«Автоматизация звука [Ш] на материале лексической темы «Растения с шипами», конспект подгруппового логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Салеева Ирина Владимировна

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] на материале лексической темы «Растения с шипами» для обучающихся по программе 4.1 (слабовидящие) 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] на материале лексической темы «Растения с шипами» для обучающихся по программе 4.1 (слабовидящие) 1 класса

Цель урока: закрепить правильное произношение звука [Ш] на материале лексической темы «Растения с шипами»

Задачи:

- повторить акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш];

- автоматизировать звук [Ш] в слогах, в словах, в чистоговорках, в предложениях;

- развивать языковой анализ и синтез;

- развивать грамматический строй речи (согласование числительных и существительных);

- активизировать и расширять словарный запас по лексической теме «Растения с шипами»;

- развивать воображение, память.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением растений с шипами, деревянные фигурки с изображением названий артикуляционных упражнений.

План занятия

Организационный момент: 

Логопед: «Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы работаем над правильным и красивым произношением сложных звуков.

Вспомним, чем звук отличается от буквы? Звук мы слышим и произносим, а букву – читаем и пишем.»

Озвучивание темы

Логопед: «Сейчас мы внимательно послушаем слова.

ШЕЯ, МАШИНА, ДУШ. Какой звук есть во всех этих словах?

˂Ответ учеников˃

Правильно – это звук Ш.

Звук Ш будет главным на нашем уроке.»

Повторение артикуляционного уклада звука Ш

Логопед: «Вспомним, как красиво и правильно произносить этот звук: язык за верхними или нижними зубами?

˂Ответ учеников˃

Правильно, верхними.

Воздух теплый или холодный?

˂Ответ учеников˃

Теплый.

Наш язык в форме чашечки прячется за верхними зубами, впереди в широкую щель идет теплый воздух. Подставим ладошку и пошипим, погреем ладошку.»

Артикуляционная гимнастика:

Логопед: «Чтобы произносить звук было легче, сделаем небольшую зарядку для щек, губ и языка.»

Ученики повторяют за логопедом артикуляционные упражнения:

«Помидоры-толстяки/Огурцы-худышки»,

«Улыбка/ Трубочка/ Заборчик»,

«Блинчик»,

«Вкусное варенье»,

«Чашечка».

Ритмические ряды со звуком Ш:

Логопед: «А теперь будем произносить слоги со звуком Ш отбивая ритм ладонями.

Хлопаем в ладоши и отбиваем ритм:

˂Ученики отбивают ритм, повторяя за логопедом˃

Ша-шаша, ше-шеше, ши-шиши;

шеше – ше, шаша-ша, шошо-шо;

Ша-ша ша-ша-ша, ши-ши шишиши, шо-шо-шо-шо-шо.»

Лексическая тема «Шипы и растения с шипами»

Логопед: «Повторяем слова, утраивая первый слог:

Ша-ша – шаг,

Шо-шо – шок,

Ши-ши – шип.

Что такое шип? Кто ответит?

˂Ответы учеников˃

Верно, шип цепляется, он острый, им можно уколоться как иголкой, это колючка.  На чем он бывает?

˂Ответы учеников˃

Да, шип бывает на растениях – цветах, кустарниках. Растениям шипы нужны для защиты, чтобы плоды не съели звери.»

Логопед: «Здесь спрятана картинка с самым известным цветком с шипами, угадайте, что там?

˂Ответы учеников˃ – верно, это роза (картинка).

Давайте посчитаем шипы на этой розе. Один шип, два шипа, три шипа… по очереди.

˂Ученики считают шипы по одному, затем парами, чередуя счет˃

Шип что делает? ˂Ответы учеников˃ Колется. Цепляет одежду, ранит руки. Шип какой? Придумай. ˂Ответы учеников˃ Верно, шип острый, колючий, маленький.»

Логопед: «Роза растет на кусте, вот колючий розовый куст (картинка).

А как называется куст дикой розы? ˂Ответы учеников˃

Это шиповник (картинка), на этом колючем кустарнике много цветов, похожих на розу, а затем ягод.

