«Использование нейропсихологических упражнений в работе логопеда»
статья по логопедии
Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования универсальных учебных действий, которые учитывали бы возможности обучающихся и условия, в которых протекает их образовательная деятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нейропсихологических упражнений
в работе логопеда»
Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования универсальных учебных действий, которые учитывали бы возможности обучающихся и условия, в которых протекает их образовательная деятельность.
В последнее время все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Нейропсихологическийподходприобретает все большую популярность, так как успешно применяется и для диагностики, и для коррекции проблем в развитии речи детей разных возрастов.
Нейропсихология —это междисциплинарное научное направление, которое находится на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.Основателем нейропсихологии является Александр РомановичЛурия.
По мнению Александра Романовича, цельюнейропсихологии является понимание, какие функции мозга нарушены в результате повреждения, каким образом это нарушение влияет на остальные процессы, и какс помощью здоровых участков мозга восстановить работу повреждённых.
Александр Романович разделил мозг человека на 3-и функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
Каждая высшая психическая функция реализуется при участии
3-х блоковмозга. Каждый из них вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами.
I блок – энергетический.Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет.С помощью I блока осуществляется любая психическая деятельность.
Этот блок преимущественно отвечает за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (например, переживание успеха – неуспеха).Iблок мозга принимает участие в организации внимания, памяти, а также эмоционального состояния (особенно страх, боль, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а также поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (например, различные болезни) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
Признаком нарушения в развитии I блока мозга является снижение активности. В таких случаях ребёнок пассивен, вял, его не интересует окружающее. Его познавательная и двигательная активность минимальна. Повышена истощаемость, утомляемость. Характерна эмоциональная неуравновешенность. На занятиях, как правило, дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, мешают другим. Это, как правило, часто болеющие дети.
II блок мозга отвечает за приём, переработку и хранение внешней информации.Он формируется от 3 до 7 лет. Включает в себя основные анализаторные системы(зрительную, слуховую обонятельную и кожно-кинестетическую).Благодаря этому блоку ребенок обрабатывает информацию, которую нужно услышать, увидеть, почувствовать, он может распознавать внешние стимулы по качеству и значению.
Недосформированность второго блока мозга, приводит к тому, что у ребенка нарушается координация движений, межполушарное взаимодействие, способность к восприятию звуков на слух и их различению. Страдает зрительно-пространственное восприятие, соотношение форм и размеров предметов. Наблюдаются низкие способности к восприятию инструкции и ее выполнению. Ребенок с трудом может воспринимать ситуацию: одновременно слышать, видеть, думать, принимать решения. Таким детям характерна бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, моторная неловкость.
Также, нарушения этого блока проявляются в плохом узнавании картинок или реальных предметов. В запущенных случаях ребѐнок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. Если нарушения касаются слухового восприятия, он плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука, сопоставить с предметом, который его издает. При тактильных нарушениях у ребенка формируется искаженное представление о теле и отмечается сбой в координации движений.
III блок отвечает за программирование, произвольную регуляцию и контроль психической деятельности.Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет. Контролирует любую деятельность ребенка, следит, чтобы она не протекала хаотично, а была строго организованна, структурирована и последовательна.
Произвольная регуляция психической деятельности включает в себя следующие функции:
• постановку целей действия, которые соответствуют мотивам и задачам актуальной или планируемой деятельности,
• планирование программы и оптимальных способов достижения цели,
• контроль за выполнением программы и своевременная коррекция действий и ассоциаций,
• а также сличение цели с промежуточными и окончательными результатами.
Именно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля.
Несформированностьданного блока лежит в основе большинства синдромов дизонтогенеза, она же в значительной степени обусловливает трудности обучения и поведения ребёнка в школе.
Непослушный ребёнок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций вследствие нежелания следовать им. Он просто ещё не умеет, не знает, как удержать себя отнеодобряемыхвзрослыми действий. Слишком велика его зависимость от непосредственных влияний окружающего мира; ещё очень трудно ребенку предвидеть результаты собственных действий, разделить в своём сознании желаемое «сейчас» и возможное «после».
Как правило, о таких детях говорят, что их нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности. На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым. Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. У таких детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы. Они не могут решать смысловых задач. В письме - это пропуски букв и недописывание слов, невыполнение до конца упражнений. У этих детей крайне бедная речь.
Для правильного развития речи и других Высших психических функций важна согласованная работа всех трех блоков, а также согласованная работа левого и правого полушарий.
Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое (отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие).
Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое(отвечает за восприятие слуховой информации).
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистого тела).Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя значительную нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие.
Для активизации межполушарного взаимодействия необходимо использовать кинезиологические упражнения. Благодаря этим упражнениямсоздаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшениеэффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития.
Татьяна Григорьевна Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом: основным условием приобретения ранней речи является связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма).Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично повреждены, то нарушения речи менее грубые.
Рассмотрим алгоритм компенсации речевых нарушений по мнению Татьяны Григорьевны Визель:
