многое, ударение может изменить смысл слова.

Произнесите слова с правильным ударением.

Звоним

Баловать

Досуг

Документ

ЗвонИм

БаловАть

ДосУг

ДокумЕнт

Искра

Облегчить

Петля

Квартал

Красивее

Месяцами

Доску

Завидно

Задолго

Предложить

Статуя

Искра

ОблЕгчить

ПЕтля

КвартАл

КрасИвее

МесяцАми

ДОску

ЗавИдно

ЗадОлго

ПредложИть

СтАтуя

Развитие речи средствами игры

Игры на формирование грамматического строя речи.

Игра «Кузовок».

Цель: образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

-Вот тебе кузовок,

-Клади в него, что на –ок.

-Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Игры на развитие связной речи.

Игровое упражнение «Распространи предложение».

Цель: развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению различным жизненным ситуациям.

Игры на развитие  звуковой культуры речи.

Игра «Ловушка».

Цель: развитие умения услышать в слове определённый звук.

Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются воспитателем  в зависимости от темы занятия. 

  Игра «Поймай слог».

Цель: развитие слухового внимания и его быстроты.

Воспитатель  «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.

Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Если бы…».

Цель: развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

-«Если бы я был волшебником, то …»

-«Если бы я стал невидимым…»

-«Если весна не наступит никогда…»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

- Игровое упражнение «Закончи сам».

Цель: развитие воображения, связной речи.

Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

Используемая литература:

  1. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

 Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»...

Консультация для родителей "Как поведение родителей влияет на ребёнка"

Исследования  показали, что  большинство  людей  употребляют  алкоголь  или  курят  так  же, как  это  делали  их  родители. Такж...

Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя»

Публикуемые рекомендации помогут наладить взаимоотношения с самым дорогим существом в жизни- вашим ребёнком!...

Работа с родителями. Консультации для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!...

Консультация для родителей :"Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения".

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...

консультация для родителей. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей - навыков безопасного поведения на улице.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машин...

Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...