Я вам принесла сушеные ягоды шиповника, вам заваривают из них напиток. ˂Ученики рассматривают, ощупывают, нюхают ягоды шиповника˃

Шиповник – это кустарник,

Чем кустарник отличается от дерева? Вот подсказка (картинка)

˂Ответы учеников˃

Верно, по сравнению с деревом он ниже и имеет несколько толстых древесных стеблей-стволиков.

Какие вы знаете кустарники с ягодами?»

˂Ответы учеников˃

Логопед: «Здесь у меня картинки с изображением плодов ягодных кустарников, я буду показывать, а вы называйте, что это? (демонстрируются картинки «вишня», «облепиха», «шиповник», «боярышник» («боярка»), затем закрепляются на магнитной доске).

˂Ответы учеников˃

Логопед: «Какой из этих кустарников не имеет шипов? ˂Ответ учеников˃ Правильно, вишня».

Логопед (показывая на определенную картинку): «По очереди говорим: шипы есть на облепихе, шипы есть на шиповнике, шипы есть на боярышнике, … шипов… нет на вишне.

˂Ответы учеников˃

Логопед: «Теперь проверим вашу внимательность. Посмотрите на доску и закройте глаза. (логопед убирает одну из картинок) Откройте глаза. Чего нет на доске?» ˂Ответы учеников˃ Игра повторяется 3-4 раза.

Логопед: «Ребята, придумайте предложения с этими словами.»

˂Ответы учеников˃

Логопед: «Кто сможет ответить, в каком из этих слов нет звука Ш? ˂Ответ ученика˃ Правильно, в слове облепиха.

Продолжим искать звуки в словах в следующей игре.»

Динамическая пауза, игра «Хлопни-топни»

Логопед: «Сейчас я буду называть слова. Если слышишь звук Ш в начале слова – хлопни в ладоши над головой, если слышишь звук Ш в конце слова – топни ногой. Обязательно проговаривай слова вслух. Начали!

Шапка, камыш, шина, ландыш, шутка, шакал, карандаш, шпион, шпага, душ, малыш. Молодцы!»

Логопед: «Как вы думаете, шипы есть только у растений? Где еще могут быть шипы? ˂Ответы учеников˃

Верно, чтобы машина лучше ездила по снегу и льду, ваши папы меняют на колесах шины на зимние шины с шипами.

Я знаю чистоговорку про шины:

«У моей машины

новенькие шины.

Я по камушкам качу –

кого хочешь прокачу!»

Кто запомнил? Повтори. Отлично! А теперь повторяем все вместе!

˂3-4 повтора чистоговорки совместно с учениками˃

Итог занятия

Логопед: «Вот и подошло к завершению наше занятие. Ребята, что вам запомнилось сегодня на занятии больше всего?

˂Ответы учеников˃

Да, сегодня мы вспомнили про растения с шипами, ягодные кустарники и шипы на колесах машин и произносили много слов с красивым и правильным звуком Ш.

Я благодарю вас за занятие и жду следующих наших встреч».

Литература:

Л.А. Комарова «Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях»;

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей»;

Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки» Речевой материал для автоматизации звуков у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации по теме Дифференциация звуков [В – В’]

Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р

Данный материал содержит конспект подгуппового логопедического занятия с детьми 1 класса. Тема занятия: "Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях". Учитель - логопед Кл...

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме Дифференциация звуков [Т-Д]. Наш огород в деревне Простоквашино.

Цель: совершенствование  навыка  дифференциации звуков [Т-Д], уточнение  и закрепление  словаря  по теме «Овощи».Задачи:Коррекционно-образовательные:-  Закреп...

Постановка, автоматизация произношения звука «З» на материале лексической темы "Осень"»

Цель: автоматизация звука [з] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные : 1. Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [з]; 2. Умение чётко произносить з...

План-конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [с] в односложных и двусложных словах. (1 класс).

Тема: Автоматизация звука [с] в односложных и двусложных словах.  (1 класс). Цель: закрепление правильного произношения звука [с] в словах.Задачи:Коррекционно-образовательные: закрепить...