- при нарушении проводящих путей необходимо формировать обходные пути, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных ощущений (тактильных, вкусовых, также использование мимики, жестов);
-при очаговых поражениях (кисты) используется пластичность детского мозга и формируется компенсаторная область.Таким образом формируется речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
Нейропсихологический подход - это сочетание методов и приёмов, направленных на профилактику и коррекцию нарушений развития мозга, на развитие высших психических функций, с учётом его индивидуальных особенностей.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов, а так же эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Нейропсихологический подход служит дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Одним из направлений нейропсихологическогоподхода является развитие межполушарных связей. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, а также речь и другие психические функции (память, внимание, воображение, мышление, восприятие).Все нейропсихологические упражнения могут быть использованы во время занятия, прогулки, а также в свободной деятельности. Можно использовать упражнения как настройку на любой вид деятельности, усвоение информации и снятие психоэмоциональных стрессов или просто как развлечение. Это позволит облегчить взаимодействие всех органов и систем организма ребенка.
Первым всегда должно быть выполнение дыхательных упражнений, а затем можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.Оптимально проводить занятия индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Постепенно от занятия к занятию увеличивать время и сложность упражнений.Упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания нужно усложнять, объём заданий увеличивать, наращивать темп выполнения заданий. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
-подключение движений глаз и языка к движениям рук;
-подключение дыхательных упражнений;
-ускорение темпа выполнения.
Регулярностьпроведения упражнений — это залог быстрого достижения положительного результата в развитии и обучении ребенка.Чтобы у ребенка начали развиваться определенные навыки, нужно выполнять как минимум по одному – двум упражнениям в день.Общая продолжительность всего комплекса упражнений должна находиться в пределах от 5 до 10 мин., так как ребенок может устать. Усложнение тренировочного процесса должно происходить постепенно по мере того, как ребенок приобретает навыки.
Одним из основных требований к использованию нейропсихологических упражнений является точное выполнение движений.В том случае, если ребенку необходимо выполнить какое-либо задание, либо ему предстоит другая интеллектуальная нагрузка, лучше сначала выполнить упражнения, а уже затем переходить к мыслительному процессу.Использование нейроупражнений приводит к расширению зоны ближайшего развития ребенка и способствует ее переходу в зону актуального развития.
Нейропсихологические упражнения для повышения нейродинамики (при нарушении работы Iэнергетического блока) должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области.
Рекомендуется использовать:
- дыхательные упражнения;
- массаж, самомассаж;
- растяжки;
- релаксация;
- блок упражнений «Здоровые глаза»;
- тренировка мышц речевого аппарата;
- упражнения для шеи, плеч, рук и ног.
Комплекс упражнений, ориентированных на коррекцию 1 -го функционального блока мозга, активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.
Для формирования II блока (приём, переработка и хранение внешней информации) мы предлагаем Вашему вниманию нейроупражнения.
Рекомендуется использовать упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия, фонематических процессов, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, зрительно - моторнойкоординации, а также навыков регуляции и контроля.
Нейропсихологические упражнения, направленные формирование произвольной саморегуляции (III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности).
Третий блок мозга обеспечивает организацию активной, сознательной психической деятельности – это регуляция поведения, составление плана и программы действий и контроль за их выполнением.
С ребенком, неспособным произвольно регулировать свое поведение, невозможно заниматься, сидя долгое время за столом и ожидая, что он будет выполнять задания. Основное средство для детей с нарушениями развития (по крайней мере, на первых этапах работы) является доступная им игра.
Важным условием развития произвольности является обучение правилам, их принятие и выполнение ребёнком. Естественно, что сформироваться это может только в игре, так как именно она представляет собой свободную деятельность со своими чёткими законами, нарушение которых приводит к невозможности полноценного в ней участия.
•формирование произвольного внимания;
•формирование навыков регуляции и контроля.
Таким образом, нейропсихологический поход позволяет логопеду изучить причину нарушения, выстроить эффективную стратегию сопровождения ребенка с нарушениями речи, помочь в формировании основных функций для будущего обучения ребенка, повысить эффективность логопедической коррекции.
Источники:
- Ахутина Т.В, Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2008.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии //М., 2005.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Из-во АПН РСФСР, 1960.
- Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.
- ЛурияА.Р. и современная психология (Сбор. статей памяти Лурия А.Р.) под. ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой.-М.: Издательство Московского Университета,1982
- Лурия А.Р. Курс общей психологии. Мышление и речь. Лекции 7-12. М.: МГУ,1970
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1972
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «ACADEMA», 2002.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.
- Цветков Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пескотерапии в работе логопеда
Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете. Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка. Использую пескотерапию с сентября 2014 года. Благодаря и...

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя- логопеда.
Скорость современной жизни велика, и это отражается на детях. Школьная программа постоянно меняется , растут требования в школе и нагрузка вне школы.Родители тоже ждут от детей высоких и быстрых...

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда».
Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать пр...

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"
Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...
Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в коррекционной работе учителя - логопеда.
Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжёлых нарушений речи, и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, зрительно - простра...

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи....